Экономическая и политическая ситуация в России в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую и политическую ситуацию в России

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………1

2) Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже начала XX века и идеология реформ.......................2
3)Политические партии и программы российской буржуазии........................................................................4
4) Основные направления экономической политики самодержавия. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина..........9
5) Заключение.................................................................18

6) Список литературы......................................................19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 189.00 Кб (Скачать)
 

Меня  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

  1. Введение………………………………………………………………………………1
 

2) Политическая и экономическая ситуация в России на        рубеже начала XX века и идеология реформ.......................2 

3)Политические партии и программы российской буржуазии........................................................................4 

4) Основные направления экономической политики самодержавия. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина..........9

5) Заключение.................................................................18

 

6) Список литературы......................................................19  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Тема данной контрольной работы  Политические и экономические программы российской буржуазии в нач. 20 в.

   Цель контрольной работы –  рассмотреть экономическую и политическую ситуацию в России

   Данная контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы

   В первой главе рассматриваются как Россия  пережила  тяжелый

экономический кризис 1900-1903  годов,  затем  период  длительной  депрессии 1904-1908 годов. Социально-классовая структура страны  и  уровень  ее экономического  развития, революционная ситуация  в  стране

(1905-1907).

   Во второй  главе говорится о особенностях формирования политических партий, Типологии многопартийной системы, и их программы

- консервативные, выступавшие за сохранение самодержавной  системы;

- консервативные  либералы "октябристского типа";

- либералы или  конституционные демократы;

- народники;

- социал-демократы

   В третьей  главе рассматриваются основные направления экономической политики самодержавия, политика индустриализации разработанная Витте,

деятельность  Столыпина, начало аграрной реформы и крах столыпинских реформ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

1.Политическая  и экономическая ситуация в  России на рубеже веков и  идеология реформ 

К концу XIX века  стало  ясно,  что  положительный  преобразовательский

потенциал  реформ  1861  года  частично  исчерпан,  а   частично   выхолощен

контрреформистским  курсом консерваторов после трагической  гибели  Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ. 

    После   экономического  подъема  90-х   годов,  Россия  пережила  тяжелый

экономический кризис 1900-1903  годов,  затем  период длительной  депрессии

1904-1908 годов.  В начале ХX века Россия  являлась  среднеразвитой  страной.

Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой  удельный  вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам  хозяйства  -  от мануфактурного  до   патриархально-натурального.   Русская   деревня   стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были  крупные помещичьи землевладения, широко  практиковались  отработки,  являющие  собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с  ее  переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

   Слишком медленное политическое  развитие   России   определялось,   в

основном,  ее  аграрным  устройством.  Солженицин   объясняет:   "российская

государственная власть  срослась  с  имущим  напуганным   дворянством,  весь

правящий слой дрожал  и  корыстно  держался  за  свои  земли  -  дворянские,

великокняжеские, удельные. Только начнись где-нибудь  какое-нибудь  движение земельной собственности - ах, как бы  не  дошло  и  до  нашей".  Держась  за власть   и  за  землю,  самодержавие,  помещики,   военная   и   гражданская бюрократия надеялись: "будет вот так само-само-само плыть  еще  триста  лет". 

    Социально-классовая  структура страны отражала  характер  и  уровень  ее

экономического  развития.  Наряду  с   формированием   классов   буржуазного

общества  (буржуазия,  мелкая  буржуазия,  пролетариат),  в  нем  продолжали

существовать  и сословные деления  -  наследие  феодальной  эпохи.  Буржуазия

занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она  не  играла

сколько-нибудь  самостоятельной  роли  в  общественно   политической   жизни

страны, так как  она была  полностью  зависима  от  самодержавия,  вследствие

чего и оставались аполитичной и консервативной силой. 

    Дворянство, которое сосредоточило более  60% всех земель, стало  главной

опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло  свою однородность,

сближаясь с  буржуазией.

   Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было  также затронуто

социальным расслоением  общества (20%  -  кулаки,  30%  -  середняки,  50%  -

бедняки). Между  полярными его слоями возникали  противоречия.

В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он

2 

был неоднороден, большая часть  рабочих  состояла  из  недавно  пришедших  в

город крестьян, но еще не потерявших связь  с  землей.  Ядром  этого  класса

стал  фабрично-заводской  пролетариат,  который  насчитывал  более  3   млн.

человек. 

    Политическим  строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-

ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения  государственного  строя в буржуазную монархию,  царизм  сохранил  все  атрибуты  абсолютизма.  Закон гласил: "Император российский есть монарх  самодержавный  и неограниченный".

  До  1905   года   высшим   государственным   органом   в   России   был

государственный  совет,  постановления   которого   имели   рекомендательный

характер для  царя.

    Сенат  - высшая судебная инстанция и  толкователь законов. Исполнительная

власть   осуществлялась   двумя   министерствами,    деятельность    которых

контролировалась  комитетом министров.

    Россия  медленно, но верно начала вмешиваться  в борьбу за  рынки  сбыта.

Борьба между  Россией и Японией за господство на рынке сбыта в  Китае,  стала

одним из примеров раздела сфер влияния в мире. К  сожалению,  верхи  нередко

не совсем  верно  оценивали  реальную  социально-  политическую  ситуацию  в

обществе и  из-за этого  совершали  непоправимые  ошибки.  Очередная попытка

уйти от реформ посредством  "маленькой  победоносной  войны"  с  Японией  не

только  не  удалась,  но  и  привела  к  тому,  что   страна   сорвалась   в

революционную бездну. И царская династия не погибла  в ней  лишь потому,  что возле  царя  оказались  такие  выдающиеся  люди  как  С. Ю.  Витте  и  П. А.

Столыпин.

    Война   четко  показала  неподготовленность  русской  армии,   а   также

неподготовленность  экономики к войне. С. Ю. Витте  писал: "Вместо того,  чтоб

устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила  нас  на

десятки лет  к революции." Военные расходы, которые  понесла  Россия  в  этой

войне превышали 3 млрд. рублей.

    С  поражением в войне начала  нарастать революционная ситуация  в  стране

(1905-1907). Из всего  этого можно сделать вывод, что России требовались как

политические, так  и экономические реформы,  которые  смогли  бы  укрепить  и

оздоровить экономику  России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала  XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и  П. А. Столыпин. Оба они не  были  революционерами  и  стремились  сохранить  существующий  в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".

  Однако, С.  Ю. Витте, будучи либералом,  полагал,  что  все  изменения   в

общественной   и   государственной   жизни   надо   начинать   с   изменения

политического строя: создать качественно  новую  государственную  машину,  а

уже  затем  проводить  преобразования  в   экономике.   Вряд   ли   возможно

усовершенствовать форму землевладения,  решить  проблемы  аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе. 

3

   

П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в

государстве, - не  суть  главное  и,  тем  более,  не  есть  условие  реформ

экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие в его  политической деятельности:   программа   реформ    была    рассчитана    на    буржуазно- демократическое развитие, они и по  сути  своей  буржуазно-  демократические (например, в вопросах,  касающихся  земских органов  власти),  но  Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной  для качественно нового уровня капиталистических отношений политической  системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только  убежденным  монархистом,  но  и верил в личность императора- политика, скажем, недалекого. Его  путь  реформ служит некой моделью "революции сверху".

   Реформатор  считал, что перемены необходимы, но в той мере  и  там,  где

они необходимы для экономической реформы. Пока нет  экономически  свободного хозяина - нет и базы для других форм  свободы  (например,  политической  или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает  личной земельной собственностью, пока  он  находится  тисках  общины,  он  остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы .

    Скажем, к слову, что этот спор актуален  и сегодня,  спустя  почти   век.

Теснейшая  связь  экономики  и  политики  не  дает   достичь   положительных

результатов реформирования одной общественной сферы  без  изменения  другой. По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с  курса  на  новое государство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо  нам  знакомая щетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть  и  не  может, пока  он  всевластен,  и  если  нет  в  стране,  говоря  словами  Столыпина, самостоятельных собственников.". 
 

2.Политические партии и программы российской буржуазии 

Политическая  партия – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая его интересы.

Особенности формирования политических партий. Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903-1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах. Наиболее интенсивно процесс образования партий развернулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное основание функционированию многопартийной системы. В России возникло и существовало около 100 партий. Типология многопартийной системы включала в себя такие основные типы партий:

Информация о работе Экономическая и политическая ситуация в России в начале XX века