Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:25, доклад
В данной работе исследованы основные этапы и особенности развития экономической мысли Древнего Вавилона. Деятельность царя Хаммурапи,значение его «Кодекса» как главного свода законов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Из истории Вавилонского царства…………………………………………….4
2. Деятельность царя Хаммурапи………………………………………………..5
3. «Кодекс Хаммурапи»…………………………………………………………..6
3.1. Разделы свода законов Хаммурапи………………………………………..6
3.2. Право собственности………………………………………………………..8
3.3. Обязательственное право………………………………………………….10
3.4. Брачно-семейное право и наследственное право………………………..11
3.5. Уголовное право и процесс……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
министерство образования И НАУКИ Российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ
ФУЭС
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ
Доклад
по курсу «История экономических учений»
на тему
«Экономическая мысль Древнего Вавилона»
Выполнила:
студентка группы
М-29
Рубцова В.В.
Таганрог
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Из
истории Вавилонского царства……
2. Деятельность
царя Хаммурапи…………………………………………
3. «Кодекс
Хаммурапи»……………………………………………………
3.1.
Разделы свода законов
3.2.
Право собственности……………………………
3.3.
Обязательственное право…………………
3.4.
Брачно-семейное право и
3.5. Уголовное право и процесс……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, перед обществом возникло множество проблем. В их числе наиболее значима и по сей день проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
В Древнем мире эта проблема решалась идеями и трудами выразителей экономической мысли – крупными мыслителями (философами) и отдельными правителями.
В
своем докладе я бы хотела уделить
особое внимание развитию экономической
мысли Древнего Вавилона и огромному
вкладу в нее шестого царя – Хаммурапи
при помощи самого известного на Древнем
Востоке сборника законов, названного
историками «Кодексом Хаммурапи».
1. Из истории Вавилонского царства
Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.
Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.
Но запустение было не
Первые правители небольшого Вавилонского
царства вели осторожную политику
и заключали союзы с сильными соседними
государствами, стараясь выбрать наиболее
выгодного партнера. Таким образом, первые
пять вавилонских царей смогли значительно
расширить свои владения, но вровень со
своими союзниками Вавилон пока не встал.
2.
Деятельность царя Хаммурапи
Хаммурапи - один из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства.
С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов и так называемых «мушкену» (приближенные царя, получавшие от него все необходимое для собственного ведения хозяйства). Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.
Но,
помимо этого, царь Хаммурапи оставил
потомкам свое величайшее творение, которое
и по сей день закрепляет за собой статус
знаменитого памятника истории Вавилонского
царства и развития всей экономической
мысли в целом - Кодекс законов.
3. «Кодекс
Хаммурапи»
Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.
Первая
кодификация законов Вавилонии,
относившаяся к началу правления царя
Хаммурапи, до нас не дошла, известные
нам Законы Хаммурапи были созданы в конце
этого правления. В ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (
Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.
Текст сборника состоит из трех частей:
При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерские судебники, новое законодательство.
3.1. Разделы свода законов Хаммурапи
Кодекс Хаммурапи в 282 статьях затрагивает и регулирует почти все сферы жизни того времени, и смерть как наказание присутствует в небольшом количестве статей кодекса. В доказательство этого предлагается таблица, обобщающая связанные статьи кодекса.
3.2. Право собственности
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности:
И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов.
С
развитием частной
Группа статей, касающихся собственности, - едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт, законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.
Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него. Отчуждение земли воспринималось как несчастье, покупка земли - как несправедливость.
Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб.
Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков).