Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:08, доклад
Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Однако соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования.
В
послевоенные годы на состоянии советских
финансов благоприятно отразились изменения
в структуре общественного
Таким
образом, совершенствование структуры
общественного продукта, развитие производства
содействовали росту
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946—1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.
Отличительной
чертой послевоенного периода было
сочетание восстановительных
Война
нанесла тяжелейший урон сельскому
хозяйству. Фашисты разрушили и
разграбили более 40% всех колхозов и
совхозов. Трудоспособное население
в сельской местности сократилось
с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность
тракторов в сельском хозяйстве
составила 59% довоенного уровня, а количество
лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн.
голов. Это привело к сокращению
посевных площадей на 36 млн. га и снижению
валового сбора зерна с 762 до 333 млн.
ц. В целом объем валовой
В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.
Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес — 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.
Кроме
централизованной помощи сельскому
хозяйству со стороны государства,
не менее важной была помощь промышленных
предприятий и жителей городов.
Городские предприятия
Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят “План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР”. Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950—1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.
Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.
Начатые
в годы первой послевоенной пятилетки
работы по преобразованию земли, улучшению
условий для
Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.
Таким
образом, за годы первой послевоенной
пятилетки в результате восстановления
промышленного и
Общественно политическая
жизнь: характерные черты и
Социально-экономическое
и политическое развитие СССР в 1945-1953
годах
В общественно-политической жизни СССР
в 1945-47 гг. очень заметным было влияние
демократического импульса войны (некоторой
тенденции к ослаблению советского тоталитарного
строя). Главной причиной демократического
импульса стало относительно близкое
знакомство советских людей с западным
укладом жизни (во время освобождения
Европы, в процессе общения с союзниками).
Немаловажную роль сыграли и перенесенные
нашим народом ужасы войны, приведшие
к пересмотру системы ценностей.
Реакция на демократический импульс была
двоякой:
Были сделаны минимальные шаги в сторону
«демократизации» общества. В сентябре
1945 г. прекращено чрезвычайное положение
и упразднен неконституционный орган
власти – ГКО. Возобновились съезды общественных
и политических организаций СССР. В 1946
СНК был преобразован в Совет Министров,
а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена
денежная реформа и отменена карточная
система.
Произошло значительное ужесточение тоталитарного
режима. Началась новая волна репрессий.
Основной удар, на этот раз, был нанесен
по репатриантам – возвращавшимся на
Родину военнопленным и насильственно
перемещенным лицам. Пострадали также
деятели культуры, острее других ощутившие
влияние новых веяний (см. раздел "Культурная
жизнь СССР 1945-1953 гг."), и партийно-экономическая
элита - "Ленинградское дело" (1948 г.),
по которому были расстреляны свыше 200
человек, был расстрелян председатель
Госплана Н.А. Вознесенский . Последним
актом репрессий стало «дело врачей» (январь
1953 г.), обвиненных в попытке отравления
высшего руководства страны.
Характерной чертой первых послевоенных
лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации
целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве
с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские
татары). Все эти репрессивные мероприятия
позволяют историкам называть 1945-1953 гг.
«апогеем сталинизма». Главными экономическими
задачами послевоенного периода стали
демилитаризация и восстановление разрушенного
хозяйства.
Информация о работе Изменения в мире после Второй мировой войны. Начало «холодной войны»