Изменение государственного механизма 50х-60-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:21, реферат

Описание работы

В 30-е гг. существенные изменения происходят в механизме советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием, как общественного устройства, так и организации государственного единства.
В конституции СССР 1936 г. Было закреплено положение коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли. Закон не запрещал создание и существование других, кроме ВКП(б), политических партий.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

. Изменение  государственного механизма.

В 30-е гг. существенные изменения происходят в механизме  советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием, как общественного  устройства, так и организации  государственного единства.

В конституции СССР 1936 г. Было закреплено положение коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли. Закон не запрещал создание и существование других, кроме ВКП(б), политических партий.

Формы партийного руководства  государством были различными. Иногда создавались совместные партийно-государственные  органы. Чаще же применялся другой способ, когда партийные руководители различных  уровней становились и руководителями надлежащих государственных органов. Укоренялась же практика и определенной подмены советского руководства партийным, когда директивы партии, как правило, оформлялись в государственном порядке, а иногда действовали и непосредственно.

Советское государство, как и прежде, строится на основе принципа демократического централизма. Однако все больше усиливается централизация государственного управления. Это касается не только организации государственного единства, о которой уже говорилось, но всей структуры органов государства.

В 30-е гг. происходят существенные изменения в избирательной системе, знаменующие ее несомненную демократизацию. Новая Конституция отменила классовые  ограничения и различия для избирателей, ввела повсеместно прямые выборы и тайное голосование.

Советский государственный  механизм, как и прежде, строился на основе сочетания коллегиальности  и единоличия. Однако на практике коллегиальность  все чаще подменялась волей одного начальника. При этом, чем выше по статусу был орган, тем более  сильной в нем была власть единоличного руководителя.

Хотя в системе государственного управления по-прежнему сохранялось  сочетание отраслевого и территориального начал, следует отметить явное усиление отраслевого принципа. Шло стремительное  образование все новых и новых отраслевых органов и разукрупнение прежних.

В этой связи растет численность  работников государственного аппарата. Советское чиновничество постепенно складывается в особую социальную группу, обладающую своими специфическими интересами.

46.2. Органы  власти и управления.

Конституция 1936 г. ввела  новое название для советов всех уровней—Советы депутатов трудящихся.

Она также существенно  изменила структуру и статус органов  власти и управления. Эта структура  была упрощена и стала более четкой. Отказались от громоздкой системы съездов советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.

Высшим органом власти Союза по конституции 1936 г. стал Верховный  совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру, отражающую многонациональность Советского государства, хотя название одой из палат немного изменилось: вместо Союзного Совета она стала называться Советом Союза.

Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном порядке.

Сессионный порядок  работы Верховного Совета обусловил  необходимость создания постоянно  действующего органа. Им стал Президиум  Верховного Совета. Он избирался на совместном заседании.

Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной, хотя, конечно, здесь были заметные отступления.

Что касается местных  Советов, то на их судьбе отразилось в  первую очередь проведение сплошной коллективизации. Она привела к тому, что на селе сложились как бы 2 руководящих органа—сельсовет и правление колхоза.

В условиях интенсивного развития промышленности и сельского  хозяйства на основе сплошной коллективизации  сложилась необходимость проведения строгого планирования всего народного хозяйства страны. Существовавшая ранее комиссия была преобразована в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата.

Усложнение руководства  промышленностью в результате увеличения количества предприятий и их размеров вызвало необходимость реорганизации управления отраслью.

Важная реформа была проведена в области управления трудовыми отношениями. В 1933 г. был  упразднен Наркомат труда, а его  центральный и местный аппарат  слились с аппаратом ВЦСПС и иных профсоюзных органов.

В связи с кредитной  реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном  банке. При этом Госбанк стал обслуживать  лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий.

По новой системе  органы управления сосредотачивали полное и всеобъемлющее руководство определенными отраслями производства или предприятиями, расположенными на определенной территории.

Функциональные звенья частично сохранились, но они уже  не могли руководить предприятиями. Такая реорганизация позволила осуществить более действенное и оперативное руководство промышленностью, сельским хозяйством, торговлей.

46.3.Правоохранительные  органы.

Конституция 1936 г. и принятый в 1938 г. специальный закон о судоустройстве не внесли принципиальных изменений в судебную систему. Они скорее обобщили уже накопившийся опыт.

Несколько изменился  порядок формирования народных судов. Для них вновь был введен принцип  выборности непосредственно населением, правда, на практике пока что не проводившийся. Произошли перемены в статусе и формах деятельности верховных судов. Ключевым моментом здесь стали преобразования, касающиеся положения Верховного Суда. На протяжении 1933–1936 гг. компетенция высшего судебного органа страны расширяется. При создании Верховного Суда законодатель считал основой его деятельности регулирование отношений Союза и республик в судебной сфере.

Конституция 1938 г. завершила  централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские  органы.

Противоречивые тенденции  можно обнаружить и в развитии органов государственной безопасности. Существовавшая до 1934 г. судебная коллегия ОГПУ была упразднена. Подсудные ей дела перешли к областным и верховным судам, а также к военным трибуналам.

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. По решению ХVII съезда партии ЦКК-РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного.

В 1940 г. Комиссия советского контроля была ликвидирована и вместо нее  создан Наркомат госконтроля. Это уже  был сугубо чиновничий орган, безо всякого  участия общественности. Главной  его заботой был финансовый контроль. Об общем совершенствовании государственного аппарата, как это делала РКИ, он не заботился.

 

 

 

 

 

 

Правовые основы массовых репрессий.

49.1. Возникновение  репрессивной машины.

О массовых репрессиях 30-х гг. написано немало. Тотаритарно-демократический  режим выступал главным средством  поддержания необъятной личности Сталина, давал ему и его окружению возможность осуществлять непрерывные репрессии, направленные на сокрушение не столько реальных, сколько мнимых противников и еще больше— на поддержание атмосферы всеобщего страха.

Возникновение репрессивной системы на рубеже 20-30-х гг. было не случайным, а закономерным явлением. Когда в конце 20-х–начале 30-х годов встал вопрос об источниках осуществления ускоренной индустриализации страны и о методах коллективизации крестьянства, у сталинского руководства уже был готов ответ: орудием проведения индустриализации и коллективизации станет развитый репрессивный аппарат, исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа НКВД СССР.

К 1930 г. было сформировано 6 исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) ОГПУ СССР. Круг их замкнулся к 1934 г., когда с созданием общесоюзного НКВД все советские лагеря были объединены в единую систему Главного управления лагерей (ГУЛАГ), которую возглавил НКВД СССР.

В 30-е гг. четкое функционирование репрессивной системы обеспечивали карательные органы. В 1923 г. создается единый общесоюзный орган—Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Система его органов состояла из ОГПУ СССР, ГПУ союзных республик, политотделов при исполкомах советов и особых отделов в Красной Армии и на транспорте. В 1932 г. при ОГПУ создается главное управление милиции, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись (похожая ситуация складывалась в годы гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).

Централизация органов системы  безопасности завершается в 1934 г. созданием  объединенного НКВД СССР. Вместе с  ОГПУ в системе НКВД создается Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Органы НКВД осуществляли тотальный контроль за всеми сферами жизни советского общества.

49.2. Система  судебных и несудебных органов.

В целях проведения массовых репрессивных акций в конце 20-х начале 30-х гг. в СССР была создана хорошо отлаженная и материально обеспеченная система судебных и несудебных органов. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Вместе с судебными органами существовала целая система несудебных органов. Эта система в СССР стала  формироваться еще в 1923 г. 15 февраля 1923 г. постановлением ЦИК СССР была учреждена судебная коллегия ОГПУ. Она имела право рассматривать во всесоюзном порядке дела о диверсиях, вредительстве, и других преступлениях, а также применения всех мер наказания.

По постановлению ЦИК СССР от 5 ноября 1934 г. при НКВД было образовано особое совещание— орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применить “ к лицам, признаваемым общественно-опасными” в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 5 лет. Потом его права были расширены вплоть до применения высшей меры наказания. В состав Особого совещания входили: народный комиссар внутренних дел, заместитель народного комиссара внутренних дел, начальник главного управления милиции.

В 1934 г. был создан еще  один несудебный орган—комиссия НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам (“ двойка”).

49.3. Функционирование  репрессивной системы.

В 1929 году острие репрессивной машины было направлено в основном против крестьянства, которое составляло основную массу населения. К политическим репрессиям с полным основанием можно  отнести массовое и трагическое по своим последствиям  раскулачивание. Террор был обрушен не только на “контрреволюционный кулацкий актив”, но и на значительную массу зажиточных середняков. Форсирование коллективизации толкало к максимально жестким методам насилия. Но репрессивные акции продолжались и после завершения коллективизации. Сталин и его окружение считали, что таким образом можно избавиться от неугодных. Специально для этого 20 апреля 1933 года СНК СССР принял постановление “ Об организации трудовых поселений”. Предполагалось наказывать городских жителей, которые отказались в связи с паспортизацией 1932-1933 годов выезжать из Москвы, Минска, Ленинграда.

Параллельно с репрессиями  крестьянства карательные органы в 1929–1933 годы осуществляли акции, направленные, прежде всего против интеллигенции. Репрессии часто обрушивались на людей за их некоммунистические взгляды. К тому же Сталин пытался возложить на “буржуазных спецов” ответственность за просчеты в индустриализации и планировании.

49.4. Закрепление  массового беззакония.

Массовыми репрессии  стали после убийства Кирова, которое  произошло 1 декабря 1934 года. В декабре  того года было принято постановление  “О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов”, вводившее особый порядок  производства по этим делам: кроткие сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась кроме обвиняемого на его родственников и близких.

 В конце 1934 года  ЦИК СССР принял также постановление  “ О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых НКВД СССР и его местными органами”, согласно которому право рассматривать контрреволюционные преступления кроме ОГПУ–НКВД было предоставлено судебным компаниям областных судов. Именно эти акты законодательным образом закрепили массовые беззакония, создали “правовую основу” для проведения репрессий.

Новая разрушительная волна  массовых репрессий обрушилась на ни в чем не повинных людей в 1937–1938 годах. Никакая война не смогла бы нанести такой урон народу, какой  нанес Сталин, защищая свою личную абсолютную власть.

В мае 1937 года начался  процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Уборевич и т.д.) В марте 1938 года состоялся процесс, на котором в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рынков и др.

Информация о работе Изменение государственного механизма 50х-60-х гг