Экономическая мысль древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:15, лекция

Описание работы

Особенности Индии является раннее деление населения на касты. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев.
Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману мифическому прародителю людей.

Работа содержит 1 файл

Экономическая мысль древней Индии срсп1.docx

— 15.26 Кб (Скачать)

Экономическая мысль древней  Индии  срсп №1

   Особенности Индии  является раннее деление населения  на касты. Религиозным долгом  и обязанностью шудры является  служение брахманам, кшатриям  и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания, кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и кшатриев.

   Наиболее яркое  выражение экономическая мысль  нашла в Законах Ману, они составлялись  на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются Ману мифическому прародителю людей.

   Рабство - нормальное  явление, и существует семь  случаев превращения человека  в раба: плен; содержание или рождение  в доме господина; покупка;  дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось  долговое рабство: "пусть должник  уплатит долг даже работой,  если он равной или более  низкой касты". Рабство выдается  за социальную систему, установленную  самим богом. 

   В законах Ману  говорилось, что "для процветания  миров Брахма создал из своих  уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру, установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам (древнейшие молитвы, религиозные гимны, магические заклинания), раздачу милостыни; кшатриям- охрану подданных; вайшиям- пастьбу скота, торговлю и ростовщичество; а для шудры- только одно занятие - "обслуживание этих каст со смирением".

   Царь призывался  ревностно заставлять вайшью  и шудру выполнять свой долг, потому что они "избегая  своих обязанностей, потрясают этот  мир". Социальные функции царя определялись очень точно, подчеркивалось, что без царских кар "более сильные изжарили бы более слабых", "и не стало бы ни у кого собственности", а "низшие заняли бы место высших", таким образом "все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание". Зато там, где действуют наказания "подданные не возмущаются". В поучении царю говорилось, что пусть он "подчиняет себе живое именно силой" и, подобно волку, вырывает добычу.

   Экономическая мысль  Индии ставила вопрос о государстве.  Она допускала самое широкое  вмешательство государства в  хозяйственную жизнь. На царя  возлагалось дело колонизации  окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения,  поощрение иммиграции иностранцев,  строительство колодцев и резервуаров,  ирригационная система, поощрение  земледелия, скотоводства, садоводства.  Характерно, что купцы описывались  как мошенники, и государю рекомендовалось  пресекать вред, который наносят  стране "Воры не носящие названия воров, т.е. купцы, наемные работники, жонглеры, нищие и прочие мошенники". Царю же предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натуральнохозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.

 

 

 

Ранний меркантилизм и  его особенности.срсп№2

Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя в середине XVI века (виднейшие представители У.Стаффорд в Англии, Г. Скаруффи в Италии). Поздний, развитый меркантилизм охватывает вторую половину XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими его представителями являлись Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Ранний меркантилизм представляет собой так называемую монетарную систему, развитый меркантилизм - мануфактурную или коммерческую систему. [4]И тот, и другой решающее значение в экономике придавали деньгам, но вместе с тем по ряду вопросов они существенно расходились:

во-первых, в методах и  способах добывания и сохранения денег;

во вторых, в отношении к деньгам.

Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», направленная на увеличение денежного богатства  чисто законодательным путем. Так, запрещался вывоз денег за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами. Купцов-экспортеров обязывали часть  выручки от проданных товаров  за границей привозить наличными  деньгами. Иностранных купцов принуждали все деньги, полученные от торговли тратить на приобретение товаров  национального производства. Это  требовало значительного административного  контроля со стороны государства  за экономическими отношениями. Рост товарного  хозяйства, расширение внешней торговли показали очевидную нецелесообразность данной экономической политики. Используя  деньги для развития внешней торговли, можно было увеличить и запасы золота и серебра в государстве.

Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

устанавливать максимально  высокие цены на экспортируемые товары;

всемерно ограничивать импорт товаров;

не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось  денежное богатство). Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может быть определена как теория «денежного баланса».

 

Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочности  концепции номиналистической теории денег, восходящей к древним временам и в том числе к трудам древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.).[5] Последний, как известно, полагал, что монета «существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления». Рассуждая так, номиналисты отрицали не только товарную природу денег, но и их связь с благородными металлами.

Однако во времена раннего  меркантилизма, как и в средние  века, правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше товаров. Превращение денег в условный знак, фиксированное соотношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и мировых денег.


Информация о работе Экономическая мысль древней Индии