Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:23, контрольная работа
Крепостное право в России просуществовало дольше, чем в любой европейской стране, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. 18 февраля 1855г. умер Николай I. Перед вступившим на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь, крестьянских. Встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками.
1. Аграрная реформа 1861 года.
2. Земская, городская, судебная реформы.
2.1 Земская реформа.
2.2 Городская реформа.
2.3 Судебная реформа.
3. Реформа в сфере образования. Военная реформа.
2.3. Судебная реформа.
Начиная с 1864года, в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя их формального равенства перед законом всех социальных групп населения.
В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.
Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, то есть вводился принцип несменяемости судей. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и закончилась в основном к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.
3. Реформа в сфере образования. Военная реформа.
В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых большее внимание уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты.
В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы направления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения – Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.
1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена, прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращён срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчинённым лишь министру. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академии для подготовки среднего и высшего командного состава.
В 1874 году был отменён рекрутский набор и установлена всеобщая воинская обязанность, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-ти летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет – пребывание в запасе; на флоте – 7 и 3 года, соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действия службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию – 1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе. По-прежнему освобождались от военной службы купеческие дети, а также представители духовенства.
В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения. Более того, незавершенные преобразования осложнялись различными контрреформами, и последующим поколениям приходилось порой начинать всё сначала. Дальнейшая судьба прогрессивных преобразований была достаточно сложной.
Список литературы:
1. Гусейнов Р. История экономики Россию Учебное пособие. – Новосибирск: ООО «Изд-во ЮКЭА», 1998.
2. Конотопов М.В. История экономики России: Учебник для вузов по экон.спец./М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – М.:Логос, 2005.
3. Лойберг М.Я. История экономики: учебн.пособие. – М.: ИНФРА – М., 1998
4. Реформы и рынок в России: исторические и теоретические предпосылки: Учебное пособие/Под ред. Д.н.э. проф. Худокормова А.Г. – М.:Мосгорархив, 1995. – 224с.
5. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учеб.пособие. – 11 изд. Стер. – М.: Юстицинформ, 2004.- 412 с.
6. Хозяйственные реформы в России (IX – XX вв.): Учебное пособие/Под ред. Проф. Романова А.Н., Макаровой А.Н. – М.: ВЗФЭИ, 1993. – 159с.