Экономическое учение физиократов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к
капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и
финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и
светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление
европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное
хозяйство.

Содержание

Содержание.
1. Введение. – стр. 2
2. Экономическое учение Ф. Кенэ – стр. 3-5
а. Принципы методологии.
б. Учение о «читом продукте».
в. Теория капитала.
г. Отношение к торговле.
3. «Экономическая таблица». - стр. 5-8
4. Экономическое учение А. Тюрго. – стр. 9-11
а. Предмет и метод изучения.
б. Теория денег.
в. Теория стоимости.
г. Теория классов.
д. Теория доходов.
5. Заключение. – стр. 12
6. Список литературы. – стр. 13

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Реферат: Учение физиократов 

     Содержание.

1.      Введение. –  стр. 2

2.      Экономическое учение Ф. Кенэ  –  стр. 3-5

     а. Принципы методологии.

     б. Учение о  «читом продукте».

     в. Теория капитала.

     г.  Отношение к  торговле.

3.      «Экономическая таблица». - стр.  5-8

4.      Экономическое учение А. Тюрго.  – стр. 9-11

     а. Предмет и метод изучения.

     б. Теория денег.

     в. Теория стоимости.

     г. Теория классов.

     д. Теория доходов.

5. Заключение. –   стр. 12

6. Список литературы. –  стр. 13

     Введение.

Школа физиократов  возникла во Франции в период перехода от феодализма к

капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп  промышленный и

финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и

светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление

европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное

хозяйство.

Слово «физиократия»  имеет греческое происхождение  и в переводе означает

«власть природы». В этом смысле представители физиокртатизма исходили из

определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного  производства.

Основоположником  и главой школы являлся Ф. Кенэ, также в нее входила большая

группа экономистов: А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.

     Экономическое учение Ф. Кенэ. 

Франсуа Кенэ (1664-1774) – признанный лидер учения физиократов. Как и другие

авторы первого  этапа развития классической политической экономиии, он не

является профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля,

восьмой из тринадцати детей крестьянина – мелкого  торговца, Ф. Кенэ

исключительно благодаря  своим природным дарованиям достиг профессии врача,

которая всегда оставалась для него основной. Чтобы стать  медиком он в 17 лет

уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на

жизнь в одной  из граверных мастерских. Через 6 лет  получил диплом хирурга и

приступил к врачебной  практике вблизи от Парижа в городке  Мант.

В 1734г. популярнейшему к тому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную

работу в качестве медика в своем доме герцог Виллеруа. В 1749 г. после

аналогичной «просьбы»  маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще  более почетную

службу и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения  лейб-медика короля

Людовика XV.

По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все

более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки  медицины. Свободное

время он начинает посвящать философской науке, а  затем целиком экономической

теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в

«Энциклопедии», издававшейся Дидро, в которрой и были опубликованы его

основные экономические  произведения (статьи): «Население»(1756), «Фермеры»,

«Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица»(1758) и  др.

     Принципы методологии.

Методологической  платформой экономического исследования Кенэ стало

разработанное им учение о «естественном порядке». Оно означало признание

объективной реальности окружающего мира, существование  которого объяснялось

соответствием "естественному  порядку" или "естественному праву". Кенэ

рассматривал такое  право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога.

По его мнению, соблюдение "естественного порядка" обязательно для всех людей

уже потому, что  представляющее его "естественное право" признаётся "светом

разума". Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не

может претендовать "на всё" (это равносильно праву  ласточки на всех летающих

мошек), а должен исходить из того, что в состоянии  обеспечить своим трудом.

Физиократы опирались на идею "естественного права" для определения

существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о

"естественном  порядке" Кенэ и его коллеги  признавали экономические и

политические законы в качестве естественных (не зависящих  от людей и

политической власти). Такие законы трактовались как вечные.

Юридической основой  концепции о «естественном порядке» по мнению Кенэ

являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную

собственность, частные  и интересы и обеспечивающие воспроизводство и

правильное распределение  благ. Как утверждает ученый, частный  интерес одного

никогда не может  быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при

господстве свободы. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает

обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно

лучшему состоянию.

Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что верховная  власть не должна быть

аристократической или предоставленной крупным  земельным собственникам;

последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более

могущественную, чем  сами законы, поработить нацию и  создать самую

разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить  высшую

государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов

– естественного  порядка, - необходимых для осуществления государственного

руководства.

Оценивая методологию  исследования Кенэ и его последователей, современные

ученые отмечают, что физиократы не провели методологической грани между чисто

теоретическими  и практическими (экономико-полиитическими) суждениями.

Провозглашенная физиократами экономическая наука  изучает физические и

моральные законы «наиболее совершенного строя», который  вызывает у них

вдохновение и  энтузиазм, до известной степени  сектантский характер всего их

течения и мессионизм во взглядах на свою роль.

     Учение о «чистом продукте».

Центральное место  в учении физиократов занимала проблема "чистого продукта" и

его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную

плату. Иными словами, под "чистым продуктом" имелся в виду прибавочный

продукт. Исходя из того, что "земля есть единственный источник богатства",

Кенэ полагал, что "чистый продукт" производится только в земледелии. С этой

точки зрения промышленность оказывалась "бесплодной". Единственной формой

чистого продукта считалась рента. Физиократы противоречиво  толковали

производство "чистого  продукта". С одной стороны, он представлялся как

результат естественного  процесса роста, свойственного земледелию,

следовательно, как  дар природы. Вместе с тем "чистый продукт" выступает у них

и как результат  земледельческого труда, избыток над  заработной платой.

Прибыль рассматривалась  как разновидность заработной платы.

В соответствии со своим пониманием производства Ф.Кенэ делил все общество на

три класса: производители – все люди занятые в сельском хозяйстве, включая

крестьян и фермеров;  собственники – землевладельцы т.е. дворянство (включая

короля), духовенство, чиновничество; «бесплодные» - все граждане вне

земледелия т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг;

     Теория капитала

Ф. Кенэ принадлежит  первое в истории экономической  мысли достаточно глубокое

теоретическое обоснование  положений о капитале. По терминологии ученого,

сельскохозяйственные  орудия, постройки, скот и все то, что используется в

земледелии в  течение нескольких производственных циклов, представляют

«первоначальные авансы» (по современной терминологии – основной капитал).

Затраты на семена, корма, оплату труда работников и  другие, осуществляемые на

период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к

«ежегодным авансам» (оборотный капитал). Заслуга Кенэ состоит также в том,

что он смог убедительно  доказать, что в движении наряду с оборотным находится

и основной капитал.

Школа физиократов  выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала

ошибочные исходные положения его концепции о  том, что единственной формой

богатства является золото, а его источником - внешняя  торговля. Ф. Кенэ и его

коллеги считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей.

Деньгам отводилась роль посредника в обращении. Источник богатства они видели

в производстве, а  не в торговле, для которой характерен, по их мнению, только

обмен равных ценностей (эквивалентный обмен). Заслуга физиократов  в том, что

они перенесли  исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу

непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа

капиталистического  производства. Вместе с тем толкование производства у них

одностороннее: сфера  производства ограничена лишь сельским хозяйством. Отсюда

единственно производительным трудом считался труд земледельцев.

Физиократическая  система выступала как выражение  нового капиталистического

общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального. Для  объяснения

процесса физиократы брали такую отрасль труда, которая "выступает наружу

независимо от процесса обращения", что они видели только в земледелии. С их

точки зрения, промышленность не являлась производительной отраслью хозяйства.

     Отношение к торговле.

Физиократы категорически отвергли экономическую доктрину меркантилизма. В

области экономической  политики они выступили как сторонники невмешательства

государства в  экономическую жизнь страны. Что  касается торговли, то Ф. Кенэ

считал ее «бесплодным  занятием», но в то же время предостерегал от ложного

впечатления, что  благодаря всемирной конкуренции  она становится вредной и что

иностранные купцы  увозят и расходуют на родине то вознаграждение, которое им

уплачивают за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим

вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с таким заблуждением,

Ф. Кенэ утверждал, что необходима «абсолютная свобода  торговли» как условие

Информация о работе Экономическое учение физиократов