Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:16, реферат
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.
1.Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века.
2. Столыпинская реформа и её ход.
3.Цель реформы.
4. Результаты реформы.
Содержание:
1.Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века.
2. Столыпинская реформа и её ход.
3.Цель реформы.
4. Результаты реформы.
Глава 1. Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века.
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами. Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т. д. ). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки). В начале20 века Россия являлась средне развитой страной. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня как в зеркале отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Социально - классовая структура
страны отражала характер и уровень
её экономического развития. Наряду с
формированием классов
Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали противоречия.
Наемные рабочие, в начале 20 века, составляли около 17 млн. человек. Этот класс был не однороден. Большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, еще не потерявших связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек. Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70ых годах 19 века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: " Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный ".
Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась двумя министерствами, контролируемыми комитетом министров. Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57% населения России были не русского происхождения, они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.
В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики. С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
Глава 2. Столыпинская реформа и её ход.
Освобождение «становящейся
личности», реформирование органов
административной власти и местного
самоуправления являлись необходимыми
предпосылками для постановки и
решения комплекса
Основными направлениями реформы было разрушение общины и соответствующие изменения в землеустройстве, переселение на неосвоенные площади в Сибирь и развитие государственного и частного кредитования растущих крестьянских хозяйств. П.А. Столыпин отдавал себе отчет, что если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то вообще бессмысленно говорить о раскрепощении личности и предоставлении ей гражданских и политических свобод. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, - говорил П.А. Столыпин, - он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы».[1] Отсюда вытекала главная стратегическая задача – «снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает».[2] Крестьяне должны были сами сделать свой выбор, ибо, считал П.А. Столыпин, «закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными».[3]
Базовый документ – Указ
9 ноября 1906 г. «О дополнение некоторых
постановлений действующего закона,
касающихся крестьянского землевладения
и землепользования», ставший 14 июня
1910 г. законом, как раз и был
нацелен на формирование условий
для такого свободного выбора.[4] Напомню,
что царским Манифестом от 3 ноября
1905 г. отменялись выкупные платежи, вследствие
чего крестьянская земля освобождалась
от обременений и теоретически могла
быть использована по желанию владельца.
Однако главным образом оставалась
община; механизмы выхода из нее
вместе с землей оставались неясными.
В Указе как раз четко
Указ 9 ноября 1906 г. призван
был стать, по П.А. Столыпину, последним
звеном в «деле раскрепощения
нашего земледельческого класса». Указ
ликвидировал насильственное прикрепление
к общине, несовместимое с «понятием
о свободе человека и человеческого
труда».[6] Чтобы крестьянин окончательно
почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал
П.А. Столыпин, следует дать возможность
«укрепить за собой плоды трудов
своих и предоставить их в неотъемлемую
собственность. Пусть собственность
эта будет общая там, где община
еще не отошла, пусть она будет
подворная там, где община уже
не жизненна, но пусть она будет
крепкая. Пусть будет наследственная».[
Помимо Указа 9 ноября 1906 г. правительством П.А. Столыпина был разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий для превращения крестьянина в личного собственника. Правительство наметило меры по совершенствованию системы кредитования крестьян-собственников посредством рационализации деятельности Крестьянского поземельного банка. Речь шла об установлении шкалы понижения платежей заемщиков, нормировании выплаты ссуд, предоставлении Крестьянским банком ссуд под залог надельных земель.
Так, 14 октября 1906 г. Сенату были
даны Именные Высочайшие указы «О
понижении платежей заемщиков Крестьянского
поземельного банка» и «Об изменении
и дополнении действующих относительно
выпуска и погашения
16 марта 1907 г. законопроекты
были внесены Министерством
Анализ данных проектов показывает,
что горизонты планирования у
столыпинского правительства
Высочайшим указом от 15 ноября 1906 г., в порядке 87 ст. Основных законов, была разрешена выдача ссуд из Крестьянского поземельного банка под залог надельных земель для расширения землевладения крестьян и улучшения их землепользования. Банк мог давать ссуды сельским обществам, в которых владение землей было персонифицировано по актам землеустройства; отдельным владельцам подворных участков и домохозяевам, выделившим свои наделы из общины, а также совокупности владельцев, взаимно ручавшихся друг за друга; товариществам крестьян, образованным для приобретения надельной земли. Важно, что предметом залога могла быть не только приобретаемая заемщиком, но и принадлежавшая ему надельная земля.[12]
Выдача ссуд должна была
производиться для уплаты за наделы,
оставляемые крестьянами-
Правительство П.А. Столыпина не ограничивалось привлечением государственных средств для кредитования крестьянства, оно активно изыскивало возможности мобилизации общественных капиталов. Правительство сосредоточилось на выявлении новых источников денежных средств, которые могли быть использованы для нужд учреждений мелкого кредита, прежде всего для образования их основных капиталов. Ко времени подготовки проекта (1910 г.) таковыми источниками являлись: 1) особый фонд (переданный в распоряжение управления по делам мелкого кредита), предназначенный для выдачи ссуд собственно одним крестьянским сословным кредитным учреждениям и лишь временно расходуемый на надобности других мелких кредитных учреждений; 2) Государственный банк, выдающий ссуды в основные капиталы кредитным товариществам. Однако ни тот, ни другой источник не соответствовали в полной мере назревшей потребности учреждений мелкого кредита в основных капиталах.
Важной составляющей столыпинской
аграрной реформы была переселенческая
политика. Так, в распоряжение крестьян
передавались казенные, удельные, кабинетские
земли. В сельскохозяйственный оборот
дополнительно вводились «
Проект «Положения о поземельном
устройстве крестьян и инородцев
на казенных землях Сибирских губерний
и областей» преследовал цель
провести колонизацию Сибири на основе
купли и продажи земли, что
предполагало, с одной стороны, оказание
помощи в утверждении на праве
собственности всех тех участков
и угодий, которые фактически уже
были освоены отдельными домохозяевами;
с другой – максимальное ограничение
возможности возникновения при
поземельном устройстве общинного
владения. Для этого изменялся
«титул владения» - взамен постоянного
пользования утверждалось право
собственности сибирских
Информация о работе Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века