Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 07:28, контрольная работа
Царствование Ивана Грозного можно разделить на 2 совсем непохожие одна на другую эпохи: на светлую (1547-1560) и на мрачную (1564-1584). Между ними краткий период 4х лет (1560-1564), своего рода переходная полоса от одной жизни к другой.
Введение
1. Иван Грозный и его время……………………………………………………...4-7
1.1 Характеристика Ивана IV
1.2 Московское восстание 1547 года
1.3 Начало правления
1.4 Образование Избранной Рады
2. Реформы Избранной Рады…………………………………………………….7-14
2.1 Военная реформа
2.2 Реформа государственного управления
2.3 Церковная реформа
2.4 Опричнина
3. Итоги правления……………………………………………………………14-15
Заключение
Список литературы
Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.
Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.
Приказные учреждения одновременно являлись и судебными инстанциями в рамках своей сферы деятельности. При Иване Грозном судебные дела дворян входили в компетенцию царской власти. Растет и бюрократический аппарат приказной администрации. Во главе приказа стоял судья, как правило, боярин, окольничий или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие канцелярские служащие.
В 1552 году создается Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек) из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие важнейшие "государевы слуги".
Подверглась
реформированию и система местного
управления. В середине XVI столетия
отменяются "кормления", упраздняются
должности наместников и
Государственно-
2.3 Церковная реформа
Царская власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла остаться в стороне от назревших церковных преобразований. По инициативе царя и митрополита в январе - мае 1551 года собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в который были сведены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила - каноны - для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь, возлагалось устройство школ для мирян.
Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий, считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия III иосифляне (стяжатели) одержали верх.
В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.
В середине XVI в. религиозное брожение не прекращалось, несмотря на казнь "жидовствующих", и вылилось в ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Дворянский сын Матвей Башкин отрицал церковные обряды, иконы, а принцип христианского равенства довел до равенства социального: "изодрал" кабалы своих холопов, освободив их таким образом. В 1553 году за эти идеи он был осужден церковным Собором и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.
Если среди "жидовствующих" еретиков было много высокопоставленных и образованных людей (дьяк Федор Курицын и его брат Иван), а в сочувствии им обвиняли даже Елену Волошанку и самого Ивана III, то у беглого холопа Феодосия Косого оказалось много приверженцев среди простого люда. Это самая радикальная из известных на Руси ересей, лежащая в русле реформационного течения. Ф. Косой никогда не записывал своего "рабьего учения", он проповедовал его только устно. О содержании учения Ф. Косого известно из произведений его ярых противников. Неизвестно и происхождение Феодосия. В то время в холопах мог оказаться человек и из дворянского сословия. Косой отрицал божественную сущность Христа, таинства и возможность воскресения из мертвых, объявлял неправедной всякую власть, проповедуя любовь к ближнему. Есть данные, что феодосиане имели свои общины, построенные на раннее христианских коммунистических принципах. Около 1555 года Феодосию, арестованному незадолго до этого, удалось бежать в Великое княжество Литовское, где он продолжал проповедовать свое учение, приобретая новых сторонников. Не прекратилась деятельность его сподвижников и на территории Московии.
2.4 Опричнина
Правительство
Избранной рады просуществовало
до 1560 года. Важным поводом, вызвавшим
его падение, были разногласия с
семьей умершей в этот период первой
жены царя Анастасии Романовны
3 декабря 1564 года Иван IV вместе со специально отобранными боярами и дворянами неожиданно покидает Москву и удаляется в свою загородную резиденцию - Александрову слободу, расположенную недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Это повергло простой московский люд в смятение. Никто не мог понять, почему царь так поступил. Вскоре, 3 января 1565 года, появились посланцы от Ивана IV и привезли в столицу две грамоты. В первой - на имя митрополита - царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян, воеводских и приказных людей в измене, а во второй адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Свое возвращение на престол Иван IV обусловил, правом казнить и миловать "изменников" по своему усмотрению. Московский посад вынудил бояр послать к царю делегацию и просить царя вернуться на его условиях.
Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, северные промысловые районы Поморья, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне-помещики, вошедшие в особое опричное войско (Опричный двор), а бывшие владельцы имений - выселялись в земщину. Такой "перебор людишек" еще более усиливал зависимость служилых людей от верховной власти. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы.
Средства на содержание опричного войска - этой лейб-гвардии великого государя - собирались с земской части государства. На "прокорм" опричников Иван Грозный потребовал огромную сумму в 100 тыс. руб., равную по стоимости 2 млн. четвертей ржи или тысячи сел с деревнями. От опричников требовалось лишь одно: беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Взамен опричники получали неограниченные возможности грабить, бесчинствовать и обогащаться за счет открытого разбоя. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шапки. Страна погрузилась в атмосферу террора.
Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грозной и незнатный дворянин Г.Л. Скуратов-Вельский, по прозвищу Малюта Скуратов, ведавший казнями и пытками. Тогда же выдвинулся и боярин Борис Годунов, в 1570 году женившийся на дочери Малюты Скуратова.
28 июля 1568 г. под влиянием митрополита Филиппа, происходившего из старинного рода бояр Колычевых, верхи московского посада подали царю челобитье с просьбой отменить опричнину. Затем началось восстание посадских людей. Иван IV укрылся в Александровой слободе. Собрав там опричное войско, он продиктовал свои условия. В сентябре был казнен один из виднейших деятелей боярской оппозиции боярин И.П. Федоров, а митрополит Филипп лишен сана и сослан в тверской Отрочь монастырь.
Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска под командованием князя М.И. Воротынского разбили войска крымского хана. Страна была спасена. Опричнина была отменена в 1572 году, земли объединили вновь. Даже само упоминание слова "опричнина" было запрещено.
3. Итоги царствования
Разделение страны, опричнина пагубно сказались на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвращения запустения земель вводятся заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствует утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель (часть побережья - к Швеции, часть городов - к Польше и Литве). Итоги своего царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был, фактически, провал и внутренней и внешней политики. Начинаются времена раскаяний. В 1578 года царь прекращает казни. Почти в это же время он приказывает составить поминальные списки казненных и разослать по монастырям деньги на отпевание. В завещании же, в 1579 году, он раскаивается в содеянном. Но тогда царь еще не знал, что скоро горе придет и в его семью.
Периоды раскаяния сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов, 9 ноября 1581 года, в Александровской слободе, загородной резиденции царя, он случайно убивает своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть сына, тем более - наследника, повергает царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправляет в монастырь большую сумму на “помин души” сына, он даже сам думал уйти в монастырь.
Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.
Умер
царь при весьма странных обстоятельствах.
В марте 1584 года царь болел около10
дней, и перед смертью у него
были признаки отравления парами ртути.
Есть мнение, что наследник Ивана
Грозного, Иван Иванович, не был убит отцом.
Действительно, Иван Грозный ударил своего
сына, но смерть наступила значительно
позже, и ее признаки, так же, указывают
на отравление парами ртути. Очевидец
событий Горсей говорит о том, и царь Иван
IV и его сын Иван Иванович, были сторонниками
войны с Польшей “до победного конца”
и могли помешать послу Венеции, стать
“миротворцем”. Затем уже был сочинен
миф о “сыноубийстве”.
Заключение
В 16 веке Россия пережила трудное и во многом переломное время. На смену феодальной раздробленности пришли самодержавные порядки. Их рождение было связано с деятельностью царя Ивана Грозного.
Фигура русского царя издавна привлекала внимание историков и писателей. В глазах одних он был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем не повинных людей.
Личность Ивана IV крайне противоречива. С одной стороны, он был необузданным средневековым деспотом, с другой - образованным, начитанным человеком, писателем. Известно, что царь сочинял музыку, любил играть в шахматы. Видимо, явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным. Примерно в это же время властвовали короли-деспоты Генрих VIII в Англии, Людовик XI во Франции, Филипп II в Испании.