Иван Васильевич Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:36, доклад

Описание работы

После образования Русского централизованного государства предстояло еще немало сделать на пути укрепления и расширения самодержавной власти, ликвидации пережитков феодальной раздробленности. Решение этих и многих других задач связано с именем Ивана IV, получившего прозвище Грозного, ставшего символом русской истории XVI столетия и одной из самых противоречивых фигур в истории нашего Отечества.

Работа содержит 1 файл

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

С неудачами во внешней политике закончился и реформаторский период правления царя Ивана Васильевича. Проведенные им реформы привели к перестройке отношений собственности, способствовали становлению нового уровня социального устройства феодального общества, достижению определенного компромисса между формирующимися сословиями, усилению государственной централизации. С падением Избранной рады в 1561 году ближайшие сподвижники царя оказались в опале, а сам государь Иван Васильевич приступил к проведению политики террора и произвола, стремясь с помощью жестоких методов в кратчайшие сроки добиться создания режима неограниченной личной власти. Это время в русскую историю вошло под названием опричнины.

«Мы своих холопов жаловать и  казнить вольны» — так писал  Иван Грозный своему бывшему сподвижнику  и воеводе князю Курбскому, бежавшему в Литву. Во всех своих подданных, будь то бояре или простой люд, царь видел лишь холопов, обязанных подчиняться его воле. Царь тяготился независимостью и относительной самостоятельностью удельных князей. Среди них были его дяди, братья отца: Юрий Иванович, имевший земли в Дмитровском, Рузском, Каширском и других уездах, Андрей Иванович, владевший Старицким княжеством, а также князья Вельские, Воротынские, Мстиславские и другие. Остатки прежних вольностей сохраняли города Новгород и Псков. В подавлении боярской «крамолы», защищавшей привилегии княжеской аристократии, в установлении деспотичной власти царя опричнина и сыграла свою роль, заняв важное место в политической жизни страны.

А началась она так. В декабре 1564 года Иван Грозный вместе с семьей покинул Кремль и через месяц прибыл в Александрову слободу, расположенную к северу от Москвы. Отсюда он направил митрополиту Афанасию и московскому черному люду грамоты. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».

5 января делегация москвичей,  приехавшая в слободу, просила  царя вернуться в столицу, вершить дела государства по-прежнему. Тот согласился, но поставил условия. В особое ведение (старорусское слово «опричь» — кроме), своего рода удел, он забирал ряд земель на богатом севере страны, на юге и в центре, часть Москвы. Здесь он создает свое опричное управление, куда входят новая Боярская дума, приказы и опричное войско из верных ему людей. На остальной части государства сохраняются старые порядки с прежней Боярской думой, приказами. Эта территория является земщиной, во главе которой стоят бояре.

Начался «перебор людишек» — с опричной территории помещиков и вотчинников выселили «в иные города» вместе с их семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождалось обманом и насилием, грабежами и убийствами. В первые же дни введения опричнины жители Москвы стали свидетелями кровавых казней. Палачи рубили головы одному из главных участников взятия Казани князю Горбатому-Шуйскому, его сыну и тестю; были убиты и несколько князей из рода Оболенских. Царские опричники безжалостно расправлялись с неугодными царю и им самим людьми, многих ссылали. Особенно пострадали сторонники Владимира Старицкого, у которого отобрали родовой удел и выделили взамен Дмитров и иные земли. На Земском соборе 1566 года часть депутатов-дворян просили царя отменить опричнину. В ответ на просьбу царь казнил 200 челобитчиков. Та же участь постигла нового митрополита Филиппа, из рода московских бояр Колычевых. Он сменил Афанасия, покинувшего митрополичий престол весной того же года, и Германа Полева, пробывшего на нем всего два дня (выступил против репрессий опричников). Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор, Филипп бесстрашно выступил с обличениями царя и его опричников в Успенском соборе Московского Кремля: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».

Уговоры царя, чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался», не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда опричники сорвали с митрополита святительские одежды и свели с престола. Послушный царю Освященный собор — собрание высших иерархов церкви — в ноябре 1568 года лишил Филиппа сана митрополита. Его сослали в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика.

За этими событиями последовали  новые казни виднейших бояр. Владимира  Старицкого царь заставил принять яд, ликвидировал его удел; затем устроил страшный погром Новгорода Великого (1570 год).

Царь тщательно отбирал опричное войско. Первоначально оно насчитывало  тысячу человек, а затем было увеличено  до пяти тысяч. Опричникам полагалась особая форма: грубые нищенские или монашеские верхние одежды и нижние из шитого золотом сукна. Опричники привязывали на шеи своим лошадям собачьи головы — символ преданности царю, и некое подобие метлы, чтобы «выметать» из государства всякую измену. Своей опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Народ заплатил за это страшную цену — разорением страны. В России 70 — 80-х годах разразился настоящий хозяйственный кризис, выразившийся в запустении сел, деревень, городов, гибели огромной массы людей, бегстве многих на окраины, страшном голоде. Крестьяне убивали дворян, особенно опричников, жгли господские имения, крепостные документы, не платили налоги, не исполняли повинностей.

Историки, читающие документы той поры, часто встречают такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Страна стояла на грани катастрофы. После позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы (1571 год) крымскими татарами, победу над которыми одержало земское войско князя Воротынского, царь в 1572 году заявил об отмене ненавидимой народом опричнины, и даже запретил под страхом сурового наказания упоминать само это слово. Однако она не ушла в прошлое окончательно: по одной версии, царь ее временно восстановил три года спустя; по другой — и не думал ее уничтожать: она до его кончины существовала под именем «двора».

Конец царствования оказался для царя Ивана IV трагичным. Крушение всех его  внешнеполитических планов совпало  со смертью старшего сына и наследника царевича Ивана Ивановича.

В состоянии глубокого душевного  кризиса царь решил посмертно  «реабилитировать» всех казненных  по его приказу. Составленные списки рассылались по всем монастырям вместе с крупными денежными суммами  на помин души убитых опричниками  людей. (Из этих списков известно, что жертвами опричного террора стало около 4 тысяч человек).

В начале 1584 года у царя «открылась болезнь — какое-то внутреннее гниение». Здоровье его быстро разрушалось, ноги отказывали и его носили в кресле. Тело царя покрылось язвами. А 17 марта Иван Грозный сел играть в шахматы со своим любимцем князем Богданом Бельским, но, не успев начать игры, упал и умер. Царский трон наследовал сын Ивана IV Федор, на котором и закончилась династия Рюриковичей.


Информация о работе Иван Васильевич Грозный