Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:28, доклад
Мекленбург, Бранденбург, Померания, Восточная Пруссия, Силезия оставались в XVIII в. главными районами распространения позднего немецкого крепостного права, наиоолее ярко характеризующего господство феодальной реакции. Крепостническая эксплуатация приняла здесь особенно жестокий характер, хотя в правовом и экономическом положении крестьянства наблюдалось большое разнообразие. Наряду с обычной двух-трехдневной барщиной встречалась и шестидневная, при которой крестьяне вынуждены были обрабатывать свои надельные участки по ночам.
У Пруссии сформировался, так сказать, комплекс неполноценности после победы Бонапарта в 1807 году. И она очень долго не могла преодолеть эту роль «гадкого утенка» среди Великих держав. По этому поводу Бисмарк пишет: «Откровение, что Пруссия великая держава, было в свое время признано Европой, но долгие годы малодушной политики привели ее к ослаблению, нашедшему, в конце концов, свое выражение в той жалкой роли, какую взял на себя Мантейфель в Париже[14]. Его запоздалое допущение [к участию в конгрессе] не могло поколебать той истины, что держава, желающая, чтобы ее признали великой, должна прежде всего сама считать себя такой и иметь мужество быть ею. После всех унижений, которые нам пришлось перенести со стороны Австрии и вообще западных держав, я считал прискорбным доказательством отсутствие чувства собственного достоинства наше желание быть допущенными на конгресс и скрепить его решения своей подписью»[15].
Пруссия, как свидетельствуют факты, не сразу преодолела это «отсутствие чувства собственного достоинства».
Отличит. чертами П., главным носителем к-рого было юнкерство, с самого начала являлись шовинизм, ненависть к др. народам, особенно к славянским, агрессивные устремления, культ грубой силы, раболепное повиновение вышестоящим, презрение к культуре и прогрессу, палочная дисциплина. В предельно лаконичной форме это выразил прусский король Фридрих Вильгельм I, чьим девизом были слова: "Не рассуждать!". П. базировалось на неоспоримом могуществе военщины, являвшейся плотью от плоти прусского юнкерства с его безмерными чванливостью и высокомерием. "...В каждом дюйме - бароны, - писал Ф. Энгельс, - в каждой капле крови - плод шестидесяти четырёх равных браков, в каждом взгляде - вызов" (Маркс и Энгельс о реакционном пруссачестве, 1943, с. 14). П. укреплялось с каждым новым захватом, совершенным Пруссией, особенно же при Фридрихе II (1740-86). Объединяя в 60 - нач. 70-х гг. 19 в. Германию "железом и кровью", юнкерство стремилось распространить П. на всю Германию, но получало отпор со стороны рабочего класса и всех демократич. сил нем. народа. П. был нанесен жестокий удар в результате революции 1918 и поражения кайзеровской Германии в 1-й мировой войне, но затем оно было возрождено реакц. и реваншистскими силами, в особенности национал-социалистами. После разгрома фаш. Германии во 2-й мировой войне и ликвидации прусского гос-ва (решение союзного Контрольного совета в Германии от 25 февр. 1947) элементы П. сохраняются в идеологии и практике реваншистов и милитаристов ФРГ.
Наиболее последовательно
провел реформу судопроизводства. Однако он же ликвидировал
автономию земель и провинций своей империи, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансильвании, Галиции.
Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.
Просвещенный абсолютизм в России.
В России, как и в других
европейских странах, переходная эпоха
от феодализма к капитализму породила
идеологию Просвещения. К периоду
просвещенного абсолютизма
Просвещенный абсолютизм
в России характеризуется такими
мероприятиями, в которых были заинтересованы
дворяне и само государство, но которые
в то же время способствовали развитию
нового капиталистического уклада. Важной
чертой политики просвещенного абсолютизма,
на которую указывают
Вступив на престол, Екатерина
предприняла в первые годы царствования
ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила
в
На основе идей европейских
просветителей у Екатерины
Информация о работе Экономическое развитие Германии в 18 веке