И.Т. Посошков – идеолог формирования купеческого сословия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Иван Тихонович Посошков происходил из семьи потомственных ювелиров-серебренников дворцового села Покровское, которое было расположено недалеко от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно, огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-ремесленная среда, в которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания, разбирался в коммерции. Совершенно неизвестно, учился ли Посошков.

Работа содержит 1 файл

историяVV.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

АНО ВПО  «Омский экономический институт»

Кафедра общественных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

отечественная история

ТЕМА: «И.Т. Посошков – идеолог формирования купеческого сословия» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 1курса группы зиБХ1-314  Маслова Екатерина Александровна
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2009 

      Иван  Тихонович Посошков происходил из семьи  потомственных ювелиров-серебренников  дворцового села Покровское, которое  было расположено недалеко от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно, огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-ремесленная среда, в которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания, разбирался в коммерции. Совершенно неизвестно, учился ли Посошков. Мысль о том, что простой народ необходимо учить грамоте, звучит во многих его сочинениях, но сам он едва ли где обучался. Скорее всего, Посошков был самоучкой в полном смысле этого слова.

      Самой важной чертой характера Посошкова  была жажда непрерывной деятельности. Если были помехи в одном, он сразу, не дожидаясь, брался за другое дело. Это был очень общительный и наблюдательный человек. Он умел слушать людей, их мнения о жизни, о состоянии государства. Сам он по делам был во многих районах России, знал ее не понаслышке.

      В 1704 году Посошков предпринял попытку  основать фабрику игральных карт. Но их производство он так и не наладил, но именно в то время он поступил на другую казенную службу — "у водочного  сиденья" в казенном питейном дворе. До отъезда в Новгород Посошков интересовался не только "денежными делами". Его все больше и больше интересовали проблемы духовной культуры. Полемике с раскольниками и иноверцами посвящено первое большое сочинение Посошкова, написанное в то время, — "Зерцало очевидное" (1708). Жизнь в Новгороде дала Посошкову пищу для размышлений. Он продолжал дополнять написанное ранее "Зерцало очевидное".

      Начиная с 1716 года Посошков делает серию покупок: дома, земли с крепостными, а также устанавливает винокуренный завод. Дом в Петербурге Посошков купил в 1716 году. С 1708 года он стремился обосноваться в новой столице, но, достигнув желаемого, живет как бы на два дома, именуя себя и новгородским и петербургским жителем. В своем селе Посошков открыл винокуренный завод. Но нельзя окончательно утверждать, что Посошков стал купцом-предпринимателем. Это были только лихорадочные попытки завести прибыльное дело. Винокуренный завод себя не оправдал, хотя и какую-то прибыль Посошков успел получить. Общая оценка недвижимости Посошкова (1726) составляла около 3-х тысяч рублей. В преклонном возрасте (в 1712 году) у него родился сын Николай. Покупки недвижимости свидетельствовали, что Посошков хотел "пустить корни". Надвигалась старость, и он взялся изложить наследнику правила праведной духовной и мирской жизни. Так появилось другое крупное сочинение Посошкова — "Завещание отеческое к сыну"(1719) , посвященное религиозным и морально-этическим проблемам.

      После "Завещания отеческого" Посошков задумал осуществить давний замысел  своей жизни — изложить в особой книге свою обширную программу "исправления всех неисправ" в России. Здесь представления о личном и общественном интересе почти полностью совпадали. В 1721 году завершилась долгая Северная война. Казалось, тяготы военного времени должны кончиться, петровское правительство решит ряд важных хозяйственных вопросов, стоящих на повестке дня. Словом, время было подходящее, и Посошков взялся за перо, решив "подсобить" Петру своими "прожектами". Но когда сочинение было закончено, то оказалось, что это не очередной проект, а целостная грандиозная программа преобразования России. Так в 1724 году появилась "Книга скудости и богатстве" — основное произведение Посошкова, адресованное лично    Петру I.

      У Посошкова нет свойственного  представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство народа, под невещественным – «истинную правду», т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.

      Посошков  в определенной мере преодолел иллюзии  относительно того, что богатство  создается только для государства, но он продолжал верить в огромные реформаторские возможности российского абсолютизма, способного, по его мнению, создать целую систему благоприятных условий для народного обогащения. Задачей экономической политики государства Посошков ставил «всенародное обогащение». Он писал “… в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому ”1. Рост народного богатства выгоден и народу и государству – такова основная мысль Посошкова по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.

          Для уничтожения скудости и  достижения богатства в стране  наибольшее значение имеют два  следующих наставления Посошкова:  заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.

      Требование  бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова.

      Особенно  большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности. Он писал о необходимости строительства  железорудных, стекольных, полотняных заводов. При этом указывал, что развитие крупной отечественной промышленности будет содействовать «соблюдению» денег в стране. В числе мер, направленных на развитие производства, Посошков рекомендовал строить заводы и фабрики (суконные, полотняные) за казенный счет, и передавать их затем в частные руки, предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства; ссылаясь на богатства страны, доказывал необходимость разведки ее недр; много писал об охране природных ресурсов, рыбных богатств и лесов. Тогда станет возможным «соблюдение денег» в стране. Рекомендации Посошкова явно перекликались с промышленной политикой Петра I.

      Являясь идеологом купечества. Посошков много  места в своем сочинении отводит  вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной  деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий - купечеству. «Торг - дело великое! Купечеством всякое царство богатитца, а без купечества никакое и малое государство быть не может»2, - писал Посошков. Для упорядочения внутренней торговли предлагалось устанавливать твердые и единые цены на товары, контролировать ход торговли, освободить ее от множества внутренних пошлин (5%), а взимать одну пошлину «по гривне с рубля» (10%). В стремлении сделать русское купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей. Он явно защищал специфические интересы купечества. Речь шла о его монополии на торговлю.

      Преследуя цель устранить конкуренцию и  игру цен на рынке, Посошков высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля. В этом отношении его взгляды устарели, но в отрицательной оценке системы внутренних пошлин, которые существовали тогда во всех странах и сильно стесняли внутренний товарооборот, Посошков опередил свое время. Предложенное им установление одного сбора с  товаров, причем пониженного против суммы существовавших тогда внутренних сборов, действительно содействовало бы развертыванию внутренней торговли.

      Внимательно относился Посошков и к проблемам  внешней торговли. Он предлагал такую систему организации внешней торговли, которая, по его мнению, способна обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Меры по организации внешней торговли проникнуты заботой Посошкова о сохранении и преумножении денег в стране. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России и без чего обойтись совершенно не возможно. Предлагал запретить ввоз предметов роскоши, которые уже производятся в России, называя в их числе соль, стеклянную посуду, зеркала, шляпы и другие товары. Чтобы иметь возможность не ввозить эти товары и тем самым сохранить деньги в стране, Посошков рекомендовал создавать собственную промышленность в России. В целях поощрения собственного производства, по его мнению, следовало прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.  Ставился вопрос о запрете импорта товаров, которые уже изготовляются в России, а также регламентации одежды для людей каждого «чина». Вместо вывоза льна и пеньки он рекомендовал «на всю Европу полотен наготовить» и экспортировать.

      Оригинальные  взгляды Посошкова на деньги. Исходя из исключительной роли государственной  власти в развитии производительных сил, он отстаивал   номиналистическую теорию денег. Его теория учитывала интересы русского купечества, укрепления экономической независимости России и теоретически обобщала финансовую практику того времени. Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию, полагая, что их курс определяется всего лишь царским штампом. Номинализм Посошкова был связан с его убеждением в самодовлеющей роли государства в экономическом развитии страны. Такой же позиции в отношении государства придерживались и западноевропейские меркантилисты. По мнению Посошкова, если царь повелит на медной монете «положить рублевое начертание», то она будет приниматься в торгах за рубль «во веки веков неизменно».

      В трактовке денег во внутреннем обращении  автор был близок к монетаристам. Однако Посошков видел, что во внешней торговле деньги должны быть полноценными. В отношении этих денег он придерживался товарно-металлистической концепции, характерной для позднего меркантилизма. Меркантилизм Посошкова отчетливо проявлялся при характеристике торговли.  
     В отличие от западноевропейских меркантилистов у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Он считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег.

      Заслуга Посошкова состояла в том, что  источник национального богатства он по существу видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для большинства меркантилистов Запада. Посошков общественное значение труда видел в том, чтобы давать «прибыток». Фактически у него прибыль представляет собой разницу между ценой и издержками производства, к которым он относит расходы на содержание рабочих и покупку сырья. Если западноевропейские меркантилисты связывали величину прибыли с неэквивалентным обменом, то Посошков ставил ее в зависимость от уровня заработной платы. По его мнению, более производительным является наемный труд, чем труд, затрачиваемый в порядке отбывания феодальных повинностей.  
      Иван Тихонович Посошков был идеологом и защитником интересов купечества, вкладывающего капиталы в промышленное производство. Не будучи знакомым, с идеями западных меркантилистов, передовыми для своего времени, он высказывал по многим вопросам мысли, сходные с ними. Но в ряде случаев он пошел дальше. Это касается, например, его рассуждений о соотношении богатства казны и народа. Он был чужд односторонности концепции «торгового баланса». Главное направление его экономической программы — всемерное развитие производительных сил, отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости от других стран.

      Книга «О скудости и богатстве» отличается широтой содержания. Посошков не ограничивался  проблемами торговли, промышленности, денег. Он останавливался и на других вопросах народного хозяйства и государственного устройства. Значительное место в его сочинении занимал крестьянский вопрос.

      Оставаясь идеологом купечества, Посошков вместе с тем выражал интересы крестьянства. Его книга рисует яркую картину их тяжелого положения в эпоху Петра I. Он подверг резкой критике ничем не неограниченную эксплуатацию крестьян помещиками, хотел понять причины скудости крестьянства, найти пути к ее устранению.

     Много внимания Посошков уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому из них. В духе эпохи петровских реформ сословное деление общества он объяснял разделением труда, причем на государство возлагал задачу заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере.

     Посошков  не выражал сомнений в необходимости  дворянства и его привилегий, но делал упор более на обязанности, чем на права.

     Он  понимал, что крестьянство — основной производительный класс России. Поэтому его тревожило тяжелое положение крестьян, обремененных массой повинностей помещику и государству, беззащитных перед произволом дворянства и чиновников, нищих, безграмотных, лишенных каких-либо стимулов к труду.

     Но  Посошков вовсе не был противником  крепостного права; напротив, он за его расширение. Печалясь о нищете крестьянства, Посошков тем не менее считал, что это «от их лености» и «небрежения» правителей и помещиков. Посошков предлагал обязать помещиков неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, — на помещика ли, на себя ли, — лишь бы не "лежебочили", а своим трудом умножали богатство; в тех же целях рекомендовалось применять строгие наказания, ввести паспортную систему для пресечения побегов. Но тут же противоречил сам себе, предлагая меры для защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов, подрывающих всякие стимулы крестьян к труду. Обращая особое внимание на положение помещичьих крестьян, Иван Тихонович с тревогой писал, что помещики забирают у крестьян все, что те производят.

      Для защиты хозяйства от окончательного разорения Посошков считал необходимым  ограничить царским указом крестьянские повинности (оброк, барщину), которые они несли в пользу помещика и государственной казны. Размер крестьянских повинностей должен определить специально для того созванный съезд дворян, а после этого — утвердить царь. Не требуя открыто отмены крепостного права, Иван Тихонович стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Весьма радикальными и прогрессивными для своего времени были предложения определить законом размер крестьянских повинностей в соответствии с количеством земли и посевов, значительно понизить размер податей, взимаемых с крестьян, установить обязательное обучение крестьянских детей грамоте.

Информация о работе И.Т. Посошков – идеолог формирования купеческого сословия