Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:09, реферат
Иван Александрович Ильин (1883–1954), юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном духе. Среди работ этого направления выделяются "Понятие права и силы: опыт методологического анализа" (1910), "Учение о правосознании" (1919), "Основные задачи правоведения в России" (1921), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Пути духовного обновления" (1937), "О монархии и республике" (незавершен), "Наши задачи" (сборник в 2 т. 1956).
Иван Александрович Ильин (1883–1954), юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном духе. Среди работ этого направления выделяются "Понятие права и силы: опыт методологического анализа" (1910), "Учение о правосознании" (1919), "Основные задачи правоведения в России" (1921), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Пути духовного обновления" (1937), "О монархии и республике" (незавершен), "Наши задачи" (сборник в 2 т. 1956).
После высылки из России в 1922 г. Ильину довелось участвовать в работе Религиозно-философской академии и Русского научного института в Берлине (1923–1934). При нацистском режиме его очередной раз отстранили от преподавания и запретили устные выступления. Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию.
Исторический опыт человечества, писал Ильин, показывает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре ("на общественном сговоре"), не только на признанных полномочиях законодателя, не только на "внушительном воздействии приказа и угрозы", но "прежде всего" на духовной правоте, или, что то же самое, на "содержательной верности издаваемых повелений и норм". В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой своей внутренней природе генетический, и притом духовный. Физическая сила, понимаемая в данном случае как способность к вещественно телесному воздействию на человека, по сути дела, необходима государственной власти, однако она отнюдь не составляет основного способа действования, присущего государству.
Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. "Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению..." Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле.
Создание такой атмосферы есть дело особого искусства, требующего не только интенсивного волевого бытия, но также – и это следует считать важным основополагающим элементом всей конструкции Ильина – "душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать". Вот почему государственная власть только тогда в состоянии "соблюдать свою истинную духовную природу... если только она остается верна своей цели, своим путям и средствам, она получает свое священное назначение только на этой последней, нравственной и религиозной глубине".
Таково
исходное толкование Ильиным природы
и общего назначения власти в его
социальном, психологическом и духовно-
Ильин
поясняет, что сама справедливость
в ее правовом воплощении не сводится
лишь к равенству фактическому (с
его "слепотой к человеческим различиям");
она состоит в "беспристрастном,
предметном учете, признании и отражении
каждого индивидуального
Определенную
роль в воспитании чувства достоинства
выполняет частная
Частная
собственность дает чувство уверенности,
доверия к людям, к вещам и
земле; она научает творчески
любить труд и землю, свой очаг и
родину; она закрепляет оседлость, без
которой невозможна культура, единит
семью, вовлекая ее в заботы о собственности,
она питает и направляет государственный
инстинкт человека; "она раскрывает
ему художественную глубину хозяйственного
процесса и научает его религиозному
принятию природы и мира...". Таким
образом, "частная собственность
пробуждает и воспитывает в человеке
правосознание, научая его строго различать
"мое" и "твое", приучая его
к правовой взаимности и к уважению
чувства полномочий, взращивая в
нем верное чувство гражданского
порядка и гражданской
По
мнению Ильина, правовое государство
в отличие от тоталитарного –
этого исторического и
Заслуживает
упоминания позиция философа в вопросе
о достоинствах и несовершенствах
двух основных форм устройства власти
в государстве – монархии и
республики. В основе его оценки
– мера их содействия росту духовности
и свободного правосознания. Дело в
том, что правопорядок складывается
в обществе лишь тогда, когда "каждого
из нас признают главным, самоуправляющимся
духовным центром, личностью, которая
имеет свободное правосознание
и призвана беречь, воспитывать и
укреплять в себе это правосознание
и эту свободу". Идеальная форма
для России, по мнению Ильина, – единовластие,
монархия. "История как бы вслух
произнесла некий закон: в России
возможны или единовластие или хаос; к
республиканскому строю Россия неспособна.
И еще точнее: бытие России требует единовластия
– или религиозного и национально укрепленного,
единовластия чести, верности и служения,
т. е. монархии; или же единовластия безбожного,
бессовестного, бесчестного и притом антинационального
и интернационального, т. е. тирании"
(О монархии и республике).