Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:32, реферат
В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.
В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.
В конце XIX — начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.
Сильный удар по
государственным финансам нанес
кризис 1900—1903 гг. Правительственная
казна была фактически опустошена попытками
спасти убыточные промышленные предприятия
и поддержать разваливающуюся банковскую
систему. После русско-японской войны
1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный
долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство
пыталось сократить дефицит бюджета
за счет увеличения прямых и косвенных
налогов, сокращения расходов на экономические,
военные и культурные преобразования.
Крупные правительственные
Транспорт
В отличие от
других отраслей народного хозяйства
транспортная система в начале XX
в. не претерпела значительных изменений.
Железнодорожный транспорт
По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.
Крайне незначительно
увеличилась сеть шоссейных дорог.
Россия оставалась страной трактов
и проселков, на которых преобладали
гужевые перевозки. Автомобиль в
то время был предметом роскоши
для привилегированных
В целом для
экономики России начала XX в. характерно
совпадение процессов индустриализации
и монополизации. Экономическая
политика правительства была нацелена
на ускоренное промышленное развитие
и имела протекционистский
Реформы С. Ю. Витте
Оказывал значительное
влияние на внутреннюю и внешнюю
политику русского правительства, активно
содействовал развитию российского
капитализма и пытался сочетать
этот процесс с укреплением
При Витте значительно
расширилось вмешательство
В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:
усиление роли государства в экономике:
— введение единых тарифов на железных дорогах;
— государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;
— сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;
— расширение государственного сектора в промышленности;
— активизация деятельности Госбанка;
— введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:
— гибкое налоговое законодательство;
— борьба с дефицитом бюджета;
— укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);
— умеренный
протекционизм в отношении
Витте предложил
ряд мер, направленных на разрушение
общины и превращение крестьянина
в собственника земли, а также
на улучшение положения рабочих.
Программа Витте не нашла должной
поддержки в ближайшем
Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905—1907 гг.
P.S. Налоги и повинности народов Сибири в начале XX века (Лев Дамешек)
Неравномерность
раскладки налогов и податей,
высокие их размеры порождали
устойчивые и многочисленные недоимки,
отмечаемые у всех категорий коренных
жителей. У оседлых «инородцев»
Енисейской губернии за 5 лет (1895 - 1900) недоимка
по государственным земским
В итоге отметим,
что в рассматриваемый период
подати и повинности коренного населения
Сибири по форме и содержанию носили
смешанный характер. В совокупном
обложении народностей края на долю
местных и личных обязанностей приходилось
Ее менее 50% денежных платежей. Подати
и повинности оседлых аборигенов
на практике ничем не отличались от
податных обязанностей русского крестьянства.
Однако наиболее характерной формой
податных обязанностей кочевых и
бродячих «инородцев» - абсолютного
большинства коренного
Информация о работе Экономическое развитие России в начале XX века