Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:36, доклад
После образования Русского централизованного государства предстояло еще немало сделать на пути укрепления и расширения самодержавной власти, ликвидации пережитков феодальной раздробленности. Решение этих и многих других задач связано с именем Ивана IV, получившего прозвище Грозного, ставшего символом русской истории XVI столетия и одной из самых противоречивых фигур в истории нашего Отечества.
С неудачами во внешней политике закончился и реформаторский период правления царя Ивана Васильевича. Проведенные им реформы привели к перестройке отношений собственности, способствовали становлению нового уровня социального устройства феодального общества, достижению определенного компромисса между формирующимися сословиями, усилению государственной централизации. С падением Избранной рады в 1561 году ближайшие сподвижники царя оказались в опале, а сам государь Иван Васильевич приступил к проведению политики террора и произвола, стремясь с помощью жестоких методов в кратчайшие сроки добиться создания режима неограниченной личной власти. Это время в русскую историю вошло под названием опричнины.
«Мы своих холопов жаловать и казнить вольны» — так писал Иван Грозный своему бывшему сподвижнику и воеводе князю Курбскому, бежавшему в Литву. Во всех своих подданных, будь то бояре или простой люд, царь видел лишь холопов, обязанных подчиняться его воле. Царь тяготился независимостью и относительной самостоятельностью удельных князей. Среди них были его дяди, братья отца: Юрий Иванович, имевший земли в Дмитровском, Рузском, Каширском и других уездах, Андрей Иванович, владевший Старицким княжеством, а также князья Вельские, Воротынские, Мстиславские и другие. Остатки прежних вольностей сохраняли города Новгород и Псков. В подавлении боярской «крамолы», защищавшей привилегии княжеской аристократии, в установлении деспотичной власти царя опричнина и сыграла свою роль, заняв важное место в политической жизни страны.
А началась она так. В декабре 1564 года Иван Грозный вместе с семьей покинул Кремль и через месяц прибыл в Александрову слободу, расположенную к северу от Москвы. Отсюда он направил митрополиту Афанасию и московскому черному люду грамоты. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».
5 января делегация москвичей,
приехавшая в слободу, просила
царя вернуться в столицу,
Начался «перебор людишек» — с опричной территории помещиков и вотчинников выселили «в иные города» вместе с их семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождалось обманом и насилием, грабежами и убийствами. В первые же дни введения опричнины жители Москвы стали свидетелями кровавых казней. Палачи рубили головы одному из главных участников взятия Казани князю Горбатому-Шуйскому, его сыну и тестю; были убиты и несколько князей из рода Оболенских. Царские опричники безжалостно расправлялись с неугодными царю и им самим людьми, многих ссылали. Особенно пострадали сторонники Владимира Старицкого, у которого отобрали родовой удел и выделили взамен Дмитров и иные земли. На Земском соборе 1566 года часть депутатов-дворян просили царя отменить опричнину. В ответ на просьбу царь казнил 200 челобитчиков. Та же участь постигла нового митрополита Филиппа, из рода московских бояр Колычевых. Он сменил Афанасия, покинувшего митрополичий престол весной того же года, и Германа Полева, пробывшего на нем всего два дня (выступил против репрессий опричников). Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор, Филипп бесстрашно выступил с обличениями царя и его опричников в Успенском соборе Московского Кремля: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».
Уговоры царя, чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался», не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда опричники сорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царю Освященный собор — собрание высших иерархов церкви — в ноябре 1568 года лишил Филиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика.
За этими событиями
Царь тщательно отбирал
Историки, читающие документы той поры, часто встречают такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Страна стояла на грани катастрофы. После позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы (1571 год) крымскими татарами, победу над которыми одержало земское войско князя Воротынского, царь в 1572 году заявил об отмене ненавидимой народом опричнины, и даже запретил под страхом сурового наказания упоминать само это слово. Однако она не ушла в прошлое окончательно: по одной версии, царь ее временно восстановил три года спустя; по другой — и не думал ее уничтожать: она до его кончины существовала под именем «двора».
Конец царствования оказался для царя Ивана IV трагичным. Крушение всех его внешнеполитических планов совпало со смертью старшего сына и наследника царевича Ивана Ивановича.
В состоянии глубокого душевного кризиса царь решил посмертно «реабилитировать» всех казненных по его приказу. Составленные списки рассылались по всем монастырям вместе с крупными денежными суммами на помин души убитых опричниками людей. (Из этих списков известно, что жертвами опричного террора стало около 4 тысяч человек).
В начале 1584 года у царя «открылась болезнь — какое-то внутреннее гниение». Здоровье его быстро разрушалось, ноги отказывали и его носили в кресле. Тело царя покрылось язвами. А 17 марта Иван Грозный сел играть в шахматы со своим любимцем князем Богданом Бельским, но, не успев начать игры, упал и умер. Царский трон наследовал сын Ивана IV Федор, на котором и закончилась династия Рюриковичей.