Иван IV. Внутренние реформы 40-50-х гг. XVI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”, - пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Содержание

Введение.
Глава 1. Предпосылки и причины реформ
Глава 2. Реформы, описание, характеристики.
Глава 3. Причины, приведшие к завершению реформирования.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реформы Ивана Грозного.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

      Серьезные меры были приняты по упорядочению комплектования и прохождения службы в поместном войске. Служба стала  пожизненной и наследственной, что  закрепило «Уложении о службе» 1556 года. При необходимости выступить в поход, владельцы вотчин и поместий прибывали на сборные пункты «конными, людными и оружными». После проведения смотров их расписывали по полкам для выступления в походы, назначали на охрану пограничных рубежей или на несение гарнизонной и осадной службы. Была создана система контроля, теперь уклоняться от службы стало опасно, можно было лишиться не только поместья, но и жизни.

      Детей служилых людей по достижении ими 15 лет записывали в «дети боярские» - низший чин провинциального дворянства, закрепляли за ними участки земли для «кормления», и с этого времени для них начиналась многолетняя военная служба. 

      В интересах мелкого дворянства была перестроена система поземельного обеспечения и проведено «уравнение в землях» в зависимости от занимаемых чинов. Когда свободных земель не хватало, их изымали из княжеских, боярских и монастырских владений. Распределением поместий ведал Поместный приказ, который был тесно связан с Разрядным.

      Поместное войско внесло весомый вклад в защиту рубежей государства и расширение его границ. В середине XVI века оно достигало 50-80 тысяч человек (без вооруженных дворовых людей, которые шли в поход с помещиками и могли насчитывать еще 100-150 тысяч).

      В связи со стремительным расширением  рубежей государства сил поместного войска оказалось недостаточно, и стали создаваться стрелецкие полки. В 1550 году летописец отметил: «Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек». Стрельцы - первое постоянное войско в России с четко выраженными элементами регулярной армии: постоянная структура полков, наличие воинских чинов, регулярное жалование, единообразное вооружение и форменная одежда, проведение боевой подготовки. Стрельцы набирались на добровольной основе, военная служба для них становилась постоянной профессией (для многих - наследственной). Управление ими находилось в ведении Стрелецкого приказа.

      Важным  направлением военных преобразований Ивана Грозного стало создание системы  охраны пограничных рубежей России. Первой была создана «береговая служба» - ежегодно весной на берег Оки стали высылать пять полков: большой полк - к Серпухову; правой руки - к Калуге; левой руки - к Кашире; передовой - к Коломне; сторожевой - к Алексину. Для разведки выделялся сильный подвижной отряд - ертоул. При поступлении тревожных известий полки выступали к границе со степью, перекрывая направления возможных набегов.

      2.6 Засечная реформа.

            Важным направлением в обороне рубежей государства  было создание надежной системы защитных укреплений (засечных черт) на южных рубежах России. Она состояла из цепи городов и острогов, обнесенных рублеными стенами или тыном из заостренных бревен в сочетании со рвами, валами, завалами из деревьев. За состоянием засечных черт следила постоянная стража.

     Завершала систему пограничной охраны сторожевая и станичная служба, законодательно закрепленная в 1571 году «Боярским приговором о станичной и сторожевой службе». Были созданы «пограничные заставы» - сторожи, которые контролировали до 40 километров границы и состояли из 4-10 сторожей - детей боярских и казаков. Часть сторожей находилась на местах с хорошим обзором и удобными подъездами, а остальные по 2-3 человека выезжали в степь для поиска следов крымской конницы. Станицы выполняли роль подвижных сторожевых застав, они состояли из 4-6 человек и на несколько недель выезжали глубоко в степь для раннего обнаружения вражеской конницы.

     Строительство «Большой засечной черты» Русского государства  было закончено в 1566 году. В том  же году Иван Грозный проверял её готовность в районе Козельска, Белёва, Болхова и в других местах. Засечная черта состояла из отдельных участков — засек. Оборонительные сооружения создавались из лесных завалов-засек, чередовавшихся с частиками (частоколами), надолбами, земляными валами и рвами в безлесных промежутках, и местами достигали в глубину 20—30 км. Для засечной черты использовались также местные естественные препятствия: реки, озёра, болота, овраги. На лесных дорогах ставились укрепления-крепостцы, башни, которые были вооружены пушками. Здесь же селились и ратные люди. Оборона засек возлагалась на пограничную засечную стражу, состоявшую из жителей, собираемых по 1 человеку на 20 дворов. Засечная стража (ополчение) насчитывала во второй половине XVI века до 35 тысяч ратных людей. Засеками ведали засечные приказчики, воеводы, головы, которым подчинялись поместные и приписные сторожа. Для покрытия расходов по укреплению засечной черты с населения собирались специальные подати — засечные деньги.

     Лесистые  участки засек представляли большие  удобства для обороны и надёжные убежища для населения при нашествии врага. Засеки назывались по месту их расположения, например Тульская, Каширская, Шацкая и др. В лесах, где проходила засечная черта, запрещалась рубка леса и прокладывание новых дорог и троп. За порчу засечных сооружений и порубку леса взимался штраф. Население проходило через засечную черту только в определённых местах — засечных воротах. 

      Глава 3. Причины, приведшие к завершению реформирования. 
 
 

            Реформы Избранной рады сыграли положительную роль в укреплении централизованного государства, но не завершили этот процесс. Еще оставались пережитки феодальной раздробленности в виде самостоятельного сильного удела - Старицкого княжества и Новгородской земли, сохранявшей все еще черты обособленности.

        В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной рады. Тогда шла напряженная, постоянная реформационная деятельность. У Избранной рады, видимо, не было тщательно разработанной программы действий.

      Идеи  рождались у правителей в самом  процессе преобразований, они учились у жизни как бы на ходу. Не все удалось осуществить.

        В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой, и она прекратила свое существование. Причина падения правительства Адашева состояла в том, что между ним и царем возникли разногласия по вопросу о путях дальнейшей централизации страны. Избранная рада в течение десяти лет проводила реформы, темп осуществления которых перестал устраивать Ивана IV. Он хотел ускорить централизацию, ускоренная централизация требовала террора прежде всего потому, что еще не был сформирован аппарат государственной власти. В годы правления Избранной рады суд кормленщиков на местах был заменен управлением через выборных из местного населения. Но выполняющие свои управительские функции "на общественных началах" и фактически из-под палки губные и земские старосты - это еще не аппарат власти. Центральная власть была еще очень слаба, не имела своих агентов на местах. Замена реформистского пути террористическим не нашла поддержки у правительства и была им отвергнута. В результате всех этих разногласий правительственный кружок Сильвестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале. Этот разрыв царя с советниками только подвел черту под давними разногласиями и взаимными неудовольствиями. Сильвестра постригли в монахи, отправили сначала в Кирилло-Белозерский, а потом еще дальше - в Соловецкий монастырь. Иван Грозный очень гордился тем, что не казнил Сильвестра и даже оставил на свободе его сына, с тем лишь, чтобы тот не видел царского лица, не бывал при дворе. Алексей Адашев и его брат Данило были посланы на службу в Ливонию, где шла тогда война. Вскоре туда прибыли люди для их ареста. Алексея в живых уже не застали. Данило же был заключен в тюрьму и через два-три года казнен.

        Отсюда вытекает сопротивление Сильвестра и Адашева тем или иным начинаниям царя и упорство в проведении в жизнь собственных предначертаний.

      Так столкнулись две силы, два властолюбия. Увы, властолюбивый подданный не может надеяться на победу в конфликте с властолюбивым монархом. Конфликт разрешился падением Избранной рады. 
 
 

      Заключение. 
 
 

      В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Поводом к смуте послужил конец старой династии, со следовавшими за тем попытками искусственного ее восстановления в лице самозванцев. Это событие привело к борьбе политической и социальной. Силы, стоявшие за царями, которые так часто сменялись, и за претендентами, которые боролись за царство, были различными слоями московского общества. Каждый класс искал своего царя или ставил своего кандидата на царство.

      Так шли на друг друга разные политические стремления, а потом разные классы русского общества. Но общество не распалось, расшатался лишь государственный порядок. Когда надломились политические силы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные, они и нашли выход из смуты. Враждующие классы общества наконец соединились, но не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности. Смута прекратилась борьбой всего земского общества со вмешавшимися во внутреннюю борьбу сторонними силами, противоземской и чуженародной.

      Мне кажется, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. По моему мнению, что Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формальный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер. Именно эти стороны исторического процесса дают возможность сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства, они способствовали централизации Российского государства и существенно усиливали великодержавную власть.

      Таковы  были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века. Они касались многих сторон тогдашней жизни и вносили в жизнь много добра; поэтому они и пользуются большой славой. Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок.

      Главной особенностью преобразований периода  правления Избранной рады стала  беспорядочность их проведения и  в тоже время комплексность, явный дворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости данных изменений в процессе самих реформ и четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы. Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели. В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Последующие войны показали, что государство обладает огромной военной мощью, опасной для всех ее соседей. Реформы подкреплялись развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они бы привели еще к большим результатам. Но враждебность боярства приводит к опричнине. Проводя реформы, Избранная Рада использовала традиционный механизм управления, ведущее положение оставалось у Боярской думы. Практической разработкой и осуществлением реформ занимались приказы и ближняя дума. Нововведения не принимались без участия бояр. Однако правительство Ивана Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. Но все же реформы, несмотря на некоторые отрицательные стороны, можно считать успешными.

      Жестокость, террор - показатель слабости власти, ее неумения добиться своих целей обычными путями.

      Вместо  длительной и сложной работы по созданию государственного аппарата царь Иван пытался прибегнуть к наиболее «простому» методу: «не делают – приказать», «не слушаются – казнить». Но этот путь террора был неприемлем для деятелей Избранной Рады. Суровость и жестокость наказаний умещались в систему ценностей века: людей вешали даже по подозрению в разбое; признание добывали с помощью пыток, официально узаконенных; единственным видом тюремного заключения считалось пожизненное; от служилых людей требовалось беспрекословное подчинение, это не было атмосферой массового террора, всеобщего страха, массового доносительства.

Информация о работе Иван IV. Внутренние реформы 40-50-х гг. XVI в