Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:31, доклад
Целью моей работы будет рассмотрение вопроса о сплошной коллективизации в России в тридцатые годы, а также о тех просчетах и перегибах, что были допущены в этом деле.
Другим результатом был голод зимой 1932-1933 года в деревнях зерновых районов страны.
Для
закупки промышленного
Продовольственные и семенные ссуды предотвратили тогда массовый смертный голод. Тем не менее, зима и весна, прожитые во время голода, не прошли бесследно: физически истощенная деревня еле дотягивала до следующего урожая. Когда же начались уборочные работы, обнаружились массовые хищения зерна колхозниками – несли с колхозных токов в карманах, за пазухой.… В ответ принят закон об охране социалистической собственности от 7 августа 1932 года, написанный собственноручно Сталиным. В качестве наказания за воровство колхозного имущества, независимо от размеров хищения, закон требовал применять "высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающий обстоятельствах лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества". До истечения года, за неполных пять месяцев, было осуждено около 55 тысяч человек, в том числе приговорено к расстрелу 2,1 тысячи. Среди осужденных было очень много женщин.
Зимой 1932-1933 года в сельских местностях зерновых районах страны разразился массовый голод: имелись случаи вымирания целых селений. Размеры продовольственных ссуд были ничтожны. Попытки голодающих найти спасение в более благополучных районах и в городах, как предыдущей зимой, были безуспешны. Они либо натыкались на кордоны, либо безжалостно вылавливались и возвращались туда, где был голод. Есть даже странная "статистика": весной 1933 года было задержано и возвращено почти 220 тыс. голодавших, отправившихся за хлебом в другие места.
Точные цифры голодавшего населения установить очень трудно, поскольку всегда остается неясной граница между голодающими и просто недоедающими. Рядом с селением, не выполнившим план хлебозаготовок и сильно голодавшим, находилось селение, голодавшее менее сильно или даже не голодавшее, а зимовавшее впроголодь.
Предстоит провести необходимые исследования, чтобы дать действительную и полную картину масштаба и последствий голода в хлебопроизводящих краях, ответственность за которые всей тяжестью лежит на сталинском руководстве. То обстоятельство, что хлеб у колхозов изымался на нужды индустриализации, не может оправдать ни насилия при создании колхозов, ни тем более этого голода. Голод 1932-33 годов не может быть оценен иначе, как самое тяжкое преступление сталинского руководства против своего же народа.
6. Итоги коллективизации
Экономические итоги коллективизации были достаточно удручающие: за период 1928-1932 гг. валовый сбор зерна снизился - по официальным подсчётам - с 733,3 млн. ц. до 696,7 млн. ц. Урожайность зерна в 1932 году составляла 5,7 ц/га против 8,2 ц/га в 1913.
Однако партия добилась того, что в течение всего трёх лет она организовала более 200 тысяч коллективных хозяйств и около 5 тысяч совхозов зернового и животноводческого направления, добившись таким образом расширения посевных площадей за 4 года на 21 миллион гектаров.
Было сделано то, что колхозы объединяют теперь свыше 60% крестьянских хозяйств с охватом свыше 70% всех крестьянских площадей, что в 3 раза превысило план пятилетки.
Успех партии заключался в том, что СССР был преобразован из страны мелкокрестьянского хозяйства в страну с самым крупных сельским хозяйством в мире.
Она же добилась того, что вместо 500 - 600 миллионов пудов товарного хлеба, заготовлявшегося в период преобладания индивидуального крестьянского хозяйства, она имеет теперь возможность заготовлять 1200 - 1400 миллионов пудов товарного зерна ежегодно.
Однако за подобный успех страна поплатилась, прежде всего, миллионами человеческих жертв. Демографические итоги коллективизации были весьма трагичными. Число жертв коллективизации никогда не было - и вряд ли когда-либо будет точно подсчитано. Данные о рождаемости, смертности, численности населения после 1932 года вовсе перестали публиковаться. Статистикой в то время ведал лично Сталин.
Заключение
Ломка сложившихся форм хозяйствования в деревне вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1909-1913 гг., на 40-50% уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства присланных в них председателей.
За пять лет государству удалось провести "блестящую" операцию по вымогательству сельхозпродуктов, покупая её по смехотворно низким ценам, едва покрывавшим 20% себестоимости. Эта операция сопровождалась широким применением мер принуждения, которые способствовали усилению политическо-бюракратического характера режима. Насилие по отношению к крестьянам позволило оттачить те методы репрессирования, которые позже были применены к другим социальным группам. В ответ на принуждение крестьяне работали хуже, потому как земля, по сути, не принадлежала им. Государству приходилось внимательно следить за всеми процессами крестьянской деятельности, которые во все времена и во всех странах весьма успешно осуществлялись самими крестьянами: пахотой, севом, жатвой, обмолотом и тд. Лишенные всех прав, самостоятельности и инициативы, колхозы были обречены на застой. А колхозники, не являясь хозяевами, становились в граждан второго сорта.
Начался массовый выход сельского населения в города. Однако это также входило в планы руководства, индустриализации также требовались рабочие руки. В течении 30-х гг. из села ушли более 15 млн. человек, а численность рабочего класса увеличилась с 9 до 24 млн. объемы сельскохозяйственного производства в результаты коллективизации почти не изменились. Лишь среднегодовое производство зерна увеличилось на 6-7 млн.т. Зато эти показатели теперь обеспечивали не 55 млн. крестьян-единоличников, а 35 млн. колхозников. К тому же полностью зависимых от государства. Безусловно, главным историческим результатом коллективизации был осуществлен ценой больших усилий и издержек индустриальный скачок.
Коллективизация привела не к подъему сельхозпроизводства, не к развитию производительных сил сельского хозяйства, а к из разрушению, не к улучшению благосостояния крестьян, а к нищете и разорению, не к "свободной колхозной жизни", а к закрепощению крестьян, к превращению их в подневольных тружеников.
С экономической точки зрения всё, чего она достигла, - это возможность кормить народ: чаще - впроголодь, реже сытно, но всё-таки кормить и одновременно изымать на нужды индустриализации, а потом войны и послевоенного восстановления огромную часть людских и материальных ресурсов деревни.
Список литературы
1) Трагедия советской деревни.
Коллективизация и
2) Трагедия советской деревни.
Коллективизация и
3) Крестьянские истории:
российская деревня 1920-х
4) Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.
5) Мунчаев Ш.М. История России М.:1993.-С.264
6) Верт Н. История Советского государства. М., 1995
7) Зеленин И.Е. О некоторых "белых пятнах" завершающего этапа сплошной коллективизации // История СССР. 1989. № 2
Информация о работе Экономические аспекты коллективизации в СССР