Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:24, контрольная работа
19 век часто называют веком паровой машиной и железных дорог. С новым видом транспорта не могли конкурировать не только лошади, но и парусные суда и, появившиеся чуть раньше локомотивов, пароходы. Рельсовые пути соединили с центром самые отдаленные районы. Железная дорога во многом способствовало развитию их экономики, несла новости науки, искусства и техники. Развитие железнодорожной сети усиливало и военную мощь государства.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава I Великая реформа и рождение нового предпринимательства…..5
Глава II Роль частного капитала в строительстве железных дорог……..9
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Великая реформа и рождение нового предпринимательства…..5
Глава II Роль частного капитала в строительстве железных дорог……..9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
19 век часто называют
веком паровой машиной и
Все это привело к настоящей «железнодорожной лихорадке». Сеть железных дорог покрыла все страны. Люди с радостью осознали, что «крылатые колеса», соединяющие провинции, страны, даже целые света коренным образом изменяют облик планеты, их образ жизни.
Длина сети железных дорог в мире превысила миллион километров, строительство новых путей не прекращается: дороги прокладываются высоко в горах, пересекают дремучие леса, раскаленные пустыни, проникают за Полярный круг.
Развитие железных дорог происходило неравномерно в разных странах и в разных частях земного шара.
Первоначально железнодорожное строительство сосредоточилось в наиболее развитых странах - Великобритании, Франции, Германии, США. В 60-годах 19 века на эти 4 страны приходилось примерно 90% всей железнодорожной сети мира и большая часть ее прироста.
В 60-годах 19 века после отмены крепостного права значительно возросли объёмы железнодорожного строительства в России – в десятилетие с 1860 по 1870 гг. она заняла 2 место после США по вводу новых линий. В России интенсивный рост сети продолжался и далее, и лишь русско-турецкая война (1877-1879 гг.) несколько затормозила этот процесс.
В конце 19-начале 20 века темпы
прироста длины железных дорог в
Европе начинают постепенно снижаться
– сказывается насыщение
Азия, Африка и Австралия
значительно отставали в
Крупнейшими железнодорожными районами Северной Америки являлись большинство штатов США, Канада и Мексика, в Южной Америки - Пшеничные районы Аргентины, кофейные районы Бразилии и побережье Чили с залежами селитры. Европа, за исключением северной и восточной частей, имела довольно густую железнодорожную сеть. В Азии важнейшими железнодорожными районами были Британская Ост-Индия и Япония. Средняя Азия и Китай имели лишь зачатки железнодорожной сети. В Африке строительство железных дорог велось наиболее активно в английской и южной Африке, в Египте и во французских колониях - Алжире и Тунисе. В Австралии железные дороги имелись в районах, находящихся на морских побережьях; были железные дороги и в Новой Зеландии.
К началу второй мировой войны примерно половина мировой железнодорожной сети приходилось на 7 государств – США, СССР, Великобританию, Францию, Германию, Италию и Японию.
За годы второй мировой войны и после нее характер развития железнодорожной сети значительно изменился. В Европе наиболее пострадали железные дороги СССР, Германии, Польши, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Румынии, Югославии. В Азии – железные дороги Бирмы и Японии.
В большинстве развитых капиталистических стран не все железные дороги восстанавливались - железнодорожная сеть сокращалась. Причины – недогрузка транспорта вообще и сокращение темпов роста перевозок, более быстрое развитие автомобильного, трубопроводного и воздушного транспорта. Эти виды транспорта взяли на себя часть пассажирских и грузовых перевозок, например в США, транспорт которых не пострадал от военных действий.
Глава I Великая реформа и рождение нового предпринимательства
Революция «сверху», проведенная Александром II, удержала имперский корабль на поверхности, придала ему устойчивость и надежность. Постепенно военная петровская галера превращалась в пароход, оставивший за кормой Крымскую войну с ее поражениями и человеческими страданиями.
В отличие от предыдущих
экономических преобразований, Великая
реформа проводилась «
Основу экономической реформы составил Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, выведший миллионы подданных страны из зависимого положения. Меры прямого экономического воздействия дополнялись целым рядом программ общегосударственного характера – реформированием военной, судебной сфер, учреждением органов местного и городского «самоуправления». Принципиальной особенностью реформы, отличающей ее от всех предшествующих преобразований, стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства.
В новой экономической среде шло формирование торгово-промышленного класса. Предоставление ему прав и свобод в осуществлении всех видов деятельности закреплялось в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 и 1865 гг. Согласно российским законам открывать промышленное предприятие получали право:
а) лица, записанные в купеческие гильдии и обладавшие торговыми гильдейскими свидетельствами;
б) помещики у себя в имениях либо дворяне в городах при условии записи в одну из купеческих гильдий;
в) крестьяне «с дозволения начальства»;
г) колонисты в местах их поселения;
д) евреи на общем основании, но исключительно в местностях, определенных для их постоянного жительства;
е) акционерные компании.
Новые законодательные акты
меняли структуру торгово-
В 1863 г. в податном законе впервые закреплялось право на свободу предпринимательства: ”Промысловые свидетельства,- читаем в законе, - выдаются лицам всех сословий без различия пола, как русскоподданным, так и иностранцам”. Ограничения устанавливались лишь для евреев, государственных служащих и военных. Последние (как солдаты, так и офицеры) не имели права самостоятельно заниматься ни промышленной, ни коммерческой деятельностью, а только через уполномоченных. Не разрешалась она священникам православной церкви, протестантским пастырям, а также их женам и несовершеннолетним детям. Эти ограничения сохранялись вплоть до 1917г. Положение 1863–1865 гг. до начала XX столетия оставалось основным законодательным актом, определявшим права и обязанности предпринимателей, Оно носило, как отмечало министерство финансов в 1898 г., “следы прежнего сословного строя с его гильдейской податью и сборами за мещанские промыслы”.
Новая юридическая база,
подведенная под торгово-
Ярким примером успешного хозяйствования дворянства, “пережившим Великую реформу”, стала деятельность братьев Шиповых, которые вели свои дела в Московском промышленном районе с середины XIX столетия. Шиловы происходили из старинного дворянского рода и владели землями в Костромской, Московской и некоторых других губерниях. Д.П. Шипов дослужился до полковничьего звания, А.П. Шипов – действительного статского советника, Н.П. Шипов – статского советника. Первоначально братья занимались винными откупами, а с конца 50-х годов переключили свою энергию на промышленную сферу, став владельцами двух горных заводов. Они выступили инициаторами учреждения пароходного общества «Дружина» и вошли в состав Норской мануфактуры. В 1852 г. в Костроме приступил к работе крупный механический завод «Братья Н.П. и Д.П. Шиповы», специализировавшийся на постройке паровых двигателей для пароходов, паровых стационарных машин, котлов для фабрик и заводов, гидравлических прессов, сверлильных, ткацких и прядильных станков и пр. Завод сооружался по плану известного инженера Вазинского и для своего времени представлял собой значительное предприятие. Численность рабочих достигала 722 человек, они производили продукции на 570 тыс. руб. Братья Шиповы приняли активное участие в строительстве самой известной частной железной дороги – Московско-Сергиевской. Предпринимательская деятельность подтолкнула потомственных дворян «окупечиться». А.П. Шипов стал в Кинешме купцом первой гильдии, а вскоре и председателем Московского отделения Мануфактурного Совета и Нижегородского ярмарочного комитета.
Глава II Роль частного капитала в строительстве железных дорог
Как уже указывалось ранее, исторической датой начала железнодорожного строительства в России, если не принимать во внимание постройку в 1837 году Царскосельской железной дороги протяженностью 25 верст, можно с полным основанием считать 1 февраля 1842 года, когда по Указу Императора Николая I было начато строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
Несмотря на то, что постройка
по сути дела первой русской железной
дороги была произведена на средства
казны, продолжительное время
Уже в то время можно было встретить убежденных сторонников казенного строительства, например, министра финансов Ε. Φ. Канкрина и Главноуправляющего путями сообщения В. Толля, с одной стороны, и, с другой стороны, Николая I, проявлявшего интерес к проектам частных лиц, предлагавших сооружение различных по сложности железных дорог в России, многие из которых впоследствии рассматривались в учрежденном для этой цели в 1844 году комитете и удостаивались высочайшего одобрения.
В то же время ни один проект не мог быть осуществлен, так как в России отсутствовали необходимые капиталы, да и иностранные предприниматели выражали недоверие финансовым результатам последующей эксплуатации железных дорог. В основном по этим причинам постройка железных дорог, за исключением Царскосельской, производилась исключительно за счет средств казны.
Крымская война и
А.Н. Недорубов отмечает, что "с целью постройки дорог в 1857 году под правительственные гарантии было создано Главное общество российских железных дорог, взявшие на себя обязательство на постройку сети протяженностью 3900 верст в течение 10 лет. Но учредители Общества, крупные немецкие и французские банкиры (Мендельсон, Штиглиц, братья Перейра) "не столько заботились о хозяйственном устройстве дорог для выгодной их эксплуатации, гарантированной правительством, сколько рассчитывали на барыши при продаже акций и облигаций".
Неудачное ведение Главным обществом дел поставило его на край банкротства. Вначале правительство пыталось спасти его, выделяя новые льготы, но в 1862 году оно вынуждено было взять его под свой контроль.
Сложившаяся ситуация побудила
Главноуправляющего железной дорогой
генерал-лейтенанта П.П. Мельникова впервые
заняться в России теоретическим
обоснованием вопроса о сравнительных
преимуществах казенного и
Такой вывод он мотивировал
тем, что государство, предпринимая
постройку железной дороги, получает
выгоды не только от их эксплуатации, но
и от того, что с постройкой железной
дороги развиваются торговля и промышленность,
облегчается взаимосвязь между
различными регионами внутри страны,
распространяется просвещение и, наконец,
значительно повышается обороноспособность
государства. Эти выгоды, по мнению
Мельникова, могли побудить правительство
предпринять меры к строительству
таких железнодорожных
Между тем мнение Мельникова коренным образом расходилось со взглядами министра финансов М.Х. Рейтерна, который являлся убежденным сторонником поощрения частного железнодорожного строительства и высказывал решительное недоверие к казенной постройке железных дорог. Это обосновывалось тем, что казна могла ассигновывать настолько незначительные суммы, что даже для строительства 4500 верст дорог, намеченных Мельниковым, потребовалось бы 25 лет.