Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:07, реферат
Харбинская газета «Свет» 1 октября 1920 года писала» «Нет, кажется, ни одного человека, который не знал бы кто такие ижевцы и воткинцы, эти сверхлегендарные богатыри духа, борцы за поруганную Россию против интернационально - коммунистической заразы. Это простые русские рабочие. Сразу учуявшие своим здоровым нутром подоплёку «комиссарства» и бестрепетно взошедшие на голгофу гражданской войны за Учредительное собрание. Они не только пошли сами. А повели за собой на страшные муки своих жён и детей. Они отдали всё, что только может отдать человек. Никто, даже чехи в своё время не вызывали у «товарищей» такой ненависти, как «изменники ижевцы и воткинцы». Ни о ком не издавал таких истерических приказов Бронштейн – Троцкий, призывая уничтожить их без разбора. И далее говорилось:
Бои начались на другой же день после восстания. Утром 9 августа с линии Казанской железной дороги предупредили, что для подавления восстания на завод направляется в поезде отряд красных. Полковник Федичкин немедленно собрал отряд в 300 фронтовиков и выступил навстречу. В 5 верстах был встречен поезд красных. Быстро развернувшись, Ижевцы охватили поезд с обеих сторон. Красные, пытавшиеся выскочит из вагонов, падали тут же под пулями фронтовиков. Полковник Федичкин предложил им сдаться. Что они и поспешили сделать в количестве 360 человек.
14 августа большевики
повели наступление с двух
сторон: опять со стороны Казани
и от пристани Гальяны. Со
стороны Казани красные
По шоссе со стороны пристани в этот день наступал небольшой отряд красных в 200 пеших и 50 конных с четырьмя пулемётами. Штаб обороны выслал против них роту артиллерийских техников под командой штабс - капитана Куракина. Красные бежали.
Бои у Ижевска 17- 19 августа.
Первые бои восставших рабочих удачны для них, но указывали, что красная власть не остановится ни перед какими мерами, чтобы задавить восставших.
Действительно, 17 августа враг вновь повёл наступление со стороны Казани и от города Сарапула через пристань Гальяны. Ижевцы в 12 верстах от завода выбрали хорошую позицию. На позиции был поставлен постоянный гарнизон под командой Зебзиева. Перед позицией железнодорожный путь был разрушен, чтобы не дать возможности бронепоездам противника подходить близко к позиции.
Утром 17 августа красный отряд доехал до разрушенного участка и начал разгружаться. Нигде на дороге не было никакого движения. Разъезд вернулся назад и доложил об отсутствии противника.
Красные в походной колонне, без надлежащего охранения, двинулись на Ижевск. Ижевцы подпустили их вплотную к позиции и здесь покрыли колонну пулемётным огнём из своего единственного пулемёта и перекрёстным огнём винтовок с обеих сторон дороги. Неожиданное появление врага вызвало общую панику. Началось беспорядочное отступление. Ижевцы преследовали врага 6 верст. Захватив разное брошенное снаряжение и имущество и много пленных.
Со стороны Гальяны в этот день началось наступление больших сил красных. Несколько десятков артиллерийских техников под командой капитана Куракина загородили им дорогу. Антонов побоялся вступить в лесную просеку, по которой шло шоссе к Ижевску. И остановился на ночлег в селе Завьялово.
Под командой капитана Цыганова Ижевцы распространились по лесу, обходя левый фланг противника. Старый лес скрывал все движения Ижевцев. Когда со всех сторон показался невидимый до того противник, красные развили бешеный огонь. Ижевцы залегли в лесу или залезли на деревья, отвечая редко, но метко.
Рявкнул могучий
гудок. Раздалось громкое «ура» и жестокая
штыковая атака закончила существование
красного отряда. Ижевцы захватили в полной
исправности все орудия и пулемёты и большой
обоз красных. Быстро разносится весть-полная,
блестящая победа!
Восстание на Воткинском заводе.
В тот же день 17 августа, когда красные повели с двух сторон наступление на Ижевцев, собираясь сокрушить их сопротивление, их ожидал новый удар -восстание Воткинцев. У Воткинцев было очень мало оружия. Договорившись с Ижевцами, Воткинцы приготовились к выступлению. Союз фронтовиков, около 180 человек, под командой унтер - офицера Корлякова, тайно выбравшись с завода, направился в Ижевск за оружием. Получив оружие, отряд воткинских фронтовиков и 15-я рота Ижевцев подошли к заводу и быстрым ударом опрокинули отряды красных матросов и красногвардейцев. Председателю Совета удалось бежать, но его охрана была захвачена почти целиком. Озлобленное против советской власти население не дало им возможности ускользнуть. Бой закончился. После окончания боя лишь немногим красным удалось спастись бегством. Большее число разбежавшихся большевиков было выловлено. Воткинцы энергично принялись за организацию вооружённых сил. Во главе командования был поставлен летчик капитан Нилов. Начальником штаба был выбран капитан Юрьев.
Капитан Нилов оказался неудачным командиром, и его действия вызвали неудовольствие. Он проявил мало энергии в организации борьбы с большевиками и больше занимался политикой в духе углубления революции по рецептам Керенского, а не спасением Родины.
Капитан Юрьев был энергичным организатором и. обладая талантом хорошего оратора. Умел привлекать всех к дружной работе, подбадривать в неудачах и, во время тяжёлых боёв, вселять в ряды Воткинцев уверенность в успех. У Воткинцев он пользовался большим доверием и любовью.
Присоединение
Воткинского завода с его большим
населением, примерно равным населению
Ижевска, удвоило ряды восставших.
Трёхмесячная борьба за Ижевск подходила к концу. Героизм и самопожертвование восставших должны были покориться грубой силе численного превосходства и подавляющего огневого преимущества красных. Был отдан приказ об оставлении завода. Ижевцы – как бойцы, так и большинство их семей – покинули свои родные места.[1]
Ижевск пал 7, точнее 8, ноября, Воткинск-12 ноября, ижевские повстанцы не были «ликвидированы». Вытеснены на Каму, где сражались с красными до 1922 года.
Во взятом красными
Ижевске переименовали старые улицы.
Советская улица начиналась улицей
Красного Террора со зданием ЧК и
заканчивалась кладбищем с братскими
могилами. На заборах шелестели: «Обращения
ко всем рабочим и жителям г.Ижевска»
: «Белогвардейцы вас обманули…Ловите
этих проклятых гадюк…Выдавая их, вы сглаживаете
свою вину перед рабочими и крестьянами
всего мира. За каждого пойманного ЧК будет
выдавать денежные вознаграждения.»[ 3
]
Предпосылки к восстанию.
Отшумел паводок 1808 года, и на подсохшем лугу посреди разворошенных кирпичных фабрик и жалких изб, помолясь при полном причте начали грандиозную стройку. Такой размах был ещё не ведом на Урале.
Строили крепко, на века. Строили безостановачно, с огромным напряжением сил тысяч крепостных и Вольных людей.
Многоярусная круглая башня, выросшая над землёй на 50 метров – самая живописная и динамичная часть здания. Она стала своеобразным памятником, украшаемым, всегда любовно.
Никто из гостей Ижевска, как коронованных, так и прославившихся исключительно умом и талантом, не мог миновать залов под башней. Ведь здесь концентрировалось все главное для города.
Манило сюда и простых ижевцев, после тяжких трудов. Летом 1887 года под башней открыли заводской «музеум» с огромными резными шкафами – витринами, заполненными диковинками местных оружейников. Через двенадцать лет здесь же открылась для рабочих бесплатная читальня имени Пушкина.
А 19 ноября 1900 года в зале четвёртого этажа открылся настоящий театр! Сами рабочие ставили «Власть тьмы» Л. Толстого, «Мещан» А. Горького. На стенах зала висело 20 исторических картин кисти самоучек из рабочих и портрет основателя театра – И.Л. Васильева. Одним словом, залы под башней были для оружейников не только рабочим местом, но и своего рода культурным центром.
До 1867 года почти все ижевцы наскоро приобщались здесь грамоте.
Здесь решались судьбы Ижевска. Здесь же решили создать Совет.[4]
12 июня 1812 года
шестисоттысячная французская
Выходцы с Ижа
и сами встали в боевой строй, под
свои же ружья.[4]
Итоги восстаний.
В 2007 году исполнилось 90 лет большевицкому перевороту октября 1917 года. В последний раз на государственном уровне его годовщина праздновалась 1990г. и, судя по всему, никогда больше отмечаться не будет.
Это вполне естественно, поскольку в результате радикальных общественных изменений, произошедших в нашем Отечестве с 1985 по 1993 гг., оказалось фактически проиграно большевицкое «красное» дело. Оно полностью скомпрометировало себя. Лопнул миф о «Великой Октябрьской Социалистической Революции», якобы давшей «мир народам, землю крестьянам, фабрики рабочим.»[7]
Большевистская
власть с большими жертвами и жестокостью
подавила восстание. Если бы надо было
пролить крови в десять, в сто раз больше,-
большевики не задумались бы над этим.
Человеческая жизнь в их расчётах стоит
на последнем месте. Более существенной
для них была политическая сторона событий.
Присвоив себе право исключительного
руководства рабочими массами, они не
могли допустить, чтобы рабочие могли
идти не вместе с ними или, тем более, против
них. Они пробуют немедленно подавить
восстание Ижевцев, боясь, Что их пример
может увлечь других. Им это не удалось.
Ижевцев поддержали Воткинцы, и в разное
время поднялись некоторые другие приуральские
заводы. Замолчать выступления было невозможно,-
они стали достоянием истории гражданской
войны. Но с историей большевики не стесняются
и дают всему своё собственное объяснение
и толкование…[1]
Точка зрения красных.
Антисоветское выступление в авг. – нояб. в Ижевске и Воткинском бывших офицеров, гимназистов, учащихся училища оружейных техников. Подготовлено местной белогвардейско – эсеровской организацией «Союз фронтовиков»; участвовала в мятеже и часть попавших под влияние эсеров рабочих.
Захватив власть в городе, мятежники развернули массовый террор против Советов.[5]
Советская литература причесляет Ижевцев и Воткинцев к «Белой Гвардии».
Рабочие и служащие Ижевского завода, поднявшие восстание , «белогвардейцами не являлись. Термин «Белая Гвардия» был известен ещё в годы первой русской революции, как противоположность «Красной Гвардии». С декабря 1917 г. на Дону формируется новая «Белая Гвардия», как вооружённая офицерская оппозиция большевикам. Это не ижевцы. Но их можно в какой – то степени пречислить к «белым».[7]
«История Всесоюзной Коммунистической Партии ( большевиков ) изд.1938 года трактует события так: «Мятеж корпуса ( чехословаков ) послужил сигналом к мятежу кулачества на Волге и в Сибири и эсеровски настроенных рабочих на Воткинском и Ижеском заводах…».
Сходное объяснение
даёт Какурин (Как сражалась революция,
т.1, стрю96): «Ижевское восстание было организовано
Союзом фронтовиков, насчитывавшим в себе
до 4 тысяч членов, в котором в течение
долгого времени велась эсеровская пропаганда».[1]
Практическая глава.
Нам удалось обнаружить мемуары, записки, воспоминания очевидцев событий Ижевско – Воткинского восстания. Проанализировав их мы обнаружили следующие причины…
Причины восстаний.
Офицер посмотрел в глаза солдату.
- Ты доброволец, Фомушка?
- Конечно, доброволец, господин поручик.
- Почему «конечно», Фомушка?
- Да как же,
у нас весь завод против
красных пошёл. Потому они
- Как декались?
-Очень просто,
грабёж производили. Скотину
Фома заговорил быстро, сердито посматривая на Барановского, как бы досадуя, что офицер до сей поры не знает таких вещей.