Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:53, реферат
Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии - на победу в войне и мобилизацию капитала.
Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов.
Война
с Германией обусловила процесс
милитаризации экономики России. Государственное
регулирование экономики приобрело чрезвычайные
формы. Этому способствовало то, что правительство
стало осуществлять курс, разделяемый
большей частью российской буржуазии
- на победу в войне и мобилизацию капитала.
Происходило сокращение посевных площадей
и товарооборота, финансовые трудности
были связаны с резким повышением налогов,
увеличением эмиссии и государственных
займов. Транспортные затруднения правительство
пыталось регулировать путем создания
межведомственных комиссий. Мобилизация
капитала вызывала противоречия между
различными группами правящего класса,
поэтому государство взяло на себя инициативу
по созданию новых организационных форм
управления промышленностью и финансами,
пытаясь согласовывать различные социальные
интересы.
На съезде представителей промышленности
и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована
идея о создании военно-промышленных комитетов,
целями которых были и организация экономики
и участие в управлении государственной
политикой.
В функции военно-промышленных комитетов
входит:
посредничество между казной и промышленностью,
распределение военных заказов,
регулирование сырьевого рынка и снабжение
предприятий сырьем,
регулирование внешней торговли (закупок),
нормирование цен на сырье, то есть мобилизация
торговли,
регулирование рынка труда,
регулирование транспорта.
При военно-промышленных комитетах создавались
рабочие группы, примирительные камеры
и биржи труда. Эти органы брали на себя
задачи улаживания конфликтов между рабочими
и предпринимателями.
Для координации работы отдельных ведомств
с лета 1916 г. начинают создаваться особые
совещания по обороне. Состав этих органов
определялся Государственной думой и
утверждался императором.
В задачи новых органов входило: требовать
от частных предприятий принятия военных
заказов (преимущественно перед другими)
и отчетов по их выполнению; отстранять
директоров и управляющих государственных
и частных предприятий, ревизовать торговые
и промышленные предприятия всех видов
и секторов.
Особые совещания по топливу со временем
выделились из системы совещаний по обороне,
взяв на себя функции распределения топлива
между потребителями, установления секвестра
(ареста без конфискации) на предприятия,
реквизиции топлива (принудительный выкуп
по фиксированным ценам).
Особые совещания по продовольствию проводили
проверку наличия продуктов и в случае
необходимости - их реквизицию.
Особые совещания по перевозкам устанавливали
порядок принудительного пользования
транспортом и помещениями в государственных
и общественных целях.
Отдельные одноотраслевые предприятия
могли объединяться в заводские совещания.
Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными
органами, стали создавать общественные
организации, объединившиеся в Союз земств
и городов (Земгор). Своей задачей они ставили:
оказание помощи раненым (организация
госпиталей, поставка медикаментов, подготовка
медперсонала), распределение заказов
мелким предприятиям и посредничество
между ними и казной. Юридической основой
деятельности Союза стали договоры, заключаемые
разными земствами между собой.
Действующие в промышленности тресты
и синдикаты оказывали сильное влияние
на экономическую политику: ими было отвергнуто
предложение Министерства финансов о
введении нового налога на прибыль, они
подчинили себе деятельность центрального
военно-промышленного комитета, отдельных
военно-промышленных комитетов и Земгора.
Одним из главных направлений регулирования
экономики была борьба с дороговизной
и дефицитом продовольствия. По действующему
законодательству таксы на сырье и продовольствие
могли устанавливаться городскими управами,
поскольку производство находилось в
частных руках, государство не могло регулировать
рынок методом "товарных инвентаризаций".
У него не было ни запасов продовольствия,
ни разветвленного аппарата, поэтому оставался
лишь метод репрессии, "административно-командный".
При таксировке цены устанавливались
государством не на основе себестоимости
продукции, а с учетом рыночных цен. Фиксированные
цены устанавливались в местных пределах
(губернии, и города) и способствовали
деформированию рынка Февральским указом
1915 г. командующим войсками предоставлялось
право: запрещать вывоз из вверенного
им района продовольственных запасов,
устанавливать фиксированные цены и осуществлять
меры по реквизиции (когда товаровладельцы
отказывались продавать по установленным
ценам).
Твердые цены устанавливались Особыми
совещаниями и в отличие от такс вводились
законодательным путем и во всероссийском
масштабе.
В ноябре 1916 г. принимается постановление
о введении продовольственной разверстки,
устанавливаемой уполномоченными Особых
совещаний или земской управой. Расчет
за изымаемые продукты производился в
твердых ценах, в случае отказа назначалась
реквизиция по ценам на пятнадцать процентов
ниже твердых. Устанавливалась карточная
система для на-селения:
продукты продавались несколько раз в
неделю, ограничивался отпуск товара в
одни руки, карточки лимитировались.
В мае 1915 г. создается Главный продовольственный
комитет, в компетенцию которого входили:
требования сведений о запасах продовольствия
от всех учреждений и лиц, установление
плана перевозок продовольствия и заготовительная
деятельность. На местах создавались отраслевые
отделения комитета и местные губернские
комитеты. Это были чрезвычайные экономические
органы.
В годы войны происходили частные,, перемены
в составе высшего эшелона власти, за это
время сменились четыре председателя
Совета министров, шесть министров внутренних
дел, три министра, четыре обер-прокурора
Синода, три министра иностранных дел,
четыре министра земледелия, три министра
путей сообщения.
В декабре 1916 г. правительство начало наступление
на политическую оппозицию: прерывается
заседание Государственной думы, запрещается
деятельность Земгора, проводятся аресты
рабочих групп Военно-промышленных комитетов,
члены которых обвинялись в сабо-таже.
В свою очередь, оппозиционная буржуазия
начинает все активнее проникать в военно-промышленные
органы, различного рода союзы и общественные
организации, активизируется "прогрессивный
блок" в Думе.
До
середины 1915 года царизм опирался на сложный
аппарат Министерств, одновременно
создавались отраслевые комитеты, в
состав которых входили представители
буржуазии.
Весной 1915 года отношения царизма и буржуазии
обострились. Используя военные неудачи,
развал экономики, буржуазия требовала
введения в стране конституционной монархии.
Царь сместил ряд министров, в т.ч. военного,
но осуществить отставку всего кабинета
не удалось.
Чувствуя свою силу, в августе 1915 года
русская буржуазия создала свои классовые
организации - военно-промышленные комитеты:
Центральный военно-промышленный комитет
- в центре, областные, губернские, городские
ВПК - на местах. К концу 1915 года действовало
24 областных и 215 местных комитетов. Характер
этих организаций проявился в политике
к рабочему вопросу, где интересы самодержавия
и буржуазии совпадали.
Усилие активности буржуазии проявилось
в создании верхней земских и городских
организаций всероссийского Земского
и Городского Союзов, Земгор (июль 1915 года)
с задачами аналогичными ВПК.
В противовес буржуазии организациям
правительство в августе 1915 года создало
ряд особых совещаний - высших правительственных
органов под председательством отдельных
министров: по обороне, топливу, продовольствию,
перевозкам топлива, продовольственных
и военных грузов, устройству беженцев
и т.п. В состав особых совещаний входили
кроме правительственных чиновников и
представители финансово-промышленных
округов. Учреждением особых совещаний
царизм стремился усилить свое регулирующее
влияние в вопросах военной экономики
и сохранить зависимость буржуазии. Война
показала гнилость самодержавного строя,
армия терпела поражение, началась хозяйственная
разруха. В 1916 году растет стачечное движение,
усиливается революционное движение армии.
Летом 1915 года в IУ Государственной Думе
и Государственном Совете сложился так
называемый "прогрессивный блок"
из представителей буржуазной партии
и групп с целью соглашения с царем на
основании проведения ряда реформ, предупреждения
революции и доведение войны до победного
конца. Царь и его окружение, отвергнув
программу "прогрессивного блока",
стремились установить военно-политическую
диктатуру и заключить сепаратный мир
с Германией.
Буржуазия понимала неспособность царя
выиграть войну, покончить с революционным
движением. Она решила взять власть в свои
руки путем "дворцового переворота".
Но замыслы царизма и буржуазии сорвал
революционный народ. Стачечное движение
переросло 25 февраля во всеобщую политическую
стачку в Петрограде: 26-27 февраля на сторону
народа перешли войска. Государственный
аппарат был парализован.
Шли аресты полицейских, жандармов, царских
министров. В России победила буржуазно-демократическая
революция.
* * *
В начале ХХ в в России была сделана попытка
создания "парламентской монархии".
Государственная Дума, избираемая населением,
была призвана сыграть роль парламента.
Вместе с тем, Основные Законы России оставляли
абсолютную власть у императора.
В период войны начали создаваться полуправительственные
органы по инициативе буржуазии.
Информация о работе Изменение государственного строя в 1915 году