Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:08, контрольная работа
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Киевская Русь в IX-XI вв. 4
1.1.Образование Киевской Руси 4
1.2.Теории образования древнего государства и их характеристика 7
1.3. Характеристика государства в IX—X вв. 9
2.Крещение Руси и ее расцвет 12
Измен 3.Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв. 14
4.Распад 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1.Образование Киевской
Руси 1.2.Теории
образования древнего
государства и их характеристика
7
1.3. Характеристика государства в IX—X вв.
2.Крещение Руси и ее
расцвет Измен 3.Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв. 14
4.Распад
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ |
Существуют много версий образования Древнерусского государства, из них можно выделить две основные: согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.[1,409]
В данной работе попробуем раскрыть наиболее интересные и вопросы, такие как:
Как образовалась Киевская Русь; Теории образования древнего государства и их характеристика; Основные характеристики государства в IX—X вв.
Крещение Руси и ее расцвет; Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.; Распад.
1.1
Образование Киевской
Руси
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 году («Повести временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В
862 согласно «Повести Временных лет», славянские
и финно-угорские племена призвали на
княжение варягов. В 862 (дата приблизительна,
как и вся ранняя хронология Летописи)
варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир,
плывшие в Константинополь, стремясь установить
полный контроль над важнейшим торговым
путем «из варяг в греки», устанавливают
свою власть над Киевом. В 879 в Новгороде
умер Рюрик. Княжение было передано Олегу,
регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Княжение Олега
В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство. Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.[1,415]
Игорь Рюрикович
Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).
Святослав Игоревич
Около
962 года возмужавший Святослав принял
власть в свои руки. Его первым мероприятием
стало подчинение вятичей (964), которые
последние из всех восточно-славянских
племён платили дань хазарам. В 965 году
Святослав совершил поход на Хазарский
каганат, взяв штурмом его основные города:
Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте
города Саркела построил крепость Белая
Вежа. Также Святослав осуществил два
похода в Болгарию, где намеревался создать
собственное государство со столицей
в придунайской области. Он был убит в
бою с печенегами при возвращении в Киев
из неудачного похода в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась
междоусобица за право на престол (972—978
или 980). Старший сын Ярополк стал великим
киевским князем, Олег получил древлянские
земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк
разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир
бежал «за море», но вернулся через 2 года
с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы
свои права на престол отстоял сын Святослава
Владимир Святославич (годы правления
980—1015). При нём завершилось формирование
государственной территории Древней Руси,
были присоединены червенские города
и Карпатская Русь.[1,418]
1.2 Теории образования древнего государства и их характеристика
Существует несколько теорий
по вопросу о возникновении государственности
у восточных славян. Одна из них исходит
из рассказа «Повести временных лет».
В ней под 862 г. рассказывается о приглашении
новгородцами и кривичами на княжение
варягов-норманнов. «Земля наша велика
и обильна, но порядка (наряда) в ней нет.
Приходите княжить и владеть нами». На
приглашение откликнулись три брата —
Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса
и Трувора власть перешла к Рюрику, который
стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика,
Аскольд, отправившись на юг «в греки»,
захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после
смерти Рюрика) новгородский князь Олег
убил Аскольда и объединил под своей властью
Киев и Новгород. Таков летописный рассказ
о начале русской государственности.
Норманнская
теория образования Русского государства,
ее сторонники и противники. Этапы
в истории образования
1. Это летописное сообщение послужило
основанием для возникновения в XVIII в.
так называемой «норманнской теории».
Работавшие тогда в России немецкие историки
Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что
славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию
собственной государственности, они не
знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного
дела, ни законов, не имели оседлых поселений.
Всю культуру Киевской Руси «норманнисты»
приписывали варягам, утверждая, что славяне
вообще были неспособны к самостоятельному
развитию. Некоторые русские историки-монархисты
приняли эту теорию, считая, что государство
на Руси было создано мирным призванием
норманнов на княжение. Наконец, были и
такие русские ученые, которые вообще
отрицали само присутствие варягов на
Руси, их участие в создании Древнерусского
государства и варяжское происхождение
русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов
подверг резкой критике норманнскую теорию,
считая ее клеветой на древних славян.
В своих исторических трудах он показал
этнические различия скандинавов и славян,
роль и место славян во всемирной истории.
Многие положения Ломоносова впоследствии
были подтверждены в трудах русских ученых.
Современный взгляд на вопрос о возникновении
государственности у восточных славян
сводится к следующему:
- большинство историков считают, что варяги
действительно были приглашены в Новгород,
чтобы примирить борющиеся за власть группировки
местной знати. Такая практика приглашения
короля или князя на правление была весьма
распространена в Европе и проходила,
как правило, мирным путем;
- но призвание варягов не могло стать
началом русской государственности, так
как складывание государства является
результатом длительного внутреннего
развития общества и оно не может быть
привнесено извне. Речь могла идти лишь
об основании в Новгороде княжеской династии
Рюриковичей. Варяги не оказали существенного
влияния на развитие русской культуры
(хотя принесли имена — Олег, Игорь, Ольга).
Некоторые историки считают, что запись
о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора
является поздней вставкой в первоначальный
текст «Повести временных лет» при переработке
его по указанию киевского великого князя
Владимира Мономаха;
- дискутируется также вопрос о том, кто
такие сами варяги. Норманнисты настаивают
на том, что они были скандинавами. Российские
историки на основании летописей утверждают,
что варяги — это славяне южной Прибалтики
(о них мало что известно, нет даже конкретного
названия племен). Таким образом, можно
сказать, что варяги не принесли на Русь
государственность (она уже зарождалась
в недрах древнерусского общества), а лишь
сыграли роль военной силы, которая способствовала
объединению восточных славян в единую
Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились,
военно-дружинная знать слилась с местной
знатью. Но русские цари вплоть до Федора
Ивановича(1584—1598) называли себя Рюриковичами.
Как уже было сказано выше, в 882 г. князь
Олег объединил Киев и Новгород в единое
государство — Киевскую Русь. Большинство
ученых сходятся в том, что историю образования
и развития Древнерусского государства
можно разделить на три этапа:
- первый этап — вторая половина IX—Х вв.
— объединение восточных славян в единое
государство, создание аппарата власти
и военной организации;
- второй этап — конец Х - XI вв. — расцвет
Киевской Руси;
- третий этап — конец XI — первая половина
XII в. — начало распада Киевской Руси, княжеские
усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная
раздробленность).[3,74]
Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках.
Глава
государства носил титул
Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Информация о работе Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв