Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:50, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую и политическую ситуацию в России
1. Введение………………………………………………………………………………1
2) Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже начала XX века и идеология реформ.......................2
3)Политические партии и программы российской буржуазии........................................................................4
4) Основные направления экономической политики самодержавия. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина..........9
5) Заключение.................................................................18
6) Список литературы......................................................19
Меня
Содержание.
2) Политическая
и экономическая ситуация
в России на
рубеже начала XX века
и идеология реформ.......................2
3)Политические
партии и программы
российской буржуазии.....................
4) Основные направления экономической политики самодержавия. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина..........9
6)
Список литературы.............
Введение.
Тема данной контрольной работы Политические и экономические программы российской буржуазии в нач. 20 в.
Цель контрольной работы – рассмотреть экономическую и политическую ситуацию в России
Данная контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы
В первой главе рассматриваются как Россия пережила тяжелый
экономический
кризис 1900-1903 годов, затем период
длительной депрессии 1904-1908 годов.
Социально-классовая структура
(1905-1907).
Во второй главе говорится о особенностях формирования политических партий, Типологии многопартийной системы, и их программы
- консервативные,
выступавшие за сохранение
- консервативные либералы "октябристского типа";
- либералы или конституционные демократы;
- народники;
- социал-демократы
В третьей главе рассматриваются основные направления экономической политики самодержавия, политика индустриализации разработанная Витте,
деятельность
Столыпина, начало аграрной реформы и
крах столыпинских реформ.
1
1.Политическая
и экономическая ситуация в
России на рубеже веков и
идеология реформ
К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский
потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен
контрреформистским
курсом консерваторов после
После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелый
экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии
1904-1908 годов. В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной.
Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Слишком медленное политическое развитие России определялось, в
основном, ее аграрным устройством. Солженицин объясняет: "российская
государственная власть срослась с имущим напуганным дворянством, весь
правящий слой дрожал и корыстно держался за свои земли - дворянские,
великокняжеские,
удельные. Только начнись где-нибудь
какое-нибудь движение земельной собственности
- ах, как бы не дошло и до
нашей". Держась за власть
и за землю, самодержавие,
помещики, военная и
гражданская бюрократия надеялись: "будет
вот так само-само-само плыть еще
триста лет".
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее
экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного
общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали
существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия
занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла
сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни
страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие
чего и оставались
аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной
опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность,
сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто
социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% -
бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.
В начале ХХ века
класс наемных рабочих
2
был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в
город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса
стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн.
человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-
ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный".
До 1905 года высшим государственным органом в России был
государственный совет, постановления которого имели рекомендательный
характер для царя.
Сенат
- высшая судебная инстанция и
толкователь законов.
власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которых
контролировалась комитетом министров.
Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта.
Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, стала
одним из примеров раздела сфер влияния в мире. К сожалению, верхи нередко
не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в
обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка
уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не
только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в
революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А.
Столыпин.
Война четко показала неподготовленность русской армии, а также
неподготовленность экономики к войне. С. Ю. Витте писал: "Вместо того, чтоб
устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас на
десятки лет к революции." Военные расходы, которые понесла Россия в этой
войне превышали 3 млрд. рублей.
С
поражением в войне начала
нарастать революционная
(1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как
политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и
оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".
Однако, С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в
общественной и государственной жизни надо начинать с изменения
политического строя: создать качественно новую государственную машину, а
уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно
усовершенствовать
форму землевладения, решить
проблемы аграрного порядка без предварительного
перехода от рабства к свободе.
3
П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в
государстве, - не суть главное и, тем более, не есть условие реформ
экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие в его политической деятельности: программа реформ была рассчитана на буржуазно- демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические (например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной для качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и верил в личность императора- политика, скажем, недалекого. Его путь реформ служит некой моделью "революции сверху".
Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где
они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы .
Скажем,
к слову, что этот спор
Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительных
результатов реформирования
одной общественной сферы без
изменения другой. По мнению Г. Попова
современные реформы тоже начинались
"с курса на новое государство.
А теперь мы видим, как на его лице растет
хорошо нам знакомая щетина авторитарного
бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть
и не может, пока он всевластен,
и если нет в стране, говоря
словами Столыпина, самостоятельных
собственников.".
2.Политические
партии и программы российской буржуазии
Политическая партия – наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая его интересы.
Особенности формирования политических партий. Формирование системы политических партий России происходило в условиях общенационального политического кризиса. Во время предреволюционной ситуации 1903-1904 гг. активизировалось либеральное движение, продолжалось создание политических партий в национальных районах. Наиболее интенсивно процесс образования партий развернулся после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., давшего формальное основание функционированию многопартийной системы. В России возникло и существовало около 100 партий. Типология многопартийной системы включала в себя такие основные типы партий:
Информация о работе Экономическая и политическая ситуация в России в начале XX века