Экономическое развитие СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Социально-экономическое развитие 5
2. Общественно-политическая жизнь в послевоенные годы 8
3. Попытки осуществления политических и экономических реформ 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 29.57 Кб (Скачать)

Экономические дискуссии, начало которым  было положено еще в годы войны  работами академика Е.С. Варги (по проблемам  развития мирового капитализма), завершились  с выходом в свет работы Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.), отвергавший любые  проявления рыночной экономики и  обосновывавшей еще большее огосударствление экономической жизни в СССР.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Попытки осуществления политических  и экономических реформ

Развитие экономики СССР упиралось  в ее чрезмерную централизацию. Все  экономические вопросы, большие  и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении  любых дел. Основные материальные и  денежные ресурсы, необходимые для  выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических  инстанций. 
Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Поскольку путь прогрессивных изменений  политического характера был  заблокирован, сузившись до возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались не политики, а сферы экономики. Центральный 
Комитет ВКП(б) рассматривал различные предложения экономистов на этот счет. 
Среди них - рукопись “Послевоенная отечественная экономика”, принадлежащая 
С.Д. Александеру. Суть его предложений сводилась к следующему: преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров; децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах и главках; отмена системы госзаготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке; реформа денежной системы с учетом золотого паритета; ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам.[7]

Эти идеи можно рассматривать в  качестве основ новой экономической  модели, построенной на принципах  рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрессивной  для того времени. Правда, идеям 
С.Д. Александера пришлось разделить участь других радикальных проектов, они были отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”.[8]

Первая попытка реформирования командно-административной системы  тесно связана с окончанием в  марте 1953 г. сталинского периода  в истории СССР, когда управление страной сосредоточилось в руках  трех политиков: 
Председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра внутренних дел Л.П. 
Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Между ними разгорелась борьба за единоличную власть, в ходе которой каждый из них рассчитывал на поддержку партийно-государственной номенклатуры. Этот новый слой советского общества 
(секретари ЦК республиканских компартий, обкомов, крайкомов и др.) готов был поддержать одного из этих руководителей страны при условии предоставления ему большей самостоятельности в решении местных вопросов и, главное, гарантий личной безопасности, прекращения политических “чисток” и репрессий.

Вследствие сложной борьбы на политическом “Олимпе” к власти пришел поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953 г. был арестован и расстрелян Л, Берия по абсурдному обвинению  в “сотрудничестве с империалистическими  разведками” и “заговоре с  целью восстановления господства буржуазии”. В январе 1955 г. подал в вынужденную  отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана  из высшего руководства “антипартийная группа” в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, 
В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем Совета Министров СССР.[9]

Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями  и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, 
Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.[10]

Но этого, как показала история  развития страны, не произошло. После  войны несколько раз проводились  различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений  в сущность планово-административной системы. 
В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации  и межотраслевого кооперирования, ускорился  процесс создания и внедрения  новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой  перестройки. 
Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” 
(когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.

И хотя внешне новая, “совнархозовская”  система управления существенно  отличалась от прежней, “министерской”, ее суть оставалась той же. 
Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно- административной системы.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. 
Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 
85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%.[11]

Ученые экономисты и практические работники пытались разрабатывать  новые подходы к экономическому развитию страны, особенно в области  долгосрочного планирования и прогнозирования, определения стратегических макроэкономических целей. Но эти разработки не были рассчитаны на быструю отдачу, поэтому им не уделялось достаточного внимания. Руководству  страны нужны были реальные результаты в настоящее время, а посему все  силы направлялись на бесконечные корректировки  текущих планов. Например, так и  не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в  качестве отправного документа, направлявшего  работу всей экономики в течение  пяти лет, стали Директивы XIX съезда партии.

Заключение

В заключении, можно сделать следующие  выводы:

В основном, при определении приоритетов  послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего  плана - плана восстановления - руководство  страны фактически вернулось к довоенной  модели развития экономики и довоенным  методам проведения экономической  политики. 
Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств), но и во многом за их счет, т.к. продолжалась предвоенная политика 
“перекачки” средств из аграрного сектора в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное повышение налогов на крестьянство в послевоенный период).

Если в послевоенные годы вся  сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выполнению функции очередного "приводного ремня" в обработке общественного  сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и к тому, чтобы  обеспечить решение оборонных задач  и добиться "партийной направленности" не только гуманитарных, но и естественных наук.

Советская экономика зависела в  большей степени не от грамотных  экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в  прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников  главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые  и т.п. Таких “реформ” в 1950- 
1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы.

 

 

 

 

 

Список литературы

1. История СССР. / Под редакцией  Островского В. П. – М.: Просвет, 1990. 
2. Курицын В. М. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. 1929-1940 гг. Москва.: 
«Международные отношения», 1998. 
3. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. М.: Владос, 
1998. 
4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М.: Просвет, 1991. 
5. Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. – М.: Академия, 2003. 
6. Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 
2000.

----------------------- 
[1] Курицын В. М. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. 1929-1940 гг. 
Москва.: «Международные отношения», 1998. – С.98. 
[2] Курицын В. М. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ. 1929-1940 гг. 
Москва.: «Международные отношения», 1998. – С.191. 
[3] Таим же С.293. 
[4] Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. – М.: Академия, 2003. – 
С.176. 
[5] Там же. – С.178. 
[6] Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. – М.: Академия, 2003. – 
С.180. 
[7] Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 
2000. – С.309. 
[8] Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. М.: Владос, 
1998. – С.494. 
[9] Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 
2000. – С.312. 
[10] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М.: Просвет, 1991. – 
С.306. 
[11] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М.: Просвет, 1991. 
С.427.


Информация о работе Экономическое развитие СССР