Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:34, реферат
Мировая цивилизация накопила огромный исторический опыт преодоления трагических последствий войны, но, к сожалению, и двадцатый век не является исключением в деле предостережения глобальных военных столкновений. Порой они были еще ожесточенней, масштабней, кровопролитней, чем в предшествующие столетия. Противостояние военно-политических межгосударственных блоков, противоречия между отдельными странами, межэтнические конфликты являлись и являются неблагоприятными факторами всемирного исторического процесса, приводящего к войне.
Введение……………………………………………………….3
1. Военно-политические уроки и итоги………………………..6
2. Патриотизм – главный фактор Победы……………………..8
3. Главный итог Второй мировой войны……………………....9
4. Уроки Второй мировой войны……………………………..10
5. Нюрнбергский процесс. Подготовка к процессу………….11
6. Борьба СССР за организацию международного военного трибунала…………………………………………………………...14
7. Суд Народов………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………….25
Значение Сталинградской битвы, до основания потрясшей германские вооруженные силы, настолько очевидно, что многие западные авторы дали этой победе довольно высокую оценку. Однако в зарубежной историографии уже давно утвердилась и до сих пор сохраняется тенденция так или иначе принижать значение поражения гитлеровцев на берегах Волги и его влияние на ход Второй мировой войны. Это проявляется в стремлении отодвинуть победу под Сталинградом на второй план или поставить ее в один ряд с военным успехом англо-американских войск у г. Эль-Аламейна (Египет). Между тем под Сталинградом противник в ноябре 1942 г. имел 50 отборных дивизий, тогда как у Эль-Аламейна в октябре того же года англичанам противостояли только 12 итало-немецких дивизий. При этом общие потери врага под Эль-Аламейном составили 55 тыс. человек.
Под Москвой, Сталинградом, Курском и на Днепре противник понес несравнимо большие потери, чем во всех сражениях с западными союзниками СССР в течение всей Второй мировой войны. В то время, когда всем стало ясно, что Советский Союз в состоянии один уничтожить фашистскую империю, правящие круги Великобритании и США пошли, наконец, на открытие второго фронта в Европе. Однако и после высадки союзников в Нормандии главные германские силы продолжали сражаться против Красной Армии. Причем в ходе военных действий гитлеровское командование ввиду огромных потерь в сражениях на Востоке неоднократно снимало войска с западного фронта и перебрасывало их на советско-германский фронт. С июня 1944 г. до апреля 1945 г. Красная Армия разгромила не менее 400 вражеских дивизий. За это же время в Западной Европе англо-американские войска разбили не более 60 дивизий противника.
Опираясь на исторические факты и документы Второй мировой войны, можно с уверенностью сказать, что главные битвы и сражения проходили на советско-германском фронте, борьба на нем составляла основное содержание Второй мировой войны. Здесь решалось настоящее и будущее всей мировой цивилизации. И именно здесь героическая Красная Армия нанесла сокрушительное поражение армиям гитлеровской Германии и ее европейских союзников.
После Берлинской операции Верховный Главнокомандующий союзническими войсками в Европе Д. Эйзенхауэр заметил: «Русским принадлежит пальма первенства в принуждении нацистов к капитуляции».
2. Патриотизм – главный фактор Победы
Победу СССР в Великой Отечественной войне обусловила группа взаимосвязанных факторов. Они неоднозначны по своему характеру и значению. Поэтому недопустимы переоценка одних и недооценка или игнорирование других. Бесспорно, существенную роль сыграли большие территории страны, ее огромные материальные и людские ресурсы, помощь союзников, просчеты противника. Но все же главная заслуга принадлежит советскому народу, который сумел сплотиться перед общей бедой, забыв или отодвинув в тень свои обиды и невзгоды.
На борьбу с германским нашествием поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все нации и народности СССР. М. Пришвин 5 июля 1941 г. записал в своем дневнике: «Весь народ поднялся». Чем же был вызван такой взрыв патриотизма советских людей? Патриотизм — это любовь человека к Родине, его способность и в горе, и в радости быть вместе со своим народом. Советские люди ощутили огромную опасность, которую нес германский фашизм. Поражение в этой войне могло быть не только национально-государственной, но и социальной катастрофой. Оно привело бы к отторжению значительных территорий и раздроблению СССР, превращению ряда регионов в колонизационное поле с насильственной германизацией одной части населения и переводом в разряд неполноценных людей — другой. Совершенно очевидно, что речь шла о судьбе Советского Союза, о том, быть нашему Отечеству или погибнуть.
Одна из главных причин всенародного подъема, готовности к борьбе до победного конца состояла в том, что граждане СССР в своем большинстве были приверженцами социалистического строя с его принципом социальной справедливости. Они получили право на труд, на бесплатное образование и здравоохранение, на отдых и доступ к достижениям науки и культуры. Подобной ситуации не было и не могло быть ни в одной стране Запада, подвергшейся нацистской агрессии. Подтверждением тому является пример Франции, которая оказывала сопротивление агрессорам всего лишь 40 дней, поскольку политическое руководство страны и народ не стали единой силой, готовой противостоять фашистской Германии.
Социально-политический строй Советского Союза воспринимался гражданами как законный и естественный. Юридически он закреплялся принятой конституцией и всеобщими выборами в Верховный Совет СССР, в республиканские и местные советы. Люди были уверены в прочности государства и убеждены в правильности поставленных партией и правительством ближайших и перспективных целей.
Гражданам импонировало, что во всех звеньях государственного, партийного, хозяйственного, военного аппарата преобладали представители трудовых слоев, которые получили реальную возможность «выйти в люди» — стать профессорами и доцентами, артистами и писателями, офицерами и генералами, инженерами и руководителями предприятий, партийными деятелями. Положительно воспринималось и отсутствие явной безработицы, всемерно демонстрировавшееся уважение к людям труда, к их производственным достижениям, не говоря уже о почете, которым окружали ударников и стахановцев.
Таким образом, все народы СССР воспринимали войну против Третьего рейха как справедливую, священную, Отечественную. Их сплочение было обусловлено отчетливым пониманием смертельной опасности, нависшей над страной, над каждым ее гражданином.
3. Главный итог Второй мировой войны
Советский народ и его вооруженные силы нанесли сокрушительное поражение нацистской Германии, другим государствам фашистского блока. Низвергнув нацизм, Советский Союз спас человечество от угрозы порабощения.
Для Германии итоги войны оказались беспрецедентными: страна на несколько лет потеряла государственность и на долгие годы — территориальную целостность. Насилие, совершенное в мировом масштабе, обернулось катастрофой для Третьего рейха и трагедией для германского народа.
Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав послевоенного мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене значительно возросли. Победа стала также поворотным пунктом в мировом общественном развитии, вызвала к жизни новые глобальные тенденции. Начался необратимый процесс крушения колониальной зависимости многих стран Азии, Африки и Америки. Достигнутая победа существенно изменила политическую карту мира. Начался новый этап в международных отношениях.
Один из важных результатов победы — сохранение территориальной целостности и закрепление исторических границ СССР. По мирному договору Финляндия вернула СССР Печенгскую область с портом Печенга (Петсамо). Была признана и отодвинутая от Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) граница на север. На основе решений Потсдамской конференции северная часть Восточной Пруссии вместе с портами Кенигсберг (ныне Калининград) и Пилау (ныне Балтийск) отошла к Советскому Союзу. Литовский народ получил отторгнутую ранее Клайпедскую область. Завершился процесс воссоединения белорусского и украинского народов. На Дальнем Востоке в соответствии с решением Крымской конференции Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова. Граница соседней Польши сместилась на запад — на рубеж рек Одер и Нейсе.
Советский народ, Красная Армия и Военно-Морской Флот, преодолевая неудачи и поражения, просчеты политического и военного руководства в подготовке к отражению агрессии, развеяли миф о непобедимости вермахта. Провал «блицкрига» привел к изменению дальнейшего хода Второй мировой войны, оказал значительное влияние на исход многих операций на других театрах военных действий, способствовал подъему движения Сопротивления в государствах Европы.
4. Уроки Второй мировой войны
Прошлое помогает лучше понять настоящее и предвидеть будущее. Применительно ко Второй мировой войне принято выделять три группы уроков: утверждающие, обязывающие (императивные) и напоминающие (предупреждающие).
Утверждающие уроки минувшей войны советского народа с нацистской Германией и ее союзниками отражают реальность победы над фашизмом как свершившегося явления, укрепляют веру в торжество справедливых целей и в то же время недопустимость войн как средства разрешения политических противоречий.
Обязывающие уроки состоят в том, что бороться против военной угрозы надо до того, как заговорит оружие, тем более ядерное. Войны легко начинаются, но трудно заканчиваются. Опыт борьбы с фашизмом учит, насколько опасно попустительство тем, кто затевает военные авантюры.
Еще один важный урок — это необходимость правильно оценивать соотношение политики и военной стратегии. Бытующее, к сожалению, мнение о том, что политики должны заниматься только политикой, а военные — оборонными вопросами, крайне ошибочно. Политики в чистом виде не существует. Она лишь тогда жизненна и эффективна, когда в совокупности учитывает экономические, социально-политические, идеологические и оборонные аспекты. При недооценке одной из этих составляющих политика становится ущербной.
Не менее важный урок Второй мировой войны состоит в том, что забота об армии, укреплении безопасности государства должна быть всенародным делом. Долг служения Отечеству, высокий моральный и материальный статус защитника Отчизны вправе занять ведущее место в общенациональной идее и способствовать объединению здоровых сил общества. Продвижение НАТО к границам Беларуси свидетельствует о том, что угроза безопасности нашей страны не исчезла. В Европе снова нарушился баланс сил.
Не только уроки Второй мировой войны, но и опыт мировой истории подтверждает важность постоянного укрепления обороноспособности страны. Если во Второй мировой войне было использовано 7 ранее не известных видов оружия, в корейской войне — 25, в четырех арабо-израильских военных конфликтах — 30, то в войне в Персидском заливе — около 100.
Одним из главных уроков является необходимость всемерного укрепления дружеских, братских взаимоотношений между народами СНГ как источника силы каждого из них в любых испытаниях. Нас связывают столетия общей истории, общей судьбы, общих достижений и общих неудач. Наши народы настолько связаны семейными, дружескими, культурным, трудовыми и многими другими видами отношений, что любая попытка вбить клин между ними безнравственна.
В настоящее время определенные националистические силы Запада даже на фоне празднования шестидесятилетнего юбилея светлого праздника Победы пытаются нажить сомнительный политический капитал, утверждая, например, что с германскими армиями они могли бы справиться самостоятельно, что не было освобождения народов от фашизма, а была замена одной оккупации другой и т.д. Об этом надо говорить, потому что в ряде мест устраиваются националистические шабаши на священных могилах павших в борьбе с фашизмом: сносятся памятники героям и жертвам войны, памятники воинской славы, сравниваются с землей воинские кладбища. Все это нельзя расценивать иначе, как реанимацию того же фашизма, только в другой форме.
Итоги Второй мировой войны позволяют извлечь важный урок, который можно назвать напоминающим, — умение реально оценивать состояние и тенденции развития общества, международную обстановку, состояние сил в мире. Политики должны быть предельно ответственны за решения, а сами решения — адекватны интересам страны и народа.
Особое место занимает урок, который является одновременно и утверждающим, и обязывающим, и напоминающим — это сила патриотизма, готовность к защите Родины. Вторая мировая война показала, что патриотизм советских людей оказался мощной мобилизующей силой. Для защиты страны одной ненависти к агрессору недостаточно. Только любя Родину, народ готов идти на великие жертвы.
Знание истории Второй мировой войны способствует формированию жизненной позиции. Новые поколения должны знать о том, как и почему возникла жестокая кровавая схватка нашего народа с нацизмом, каковы были ее ход и основные события, чем закончилась война и что дала нам Победа.
5. Нюрнбергский процесс. Подготовка к процессу
Военные преступления и преступления против человечности неотъемлемые спутники империализма. Но мировая история не знала таких масштабов преступной деятельности и такой концентрации чудовищных злодеяний, как те, которые были совершены германскими фашистами во время второй мировой войны.
Развязав вторую мировую войну при попустительстве империалистических кругов США, Англии и Франции, рассчитывавших направить гитлеровскую агрессию против СССР, фашистский блок на первых порах добился существенных успехов. Захватив полностью или частично 12 европейских стран, агрессоры перекроили политическую карту Европы. Всего под игом нацистов и их союзников на европейском континенте к лету 1941 г. оказалась территория в 2 млн. кв. км с населением около 190 млн. человек. На всех захваченных территориях независимо от их формального статуса был установлен фашистский "новый порядок" - небывалый по размаху и жестокости режим грабежа, насилия, кровавых расправ и систематического истребления целых народов, призванный увековечить германское господство. Агрессоры нарушили общепринятые, установленные международными конвенциями правила ведения войны. Не считаясь ни с нормами международного права, ни с требованиями человеческой морали, они беспощадно разрушали захваченные города и сёла, превращали оккупированную территорию в "выжженную землю", истребляли мирное население, творили изощрённые, невиданные по свей жестокости злодеяния в отношении военнопленных и гражданских лиц.
Характерно, что нацистские преступления планировались заранее и исподволь готовились одновременно с разработкой очередных актов агрессии. Приняв план нападения на СССР (так называемый план "Барбаросса"), гитлеровские главари составили вместе с ним и документы, санкционировавшие разбой и зверства. "Распоряжение об особой подсудности в районе "Барбаросса" и об особых мероприятиях войск" предусматривало самые жестокие способы расправы с советским гражданским населением; директива верховного командования вермахта (ОКВ) от 12 мая 1941 г. предписывала устранение (уничтожение) ответственных политических работников и политических руководителей (комиссаров) в войсках. "План Ольденбург" и "Зелёная папка Геринга" предписывали экономическое ограбление захваченных районов, уничтожение их промышленного потенциала. Командование вермахта специальными приказами устанавливало для своих военнослужащих полную безнаказанность за эти преступления ещё до их совершения. Изуверские методы нацистской оккупации являлись неотъемлемой частью всей стратегии "коричневого рейха", средством достижения военно-политических целей агрессии.
Информация о работе Итоги и уроки II мировой войны. Нюрнбергский процесс