Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:06, реферат
На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Отмена в первой половине 19 века крепостного права в главных германских государствах открыла путь к капиталистическому развитию страны, однако предпосылки экономического подъема сложились начиная только с 70-х гг. 20 века
Общие закономерности развития промышленного производства.
1.1. Основные факторы развития
1.2. Обновление основного капитала. Основные этапы и особенности развития промышленности.
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Экономическое развитие Германии от объединения Германии до первой мировой войны (1871 - 1914 гг.)
Общие закономерности развития промышленного производства.
1.1. Основные факторы развития.
На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Отмена в первой половине 19 века крепостного права в главных германских государствах открыла путь к капиталистическому развитию страны, однако предпосылки экономического подъема сложились начиная только с 70-х гг. 20 века. Естественен вопрос: каким образом Германия, столь поздно вступившая на капиталистическую арену, отягощенная столь большим грузом средневековых пережитков, смогла в такой короткий срок занять первое место среди передовых промышленных стран Европы? Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети 19 века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 гг.1 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц - германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I - ее кайзером.2 Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности.
Железнодорожное строительство.
В первую очередь этот толчок испытало железнодорожное строительство. Капитализм мог успешно развиваться лишь в условиях единого национального рынка, кровеносными сосудами которого стали железнодорожные и речные пути. Железнодорожное строительство явилось могущественным толчком для развития многих отраслей промышленности, а для некоторых и началом их становления. Строительство железных дорог требовало громадного количества продуктов тяжелой индустрии и машиностроения - каменного угля, рельсов, балок, паровозов, вагонов, труб, цемента, кирпича, нефти и т.п. Поэтому эти отрасли промышленности находили в железных дорогах основу для быстрого развития. Железные дороги являлись стимулом самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной. Форсированное строительство железных дорог в Германии началось во второй половине 19 века. В 50-60-е годы были проложены основные железнодорожные ветки между Берлином - Потсдамом - Магдебургом - Галле - Лейпцигом - Дрезденом; Гамбургом - Килем - Шверином - Висмаром - Ростоком; Берлином - Штеттином - Кройцем - Бромбергом - Данцигом и Кенигсбергом; Килем - Ганновером - Геттингеном - Касселем - Марбургом - Франкфуртом -на Майне - Вюрцбургом - Нюрнбергом - Мюнхеном; от Кельна железнодорожная магистраль шла на Францию, от Майнца через Страссбург до Парижа, от Берлина через Франкфурт-на-Одере - Бреслау до Кракова, из Берлина через Любек в Данию и т.д. Иными словами, к 1870 г. Германия железнодорожными путями была связана со всеми своими зарубежными соседними странами. Железнодорожная сеть Германии, уже довольно разветвленная к 1870 г., еще более увеличилась в последние годы. Об этом свидетельствуют следующие цифры:
Таблица 1 . Длина железных дорог за период 1860 - 1913 гг.
Годы 1860 1870 1880 1890 1900 1910 1913
Длина железных дорог в тыс. км 11,6 19,6 33,8 42,9 51,4 61,2 63,7
Длина железных дорог в км 11023 33865 49878 59031
Таблица составлена на основании: Кучинский Ю. История условий труда в Германии (1800 - 1945). М., 1949 .С.124; Geschichtliche weltkunde. Band2. Frankfurt/M., 1977. S166.
Длина железных дорог за период 1860 - 1870 гг. увеличилась на 8 тыс.км(69%), а за период 1870 - 1880 гг. на 14,2 тыс.км(72,4%). Далее прирост длины железнодорожной сети и темпы роста ее стали заметно снижаться и составили за 1880 - 1890 гг. - 9,1 тыс.км(26,9%), за 1890 - 1900гг. - 8,5 тыс.км(19,8%), за 1900 - 1910 гг. - 9,8 тыс.км(19,0%). Всего за период 1870-1913 гг. длина железнодорожной линии увеличилась примерно в 3,3 раза(на 225%). Строительство железных дорог в Германии продолжалось в довольно крупном масштабе, хотя темп первой половины 1870-х годов, когда увеличение железнодорожной сети составило 9235 км, в дальнейшем не был превзойден.3 Несколько другие данные о росте длины железнодорожных линий приводит историк Гольдштейн И. Он пишет: Из общей протяженности железных дорог в 60521 км, которыми Германия располагала накануне первой мировой войны, к началу 1870 г. было построено всего 17160 км. Наибольшего размаха железнодорожное строительство достигло в 70-х годах: за десятилетие 1871-1879 гг. прирост железнодорожной сети составил 15804 км.4В течении 70-х годов была в основном завершена система ширококолейных железных дорог. Начался подвод путей буквально к каждому городу, заводу.
На рост железнодорожного строительства повлияли иностранные инвестиции, в частности, английские капиталы, а также 5 млрд. контрибуция с Франции. Важную роль в развитии железных дорог сыграли денежные средства, вложенные различными обществами (немецкими АГ, ГмбХ, КГ, ОХГ), а также денежные вклады частных лиц.
В 1880 г. Германия заняла первое место в Европе по длине железных дорог. Количество действующих паровозов увеличилось с 14188 в 1890 г. до 29900 в 1913 г. (более чем в 2 раза), а рабочих с 333439 в 1885 г. до 740249 в 1912 г.5
В первый период строились частные небольшие железные дороги для обслуживания местного рынка. Для Германии железнодорожный вопрос являлся важным, и поэтому Бисмарк хотел подчинить железные дороги государственному центральному управлению, чтобы увеличить мощь и престиж Берлина. В 1880-1890 гг. государство выкупает частные железные дороги в казну. Государство по причинам военного характера было заинтересовано в том, чтобы монополизировать железнодорожную сеть страны. Результатом этого было то, что в течении 30 лет Пруссия приобрела контроль над 2/3 железных дорог Германии.7 Германские железные дороги стали в значительной части строиться или эксплуатироваться государством. Наиболее развитой была железнодорожная сеть в Пруссии, в основном скупленная в 80-х годах в той части, где она еще не была государственной собственностью. Ввиду послевоенного кризиса предприниматели охотно шли на продажу железных дорог, т.к. таким путем серьезные финансовые убытки превращались в солидную прибыль.
Строительство железных дорог, особенно в 1870-1880 гг., привело к быстрому росту банковского капитала через кредитование и эмиссию ценных бумаг железнодорожных акционерных компаний. Другим наследством стал расцвет горнозаводской и машиностроительной промышленности. В 1911 г. Германия являлась крупнейшим экспортером железнодорожного оборудования.
Бурное развитие железных дорог ускорило процесс разложения крестьянского хозяйства и вытеснения его домашних промыслов; появился значительный контингент новых потребителей продуктов капиталистической промышленности, особенно в восточных провинциях Германии. В частности, заметно расширился круг потребителей хлопчатобумажных тканей. Наконец, железные дороги в десятки раз удешевили перевозку товаров на далекие расстояния, что содействовало бурному развитию торгового капитала и легкой промышленности.
Милитаризация экономики.
Крупнейшую роль в развитии германской индустрии играл растущий милитаризм. К моменту воссоединения Германии самым крупным промышленным предприятием был военный завод Альфреда Круппа в Эссене.9 В 1845 г. у Круппа работало 122 рабочих, к 1871 г. число их превысило 16 тыс., а в 1902 г. - уже 40 тыс. рабочих.10Вскоре военные заводы Круппа и другие переросли рамки страны. Фирма Круппов, как крупнейший поставщик вооружения для армии и флота кайзеровской Германии, продолжала расширять производство, и если в 1870-1871 гг. общая стоимость ее продукции составляла 29 млн. марок, то в 1890-1891 гг. уже почти 56 млн. марок.11 За двадцатилетие фирмой было произведено продукции на 603,6 млн. марок, военная продукция достигала суммы в 272 млн. марок; за это же время 82,4% всей военной продукции и 49,9% мирной шло на экспорт.12Деятельность фирмы Круппа оказывала огромное влияние на гонку вооружений во всем мире, когда фирма усиленно наращивала производство вооружения. Так, в 1901 г. возникло международное общество "Юнайтед Гарвей стил компани", куда вошли крупнейшие фирмы военной промышленности мира, и в их числе Крупп, Шнейдер, Виккерс, Армстронг с целью совместного использования патента на производство стали для броненосцев.13Крупп вступал в патентные соглашения по применению новых военных изобретений с рядом фирм, в том числе и с Виккерсом.
Германское правительство не знало экономии в расходах, когда дело касалось вооружений и военных заказов. Германия превратилась в вооруженный лагерь. Непрерывно совершенствуя свое вооружение, Германия широко использовала науку, интенсивно поставлявшую новые средства уничтожения. На этой почве возникла тесная связь между немецкой наукой с магнатами промышленности, тратившими гигантские суммы на изобретательство военной техники.
В 1896 г. Вильгельм II начал компанию за создание мощного военно-морского флота. В это время Крупп купил в Киле судостроительную верфь. Кильская верфь и заводы Круппа в Эссене, Аннене, Рейнхаузене и Магдебурге давали ему полную возможность создавать весь флот целиком - от заклепок до снарядов. На рубеже 19-20 веков Крупп построил 9 линейных кораблей, 5 легких крейсеров и 33 эсминца.14 В конце 19 века был изобретен гирокомпас, который сделал возможным вождение подводных кораблей, а создание дизельного мотора исключало необходимость пользоваться опасным и дымным газолином; к этому времени был уже полностью закончен проект первого немецкого подводного корабля - "Подводная лодка-1(У-1)". За время с 1899 по 1914 гг. Кильская верфь "Германия" построила не менее 57 военных судов.15
Перед первой мировой войной Крупп еще более усовершенствовал боевое орудие. Это была толстая тупоносая мортира, по своей мощности превосходящая любую пушку вмире,16,8-дюймовая (420 мм) "Толстая Берта", которая обслуживалась 200 артиллеристами и посылала свои снаряды на расстояние девять миль.16 Пушки Круппа отлично зарекомендовали себя еще во время франко-прусской войны, где и сыграли решающую роль в победном сражении под Седаном и в политических итогах страны. "Но -пишет об Альфреде Круппе исследователь Рольф Батлер, -наверх его возносит не оружие, а бесшовное железнодорожное колесо, которое он считает своим самым значительным изобретением. Производство колес, колесных пар осей для европейских дорог делает его известным, а производство пушек - влиятельным. Обод в трх кольцах становится символом и маркой для крупповской стали."17
Милитаризм Германии поглощал из года в год возраставшую часть государственного бюджета. Так, расходы на армию, флот, а также тесно связанные с ними расходы на пенсионный фонд и проценты по госзаймам составили в 1879 г. 428 млн. марок, в 1899 - 926 млн., в 1909 г. - 1615 млн., в 1913 г. - 2087 млн., в1914 г. - около 2145 млн.марок.18 За 35 лет ежегодные военные расходы выросли почти в 5 раз, а за весь период составили несколько десятков миллиардов марок, значительная доля которых пошла так называемую материальную часть, т.е. в пользу промышленников.
Победа над Францией и распространение прусского милитаризма в объединенной Германии, строительство военного флота, перевооружение германской армии, постройка крепостей и т.д. предъявляли повышенный спрос к промышленности. Хозяйственный подъем в Германии, в какой-то мере, подстегивался растущим милитаризмом.
Уже в конце 19 века по развитию военной промышленности Германия заняла первое место в мире. Однако, нужно заметить, что растущий милитаризм угрожал государству банкротством и в конечном счете мог оказать отрицательное влияние на дальнейшее развитие производительных сил. Вызванный милитаризмом централизованный спрос государства в известной мере служил средством разрешения противоречий, обусловленных сохранением обременительных пережитков феодализма. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на развитие германского капитализма. Влияние милитаризма на развитие производительных сил было односторонним, т.к. оно в первую очередь покровительствовало тяжелой промышленности. Милитаризм, особенно в сочетании с тягостным бременем докапиталистических пережитков, одновременно и стимулировал и тормозил развитие внутреннего рынка.
Рост населения страны.
Промышленному развитию Германии способствовал также быстрый рост населения. Приведем статистические данные из разных источников о росте численности населения Германии.
Таблица 2 . Динамика роста численности населения Германии за период 1870-1914 гг.
Источник 1870г 1871г 1875г 1880г 1890г 1900г 1901г 1910г 1913г 1914г
Эконом. история кап. стран 40,8 45,1 49,2 56,0 67,0
Клайн Ф. 41 49,4 64,9 67,8
Эриннерн 41 42,7 64,9
Карр В. 56,7 67,7
Таблица составлена на основании: Экономическая история капиталистических стран. Под ред. Чунтулова В.Т. М.,1985. С287;Klein F. Deutschland von 1897/98 bis 1917. Berlin,1961.S 10; Erinnern und urteilen. Band3. Stuttgart,1980.S82; Carr W. Op.cit. P.168.
Из данных таблицы видно, что численность населения за период 1871-1914 гг. увеличилась на 65%. Значительное увеличение численности населения происходило с 1890-х годов, а своего пика достигало в период 1900-1910 гг. Когда прирост населения составил около 9 млн. человек. Это было связано с тем, что вплоть до середины 90-х годов промышленность Германии, несмотря на общий подъем, была не в состоянии поглотить значительную часть освободившейся из ремесла и земледелия рабочей силы(из-за запоздалой и затянувшейся промышленной революции) и эмиграция из Германии достигла в начале 80-х годов своей наивысшей точки, упав лишь в начале 90-х годов, а приблизительно с 1895 г. процесс постепенного превращения Германии в страну с превышением притока рабочих извне над эмиграцией.19
Рост населения Германии в 1871-1914 гг. шел быстрее по сравнению с Англией(с 25,8 до 41,3 млн. чел.) и Францией(с 36,9 до 39,8 млн. чел.) за тот же период времени, уступая лишь США(с 38,7 до 96,5 млн. чел.).20
В связи с индустриализацией страны изменялась и социально-классовая структура населения.
Таблица 3. Соотношение сельского и городского населения в Германии.
Источник
Годы В сельской области
Численность (млн.чел.) % В городах
Численность (млн.чел.) %
Клайн Ф. 1871
1890
1910 26,2 63,9
26,2 53,0
26,0 40,0 14,8 36,1
23,2 47,0
39,0 60,0
Карр В. 1871
1890
1910 26,1 63,7
28,4 57,5
26,0 40,0 14,9 36,3
21,0 42,5
39,0 60,0
Таблица составлена на основании: Klein F. A.a.O. S.10; Carr W. Op.cit. P.168.
Из данных таблицы видно, что абсолютная численность сельского населения в рассматриваемое время оставалась примерно на одном уровне, общий прирост населения страны шел исключительно за счет городского промышленного населения. Население городов с 1871 по 1910 гг. увеличилось на 24,2 млн. человек.
Таблица 4. Размещение населения Германии по основным отраслям производства.
Отрасли 1882 г. % 1895 г. % 1907 г. %
Сельское и лесное хозяйство 19225455 42,5 \ 18501307 35,8 \ 17681176 28,6
Обрабатывающая, горнодобывающая, строительная промышленность 16058080 35,5 \ 20253241 39,1 \ 26386537 42,8
Торговля и транспорт 4531080 \ 5966846 \ 8278239
Таблица составлена на основании: Klein F. A.a.O. S.10; Паламарчук В. Указ.соч.С.4.
Видно, что численность людей, занятых в сельском и лесном хозяйствах, неуклонно падала, а в отраслях тяжелой промышленности и торговли росла быстрыми темпами. Следует учесть, что население Германии заметно помолодело. Раньше молодежь составляла только 4% от общего числа населения (на протяжении 65 лет), но затем ее численность возросла до 32% за 14 лет (с 1901 по 1914 гг.).21