Из истории греческой диаспоры города Сочи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:15, реферат

Описание работы

Первые греческие поселенцы появились в районе Большого Сочи в VI- I веках до нашей эры.
Одно из их поселений находилось в районе р. Псахе (район Мамайка). Археологические раскопки этого поселения, а также районов рек Кудепсты, Мзымты, Псоу, позволили обнаружить там: гипсовые и стеклянные алабастры, краснофигурные и чернофигурные сосуды, различные статуэтки, амфоры, кубки-канфары, кувшины и другие предметы, относящиеся к греческой культуре.

Работа содержит 1 файл

Из истории греческой диаспоры города Сочи.docx

— 187.76 Кб (Скачать)

Из  истории греческой диаспоры города Сочи

Первые греческие  поселенцы появились в районе Большого Сочи в VI- I веках до нашей  эры.

Одно из их поселений  находилось в районе р. Псахе (район  Мамайка). Археологические раскопки этого поселения, а также районов рек Кудепсты, Мзымты, Псоу, позволили обнаружить там: гипсовые и стеклянные алабастры, краснофигурные и чернофигурные сосуды, различные статуэтки, амфоры, кубки-канфары, кувшины и другие предметы, относящиеся к греческой культуре.

Греческие поселенцы  торговали с местным воинственным народом, который греческие историки называли гениохами, и мирно уживались  с ним.

В результате того, что  эти места позже были завоёваны  другими народами (римлянами и  др.) греческие поселения в районе Сочи перестали существовать.

В XIX веке на территории Большого Сочи проживала народность «убыхи».

После окончания Кавказской войны в 1864 году в результате которой  Россия присоединила Северный Кавказ, все убыхи по приглашению турецкого  правительства добровольно поехали  на жительство в Турцию и территория современного Большого Сочи оказалась  незаселённой.

Малоазиатские греки, жившие в Ставропольской губернии России переписывались с родственниками, жившими  в Турции. Через них они получили сведения, что за перевалом Псеашхо в долине реки Мзымты горцами оставлены богатейшие земли, которые пустовали.

И греки послали  охотников для розыска этих земель. И они их обнаружили.

В 1878 году во главе  с Фанаиловым и Ксандиновым около  30 греческих семейств переселились в эти земли и этот посёлок позже получил название Красная Поляна.

Это занятие ими  земель было узаконено – санкционировано  попечителем (представителем царского правительства в этом районе) по фамилии Никифораки.

В начале XX века в Красной  Поляне жили почти исключительно  только греки. Вот как описывал один из путешественников по Кавказу это посёлок в начале 1900-х годов:

«С северо-востока  на юго-запад перерезает её (Красную  Поляну) широкая улица, застроенная  чистенькими, деревянными и каменными  домами, вторая улица идёт перпендикулярно  через середину, где находится  греческая церковь».

В 1911 году в Красной  Поляне было около 50-60 дворов, в которых  проживали греческие семьи. В посёлке имелось две школы – греческая (где преподавание велось на греческом языке) и русская.

Все жители посёлка  были грамотными – читали и писали на греческом и русском языках.

В селении находилось три лавки, три-четыре кофейни, трактир, винная лавка, пивная.

В летние месяцы сюда приезжало большое количество отдыхающих, курортников, которые жили в гостинице  «Ачишхо», в которой имелось 7 комнат и в помещениях сдаваемых местными жителями.

Летом, в курортный  сезон, многие жители Красной Поляны подрабатывали проводниками при  экскурсиях отдыхающих в горы.  

Краснополянская греческая  школа была открыта в 1902 году. В 1911 году в ней обучалось 67 школьников.

В начале XX века представители  греческой диаспоры проживали и  в Сочи (Тогда Сочи был центром  округа (района), в который входила  и Красная Поляна). Округ включал тогда большую часть современного Большого Сочи.

В 1911 году в Сочи имелось  и греческое одноклассное училище (школа), в котором обучалось 28 учащихся.

После гражданской  войны греческое население Сочи отрицательно отнеслось к установлению советской власти.

Главная причина этого  – репрессивная политика, проводившаяся  тогда в стране.

В 1920 году, например, после  изгнания белогвардейцев из Красной  Поляны, в результате боевых действий была уничтожена большая часть посевов  кукурузы и картофеля. Сбор каштанов в лесах, - это было одним из занятий местного населения, не производился, так как Красная Поляна была объявлена властями на военном положении и жители не могли выходить за пределы селения. И крестьяне не смогли выполнить продразвёрстку (натуральный сельскохозяйственный налог того периода), за что их наказывали.

И в начале двадцатых  годов большая часть греческого населения района выразила желание  выехать на жительство в Грецию.

Так, 15 марта 1924 года, на общем собрании жителей Красной  Поляны за выезд в Грецию проголосовало 63 селянина, 12 – против, и 5 воздержалось.

Всего около 1 000 греков из сочинского района пожелало выехать  в Грецию. Они просили власти дать им пароход для выезда из Адлера в Салоники.

Поселяне соглашались  оставить дома и насаждения без выкупа советскими властями, ввиду отсутствия у них (властей) средств. И они послали в Новороссийск своего представителя для решения вопроса о льготах для бесплатного переезда.

Но власти хотя и  не выступали против этого, но пароход  они поселянам не предоставили.

В 1920-х годах, начале 1930-х годов в сочинском районе во многих селениях были открыты национальные школы.

Тогда школы были центрами культуры на селе. В них же селяне собирались на сходы, где решались различные местные проблемы.

В 1925 году в районе (включал до 1930 года и часть территории современной Абхазии) работало 12 греческих школ, в которых обучалось 586 учащихся.

В 1925 году 8% населения  района были греческой национальности. На 1 января 1933 года во всех школах района училось 968 греческих детей.

В районе было создано  даже одно детское дошкольное греческое  национальное учреждение, которое посещало 25 малышей, и одно смешанное –  греческо-русское с 42 детьми в нём.

После передачи в 1930 году части территории района Абхазии, в  сочинском районе (без населения  города Сочи) проживало 7 397 граждан  греческой национальности, что составляло 13,15% населения района.

К 1939 году границы  г. Сочи ещё более уменьшились. Сочи перестал быть центром большого сельскохозяйственного района – от него отделили большие части территорий современных Адлерского и Лазаревского районов Большого Сочи.(всего в городе в том году греческое население составляло 903 человека. В том числе собственно в Сочи – 563 человека.

В связи с тем, что  в двадцатые, начале тридцатых годов  большая часть различных национальностей, проживавших в многонациональном  районе, не поддержала мероприятий  советской власти, кроме создания большого количества национальных школ, государственные органы проводили  и другие мероприятия, с целью  улучшения отношения местного населения  к властям.

В эти годы создавались  национальные сельские советы. Обычно одному сельсовету подчинялось по несколько сёл.

Всего в районе было создано 7 национальных сельсоветов – три армянских, три – греческих (Краснополянский, Леснянский и Юревичский) и один – эстонский.

Греческое население, среди которого было много подданных  Греции, отказывалось идти в руководство  даже местных советов. Много усилий приложили местные власти для того, чтобы в этих сельсоветах руководящие посты заняли представители коренных национальностей, в том числе и греки. Для этого они использовали не только методы агитации, но и методы угроз и репрессий, и обещания льгот в случае подчинения.

В 1926 году всего во всём районе 41 грек был в руководстве сельских советов, что составляло 10,8 % числа всех сельских руководителей района. В этом году в выборах в сельсоветы сначала приняло участие 16,5 %избирателей, на повторных – 37,5 %).

В сёлах создавались  избы-читальни, красные уголки в  сельских организациях, в которые  выписывались газеты, журналы, в том  числе и на национальных языках. В них проводились культурные и агитационные мероприятия. В 1933 году 4 грека были «избачами» (так называли заведующих избами-читальнями), 9 – заведовали красными уголками.

В 1929 году 9 представителей греческой общины района были членами ВКП (б).

В конце двадцатых  – начале тридцатых годов в  г. Сочи работал клуб «Нацмен» (национальных меньшинств), в котором проводились  доклады, беседы, вечера, спектакли  на национальных языках, показывались кинофильмы. В зрительном зале клуба было 300 мест.

В 1931 году по решению  райисполкома в городе была создана  «нацменкомиссия», в которой было 4 секции – армянская, греческая, грузинская и украинская.

В греческую секцию входил 21 человек. В апреле 1931 года силами секции в сёлах Юревичского сельсовета были проведены культурные мероприятия – проводились концерты с исполнением национальных песен, танцев и т.п.

В 1932 году среди 17 010 жителей  города Сочи (не района) было 1 734 – греческой  национальности.

В конце двадцатых, тридцатых годах тысячи сочинцев подверглись раскулачиванию, были осуждены за малейшие нарушения, а то и без  них, подвергнуты другим репрессиям.

Коснулись репрессии  и греческого населения.

Так, по статье 61 части 2 Уголовного кодекса в 1931 году были осуждены крестьяне села Лесное Попандопуло  Константин, Попандопуло Тимофей, Попандопуло  Феоктист Тимофеевич, Афуксенов Кузьма Евсеевич, Михайлиди Исаак Фёдорович  за то, что «получив твёрдое задание  по сдаче табака, раскорчёвке леса и другим хозяйственно-политическим кампаниям (от властей) они злостно  уклонялись от выполнения таковых».

По статьям 11 и 113 УК в октябре 1932 года был осуждён  секретарь Липниковского сельсовета Ефим Тимофеевич Афуксенов 45-ти лет, за то, что «систематически несвоевременно выполнял работу по даче сведений по заготовке  табака по единоличному сектору, отправился на свадьбу, где пьянствовал и  в срок работу не выполнил».

Беспощадно велась в сёлах борьба с зажиточными  крестьянами (кулаками). Их облагали большими налогами, вводили различные ограничения их экономической деятельности, лишали избирательных прав.

Население жило тогда  очень бедно и к кулакам  часто относили и средние слои сельского населения ради того, чтобы  отчитаться перед вышестоящими властями в наличии кулаков и борьбе с ними.

Так у кулака с. Лесное Пантелея Дамиановича Георгиади  за недоимки в 65 рублей (невыплату ссуд, налогов) 12 февраля 1930 года описали  всё имущество, которое состояло из: корова – 1, кукуруза – 1 пуд, одеяло – 1, матрас – 1, кровать деревянная – 1, стол – 1, стульев – 2, кастрюля медная – 1, чашки медные – 2, чашка эмалированная  – 1, вёдра – 2, кадушки старые – 2, сундук – 1. Все эти вещи оценили  оценщики в 64 рубля 51 копеек. То есть имущество было описано так, чтобы при любых обстоятельствах он оставался бы ещё должником. Спорить с властями было бесполезно.

У кулака этого же села Ивана Иванити были описаны: дом из 2-х комнат, сарай, кадушка, стол, кровать из 3 досок, сундук, шкаф, доски, 2 ярма, колёса для телег.

Одним из самых богатых  жителей этого села был Леонтий  Константинович Каспаров. Он имел: 3,5 гектара пашни, 0,28 га табака, 0,75 га –садов0,25 га виноградников, 3 улья пчёл, 4 лошади, 3 буйвола, 2 молочные коровы, 2 свиньи.

Несмотря на то, что  он при коллективизации вступил  в колхоз, его всё равно раскулачили.

В 1929 году в селе Лесное проживало 106 взрослых греческих подданных.

Из них 62 были бедняками. Кроме того в селе проживали и греки без подданства.

Только за 1929-1930 годы из этого села были высланы 9 семей кулаков. В основном в Казахстан.

В селе 7 жителей греческой национальности владели водяными мельницами. Мельников также обложили дополнительными налогами. За малейшее неповиновение крестьян отдавали под суд.

Вот одно из распоряжений местных властей в отношении  владельцев мельниц с. Лесное от 25 февраля 1930 года: «…они должны в течение трёх дней до 28 февраля 1930 года доставить гарцевый сбор (за помол) в кооператив Голицино. Доставить мукой помолотой мелко, за всякое невыполнение ответит каждый мельник».

Из-за увеличения налогов  мельники хотели отказаться от мельниц. Но власти обязали их, чтобы мельницы работали и за закрытие их мельников также ждало наказание.

В начале 1930 года в  сочинском районе была проведена  сплошная коллективизация сельского  хозяйства. Несмотря на угрозы репрессий, греческое население отказывалось вступать в колхозы.

В 1932 году 75 % хозяйств района вошли в колхозы.

В греческих сельсоветах  доля единоличников в 1932 году составляла 66%, в 1933 году -65%(в сёлах Юревичского  сельсовета – в 1932 г.- 60%, в 1933 г.- 65,1%.

Колхозы были небольшими, в основном состоявшие из 10-60 хозяйств. И в них имелось не только обобществлённое имущество вошедших в них крестьян, но и передавалось и имущество раскулаченных, высланных селян.

Так на 1 апреля 1930 года в колхозе «Красногорец» Леснянского  сельсовета, в котором были объединены 36 человек (хозяйств было меньше), всё  имущество состояло из 34 лошадей, 20 быков, 22 плугов, 4 соломорезок, 16 деревянных борон, 24 повозок, 7 арб на двух колёсах, 5 линеек (телег), 7 коров, 33 разных хомутов, 16 вожжей, 2 сёдел, 2 деревянных дуг, 3 оцинкованных вёдер, 10 больших деревянных ящиков и др.

Кроме того, в нём  было коллективизировано, то есть сдано  или отобрано у крестьян в общий  фонд 222 килограмма кукурузы, 13,8 кг. картофеля, 160 кг. овса, 419 кг. суперфосфата, 128 кг. сернокислого аммония.

Информация о работе Из истории греческой диаспоры города Сочи