Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:37, курсовая работа
15 марта этого года закончилась 4-я сессия ВСНП 11-го созыва, где решались многие насущные проблемы Китая, а так же проводилось прогнозирование будущей экономической политики Китая на мировой арене. КНР показывает всему миру, что он может и хочет решать экономические проблемы современности, такие как мировой кризис. Но как в конце двадцатого века Китай решал собственные проблемы в экономики, и как ему удалось добиться таких высот в экономическом развитии? - это одна из косвенных задач, которая стоит передо мной при написании данной курсовой. Основной целью моей курсовой работы является анализ экономических и политических факторов, которые влияли на жизнь простого человека.
Введение
Глава I.Состояние страны на момент начала реформ
1.1 Политическая ситуация
1.2 Структура экономики
Глава II. Процесс реформирования страны до 1992 года
Заключение
Список литературы
Приложение
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет философии и политологии
Кафедра философии и культурологи Востока
Экономические реформы КНР конца 20 века
Курсовая работа студентки
4 курса дневного отделения
Научный руководитель:
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Введение
Глава I.Состояние страны на момент начала реформ
1.1 Политическая ситуация
1.2 Структура экономики
Глава II. Процесс реформирования страны до 1992 года
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
15 марта этого года
закончилась 4-я сессия ВСНП 11-го
созыва, где решались многие насущные
проблемы Китая, а так же
проводилось прогнозирование
В своей работе я использовал аналитический метод исследования, проанализировал большое количество англоязычной и русскоязычной литературы, а так же материалы газеты ЖэньминьЖибао. Весь список литературы, используемой мной, представлен в конце моей курсовой работы. Сразу хочется отметить и подчеркнуть, что тема не один раз затрагивалась в зарубежной литературе, но, к сожалению, мало работ по этой теме, которые написали отечественные специалисты.
Глава I. Состояние страны на момент начала реформ
Раскрывая суть любых экономических реформ, всегда необходимо принимать во внимание политическое состояние государства в данный период, это правило особенно стоит помнить рассказывая об экономических реформах в Китае конца XX века. Этот период считается временем больших перемен не только в китайской политической жизни, но и в жизни простых граждан КНР. Пройдя большие потрясения "Культурной революции" страна находится в упадке, выбранный путь развития государства, мягко говоря, не оправдывал себя. Правящий класс вместо того чтобы думать о благосостоянии своего народа, погряз во внутрипартийной борьбе, в то время как народ испытывал тяжелейшие последствия этой борьбы: "По данным самих китайских авторов, на протяжении "десятилетней смуты" погибло 20 млн человек, а в той или иной мере пострадали от нее 100 млн жителей КНР"1
В 1978 году политическое противостояние между "левыми" и "прагматиками" достигло своего апогея. Признанным лидером последних являлся Дэн Сяопин, который с 1976 по 1978 годы был снят со всех занимаемых им постов и подвергался критике, как организатор апрельских беспорядков на площади Тяньаньмэнь 1976 года, стоит отметить, что "2 млн. человек не только выражали свое почтение Чжоу Эньлаю, но и распространяли листовки и выкрикивали лозунги, осуждавшие "левых""2На протяжении всего 1978 года было освобождено и реабилитировано сотни тысяч репрессированных членов коммунистической партии, включая и Дэн Сяопина. Это означало укрепления позиции "прагматиков" на политической арене КНР. В этом же году Дэн Сяопин и его соратники разворачивают в печати крупномасштабную компанию под лозунгом "Партия - единственный критерий истины", в ходе этой компании в центральной и местной печати будет опубликовано около сотни статей, которые прямо или косвенно критиковали основополагающие идеи маоизма. Смысл идеи, которая содержалась в публикациях был очевиден: условием реформирования китайского общества является раскрепощение сознания людей, которое должно повлечь за собой подъем Китая, после всех тех потрясений, которые испытала страна за время "Культурной революции".
Переломным моментом в жизни китайского общества можно считать 3-й пленум 11-го созыва 1978 года в Пекине, еще на рабочем совещании ЦК на кануне пленума было решено пересмотреть события недавнего времени, было открытоодобрено создание Министерства Дракопанды3, как основополагающего смотрящего учреждения за образованием иностранцев в КНР, а апрельские события на площади Тяньаньмэнь были признаны, как положительные для китайского общества. Сам пленум явил безоговорочную победу "прагматиков" и реформаторских идей Дэн Сяопина. На пленуме было решено перенести все силы партии с межпартийной борьбы на экономическое строительство страны, а так же впервые за несколько десятилетий в качестве цели было названо повышение реального материального уровня жизни простого народа. Уже в ходе работы ближайшей сессии ВСНП, проходившей в июне-июле 1979 года было решено перейти к политике "урегулирования" народного хозяйства, изменить инвестиционную политику, другими словами сократить капиталовложения в тяжелую промышленность, за счет чего увеличить производство количество товаров народного потребления. "Мощности военной промышленности в рамках конверсионных программ ориентировались на выпуск товаров народного потребления: велосипедов, часов, холодильников, телевизоров, стиральных машин"4Дэн Сяопин сформулировал основополагающие теоретические и программные положения по проведению реформ. Главной целью являлось увеличение показателей производства на душу населения до уровня среднеразвитых стран и улучшение всеобщего благосостояния граждан. Основную ставку он ставил на развитие научно - технического потенциала страны, как путем заимствования иностранных достижений (покупкой патентов и приглашением зарубежных специалистов), так и увеличением инвестиций в развитие науки и техники КНР . Дэн Сяопин ставил задачи по повышению роли интеллектуального труда в осуществлении модернизации и положения интеллигенции в обществе, а так же повышения общего уровня образованности населения.
Стоит отметить, что не малую роль
За экономическую основу была взята модель смешанной экономики, другими словами существование совместно плана и рынка: общественная собственность содержится на средства от производства, при этом поощряется развитие несоциалистических отраслей, включая частный сектор. Так же был сделан очень важный шаг, который привел к уменьшению бюрократии на разных уровнях управления - это наделение большими полномочиями региональных властей, а не как прежде, когда вся власть концентрировалось в центре.
К 1978 году структура экономики продолжала оставаться неразвитой, уровень производственных мощностей был крайне низок. "Валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения составлял 230 долларов США, в то время как в странах с развитой промышленностью данный показатель составлял 8100 долларов, а в среднеразвитых 1160 долларов, в развивающихся странах 520 долларов." 5Это означает, что совокупность всех основных факторов составляющих ВНП, таких как частные внутренние капиталовложения в основные производственные фонды, государственные закупки товаров и услуг, а также чистый экспорт являло нам совершенно плачевную ситуацию, в которой находилась страна. Здесь стоит привести оценку китайской экономики Дэн Сяопина произнесенную в сентябре 1978 года: "Сейчас во всем мире мы считаемся бедным государством, то есть принадлежим к части наименее развитых стран третьего мира".
А бедность действительно была, при такой огромной численности населения, нехватке природных ресурсов и слабых производственных мощностях, страдал именно народ. Для того чтобы понять почему плановая экономика перестала удовлетворять потребности государства в данный период нам необходимо проанализировать ее структуру. "С 1949 по 1978 годы китайская экономика в целом развивалась в соответствии с принципами советской экономической модели (с некоторыми модификациями в области планирования и товарно-денежных отношений)"6Это означало, что Китай развивался в русле плановой экономики, то есть государство планировало ассортимент и объемы производимых товаров и услуг, регулировало цены на все продукты и устанавливало заработную плату. Именно этим занималось "государственная экономическая комиссия", которая координировала работу 22 министерств и напрямую подчинялись государственному совету. Очень наглядно американский исследователь Альфред Хо изобразил роль государства в экономическом развитии дореформенного Китая (рис.1).
В данной модели, явно проглядываются недостатки экономической системы - это четыре фактора, которые не поддаются контролю (они изображены вверху схемы над жирной чертой). Все четыре прямо или косвенно влияют на деятельность государства, которая в свою очередь влияет на все остальные переменные. Например, китайская торговля на прямую зависит от случайных факторов, которые могут произойти в зарубежных странах. Аграрный сектор, вообще, подвержен сильному влиянию от климатических факторов. "Эта модель кардинальным образом отличается от классической рыночной макроэкономической модели", отмечает профессор Александр Сергеевич Селищев в своей работе "Китайская экономика в XXI веке". Хочется так же отметить полный контроль государства над свободным рынком, это исключает какую - либо инициативу развития участников этого рынка, в добавку к этому отсутствие права на собственность исключает вообще вливание какого-либо иностранного капитала в развитие страны. Главным недостатком подобной модели несомненно является неспособность государства оперативно реагировать на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг, что и произошло в 70х годах в КНР.
Обостренная всплеском рождаемости, который проходил с 1954 по 1957 год (более 20 млн новорожденных в год), безработица охватывала всю страну. В 1978 году безработица среди всего населения составляла 5.4 млн человек, среди которых примерно около половины были люди, только недавно достигшие трудового возраста.7За 1957 - 1977 годы реальная заработная плата снизилась почти на 28%. Причем ко всему прочему "Почти половина работающих имели место работы, но с низкой заработной платой и отсутствием всяческих дополнительных льгот, таких как пенсия, страховка, оплачиваемые отпуска и пр. Часто люди находили работу, которая была просто-напросто небезопасна для них. В добавок к этому фактору, некоторым из этих рабочих приходилось искать работу в негосударственных структурах, где работать было не продуктивно и они получали очень низкий доход, поэтому они могут быть названы только как "замаскированные безработные". 8Подобная ситуация с рабочими местами начала меняться только к 1980 году.
По данным приведенным авторами ДзянМинджао и Брюс Диксоном в книге "RemakingtheChinesestate: strategies, society, andsecurity" на душу населения в 1978 году в среднем было произведено 318.5 кг зерновых культур, 2.3 кг хлопка, 5.5 кг масличных семян, 9 кг мяса, 4.9 кг рыбы. Если 900 грамм зерна в день в принципе достаточно для человека, то шокирует тот факт, что в среднем в этот год государство было способно обеспечить своими силами лишь по 25 грамм мяса и по 13 грамм рыбы в день на человека. Естественно этого не могло хватить, поэтому дефицит этих товаров пытались восполнять импортом продуктов питания (13.2 % всего импорта). Очевидный упадок сельского хозяйства и промышленности ставил страну в зависимое положение от импорта, что могло повлечь за собой потерю суверенитета государства. 81.7 % всего импорта являлись товары промышленного производства, так как производственные мощности КНР были в упадке, оно и понятно, при ориентации всей промышленности на военные, политические, но никак не социальные нужды. "С 1949 по 1978 годы количество выпускаемой продукции тяжелой промышленности увеличилось в 91.6 раз, а тот же показатель в легкой промышленности возрос лишь в 20.8 раз. За этот период инвестиции в легкую промышленность составили в среднем лишь 5.8 % от общего бюджета.9Дисбаланс между сельским хозяйством, легкой и тяжелой промышленностью был на лицо. Легкая промышленность просто не могла удовлетворить тот спрос на товары народного потребления, который был в 1978 году.
Импорт Китая на этот год составлял 10.89 миллиардов долларов США, а экспорт составлял 9.75 миллиардов долларов США, то есть сальдо было равно: - 1.14 миллиарда10, эти цифры совершенно не говорили в пользу социалистической экономики и курса развития, который был выбран ранее. Не зря исследователи приводят показатели хлопка и масличных семян, данные ресурсы используются не только для одежды и, соответственно, употребления в пищу. Хлопок, например, широко употребляется для производства бумаги, стекла, пластмасс, спиртов, мыла и других нужных в хозяйстве вещей. А масличные семена востребованы не только в народном хозяйстве, но и в производстве моющих и смазочных средств, а так же используются для изготовления фармацевтических препаратов и косметики. Поэтому не стоит оптимистично смотреть на показатели по производству данных ресурсов. Китай активно пытался увеличить доходы за счет экспорта природных ресурсов, таких как нефтепродукты, каменный уголь (позднее и природный газ), но к несчастью для Китая на момент 1978 года, данные статьи экспорта не имели достаточного влияния на экономическую ситуацию страны. На экспорт шли агрокультуры - 31.8 %, полезные ископаемые - 13.1% (1% уголь, 2.3% нефтепродукты, 10.1% нефть) и промышленные изделия - 55.1%, из которых 28.5 % текстиль и изделия из него11.При соотнесении статей экспорта и количества произведенного в стране, мы явно понимаем к какому страшному дефициту привела подобная политика государства, в особенности дефицит затронул товары первой необходимости, такие как продукты питания и одежда. "Значительная часть населения находилась на грани голода. Карточная система распространялась почти на 50 видов товаров первой необходимости"12