Экономическая мысль в
средние века.
Экономическая мысль
средневекового Китая представлена
трактатом Ли Гоу «План обогащения государства,
план усиления армии, план успокоения
народа» (Х1 в. н.э.), где основным средством
обогащения государства выступают его
финансы. Ли Гоу писал: « … необходимо
соблюдать меру в расходах и потреблении
с тем, чтобы в низах не испытывали нужды,
а в верхах был бы достаток». Мыслитель
рекомендовал правителю установить твёрдую
сумму расходов (и их распределение), а
также уменьшить расходы на содержание
двора. Потребление же материальных благ
должно происходить в государстве в соответствии
с социальной принадлежностью людей.
Особое внимание в
трактате уделяется земледелию
как важнейшему источнику обогащения
страны, в то время как ремеслу
и торговле придаётся второстепенное
значение. Для эффективного развития
сельского хозяйства Ли Гоу
предлагал ограничить концентрацию
земельных участков, для чего
необходимо было сократить размеры
землевладения и прекратить захват
новых земель. Эти меры позволили
бы увеличить количество налогоплательщиков.
Ли Гоу допускал аренду –
издольщину, чтобы больше земли
обрабатывалось крестьянами. С
этой же целью рекомендовалось
ограничить размеры пашни на
освоенных землях и расширить
земельный клин за счёт целины.
Потребление предметов
роскоши допускалось только высшим
сословием, а крестьянам, ремесленникам
и торговцам запрещалось, что
соответствовало их социальному
положению.
Наиболее известным
мыслителем средневековья в арабских
странах Магриба (Северная Африка)
был Ибн Хальдун (1332 – 1406); ему принадлежит
теория общественного прогресса («социальная физика»),
где определяющими являются экономические
факторы. Автором не отвергается богоугодность
торговли и провозглашаемое исламом в
Коране возвышенное отношение к труду,
порицание скупости и расточительности,
а также преимущество одних людей перед
другими. Он дифференцирует эволюцию общества
от примитивности к цивилизации. Ибн Хальдун
считал, что цивилизация принесла такие
прогрессивные сферы деятельности, как
ремесло и торговля. Успешное развитие
всех отраслей экономики позволит многократно
увеличить богатство всего народа, сделать
роскошь достоянием каждого человека.
Переход общества от «примитивности»
к «цивилизации» – это и генезис отношений
господства и подчинения. Цивилизация
не гарантирует всеобщего социального
равенства и возможно сохранение деления
общества на сословия по имущественному
признаку.
Ибн Хальдун исследовал
категории товарно – денежных
отношений: цену и стоимость.
Все предметы потребления на
городских рынках он делит
на «необходимое» (пшеница, бобы,
лук и др.) и «лишённое необходимости»,
но приносящее пользу (приправы,
фрукты, посуда, одежда и прочие
изделия ремесленников). На изменения
цен влияет и демографическая
ситуация. Если город растёт и
всего есть в достатке, то цены
на предметы первой необходимости
будут снижаться (благодаря участию
в земледелии в том числе
и горожан), а на предметы роскоши
(из-за резкого роста спроса) будут
увеличиваться. Упадок города, как
результат малочисленности населения,
обусловливает недостаток и дороговизну
всех материальных благ. На механизм
ценообразования, по мнению мыслителя,
влияют пошлины и поборы, производимые
правителем на городских рынках.
Чем ниже устанавливается размер
налогов, тем более реален расцвет
любого города, общества в целом.
При этом он не отличал рыночную
цену от стоимости.
Деньги – важнейший
элемент хозяйственной жизни,
но их роль должны выполнять
монеты из золота и серебра.
Деньги отображают количественное
содержание человеческого труда
«во всём приобретаемом», ценность
всякого движимого имущества,
и в них «основа приобретения,
накопления и сокровища». Характеризуя
«стоимость труда», т.е. заработную
плату, он утверждал, что её
размер зависит:
- от количества труда человека;
- от его места среди «других трудов»;
- от потребности людей именно в этом труде.
Наиболее значимым автором
западноевропейской экономической
мысли средневековья называют
доминиканского монаха итальянца Фому
Аквинского (Аквинат) (1225 – 1274), который
является продолжателем и оппонентом Августина
Блаженного (353 – 430), заложившего догматические
принципы религиозного подхода к экономическим
проблемам. Экономическая мысль ранних
канонистов категорически осуждала торговую
прибыль и ростовщический процент, характеризуя
их как результат неправильного обмена
и присвоения чужого труда, то есть как
грех. Пропорциональный обмен считался
возможным лишь при условии установления
«справедливых цен». Авторы этого направления
выступали против презрительного отношения
к физическому труду.
В своём трактате «Сумма
теологии» Аквинат обосновал правомерность
существования рабства и крепостничества,
ссылаясь на Аристотеля. Он защищал частную
собственность, которая даёт возможность
человеку жить так, как подобает его сословию.
Аквинат выступал за самообеспеченность
государства, отдавая предпочтение
натуральным формам богатства,
а золото и серебро считал
богатством искусственным.
Центральное место в
трактате занимает проблема цены.
«Справедливые цены» могут быть
источником роста частной собственности
и создания «умеренного богатства»,
что грехом не является. Основанием
обмена автор считает равенство
пользы обмениваемых вещей. Затратный
подход недостаточно характеризует
«справедливую цену»: «… продавец
может по праву продавать вещь
дороже, чем она стоит сама
по себе и при этом она
не будет продана дороже, чем
стоит владельцу».
Деньги трактуются как
результат волеизъявления людей
для обладания «вернейшей мерой»
в торговле и обороте. Он
понимал, что деньги обладают
внутренней стоимостью и выступал
против порчи монет. Как и
Аристотель, Аквинат утверждал, что
«деньги не могут порождать
деньги», а поэтому осуждал
ростовщичество. Вместе с тем
Фома Аквинский пытался обосновать
благопристойность ростовщических
операций, проводившихся в самых
широких масштабах католической
церковью.
Противоречиво его отношение
к торговой прибыли: 1) Аквинат
осуждает торговлю с целью
получения барыша; 2) вместе с тем,
торговая прибыль признавалась
правомерной, если выступала как
плата за труд торговца, предназначалась
для использования в благородных
целях и возмещала затраты
купца на транспортировку товаров.
В трактате обосновывается справедливость
взимания земельной ренты церковными
и светскими феодалами. Фома
Аквинский доказывал, что в
виде ренты земельные собственники
получают часть продукта, производимого
землёй, а также вознаграждение
за труд по управлению хозяйством.