История Золотой орды

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

Существует множество различных версий событий в России 13-15 веков. Для многих из нас, знакомых с курсом школьной истории, татаро-монгольское иго неразрывно связано с нашествием кочевников, разрушением городов, многими тысячами погибших, непомерной данью, взимавшейся с народа. Этой точки зрения придерживается большинство историков. До недавнего времени я думала точно так же, пока не услышала о необычной идее известного историка Льва Николаевича Гумилёва, сильно отличающейся от официальной истории. Мне захотелось поближе познакомиться с этой концепцией, узнать, какими фактами он оперирует, какие аргументы приводит в свою пользу, и, наконец, решить для себя, какая версия событий наиболее правдива.

Содержание

1. Введение.
2. Образование Золотой орды.
3. Политический и государственный строй
3.1. Общественно-политический строй
3.2. Государственно-административное устройство улусов
4. Культурное и экономическое развитие Золотой Орды
4.1. Развитие градостроительства и торговли
4.2. Религия и верования
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

    Как  бы конкурируя с Каракорумом,  официальной резиденцией великих  ханов, Батый начал строить  на Волге свой город Сарай  – столицу нового государства  Золотой Орды. Имеются географические  описания Золотой Орды, составленные  арабскими писателями 14-15вв.; сохранилась  также китайская карта монгольских  государств, составленная в 14в., но  все же нет достаточных данных  о государственных границах Золотой  Орды в момент ее образования.   

    На основании  имеющихся материалов 14в. территорию  Золотой Орды для этого периода  можно определить лишь суммарно. С небольшими изменениями эти  же границы можно принять и  для 13в. Арабские географы 14-15вв. указывают примерную государственную  границу Джучиева Улуса при  Узбеке так: Царство его лежит  на северо-востоке и простирается  от Черного моря до Иртыша  в длину на 800 фарсахов, а в ширину  от Дербентадо Булгара примерно  на 600 фарсахов. По китайской карте  1331 года в состав Улуса Узбека  входили: часть нынешнего Казахстана  с городами Джендом, Барчакендом,  Сайрамом и Хорезмом, Поволжье  с городом Булгар, Русь, Крым с  городом Солхат, Северный Кавказ, населенный аланами и черкесами.   

    Таким  образом, потомки Джучи владели  огромной территорией, охватывающей  почти половину Азии и Европы  — от Иртыша до Дуная и  от Черного и Каспийского морей  до “страны мрака”. Ни одно из монгольских владений, образованных потомками Чингисхана, не могло сравняться с Золотой Ордой ни по обширности своей территории, ни по численности населения. Говоря о народах, покоренных монголами, необходимо остановиться на татарах, также покоренных монголами в числе других народов.  

    В исторической  науке довольно часто ставится  равенство между татарами и  монголами, говорится о татарском  завоевании и татарском иге,  не отличая татар от монголов. Между тем татарские племена,  говорящие на тюркском языке,  отличались от монгол, язык которых  не был тюркским. Быть может,  когда-то было некоторое сходство  между монголами и татарами, существовало  некоторое языковое родство, но  уже к началу 13в. от него  осталось очень мало. В “Сокровенном  сказании” татары рассматриваются  как непримиримые враги монгольских  племен. Об этой борьбе между  монгольскими и татарскими племенами  подробно рассказывается как  в “Сокровенном сказании”, так  и в “Сборнике летописи” Рашид-ад-дина. Лишь к концу 12в. монголам  удалось одержать верх. Татарские  племена, превращенные в раба-крепостного,  или простого воина монгольских  феодалов, отличались от монголов  своей бедностью.  

    Когда  образовалась Золотая Орда, татарами  стали называть и половцев, завоеванных  монголами. Впоследствии термин  “татары” был закреплен за  всеми тюркскими племенами, порабощенными  монголами: половцами, булгарами,  буртасами, мажарами и самими  татарами.  

    При  образовании Золотой Орды Джучиев  улус был разделен между 14 сыновьями  Джучи в виде наследственных  владений. Каждый из братьев Батыя,  стоявший во главе улуса, считал  себя государем своего улуса  и не признавал над собой  никакой власти. Так и случилось  позднее, когда государство стало  распадаться на новые государственные  объединения, но в первый период  существования Золотой Орды все  же имелось условное единство  всего Джучиева улуса. Тем не  менее, каждый из них нес  определенную повинность в пользу  хана и служил ему.  

    После  смерти Батыя, на трон был  выдвинут Берке. Ко времени  правления хана Берке относится,  во-первых, проведение переписи (1257-1259гг.) всего податного населения Руси  и в других улусах, во-вторых, учреждение  постоянной военно-политической  организации монголов в каждом  подчиненном монголам улусе в  лице десятников, сотников, тысячников  и темников. К этому же периоду  А.Н. Наносов относит появление  на Руси института баскаков.

   Юридическим оформлением независимости Джучиева улуса от великих ханов стала  чеканка собственной монеты с  именем хана. Но превращение Золотой  Орды в независимое государство  отразилось не только на чеканке монеты. В 1267г. Менгу-Тимур первый из ханов  дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей  и урегулировавший взаимоотношения  русской церкви с ханами Золотой  Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии “пути” немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую земля в Золотую Орду.

   Царевичи, стоявшие во главе отдельных улусов – орд, при хане Узбеке сделались  послушным оружием хана и ханской  администрации. Источники больше не сообщают о созыве курултаев. Вместо них созываются совещания при  хане, в которых участвовали его  ближайшие родственники, жены и влиятельные  темники. Совещания созывались и  по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем  случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных  самим ханом. О существовании  чего-нибудь подобного этому учреждению до Узбека в источниках не указывается.  Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или менее ясно определена функция двух его членов – беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй – визирь – гражданскими делами государства. Поскольку Золотая Орда, как и все феодальные государства, прежде всего была военно-феодальным государством, поэтому руководителю военного ведомства давалось предпочтение перед гражданским.

   В связи  с централизацией государственного управления при хане Узбеке, должно быть произошло и упорядочение органов  власти на местах. Вначале, в период образования Золотой Орды, произошла  децентрализация власти. Теперь же, когда произошла централизация  власти, прежние улусы были преобразованы  в области во главе с областными начальниками-эмирами.  

    Правители  области пользовались обширной  полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались  обычно представители знатных  родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и  той же фамилии, по наследству  занимающие должность правителей  областей.  

    Подводя  итог политического развития  Золотоордынского государства за  первые сто лет его существования,  можно сделать заключение, что  это довольно примитивное государственное  объединение, каким оно было  при основании Батыем, ко времени  правления хана Узбека превратилось  в одно из крупнейших государств  средневековья. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Политический и  государственный  строй

    
3.1. Общественно-политический строй 
Золотая Орда была многонациональным государством образований. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников в степях Дешт-и-Кыпчака составляли тюркские племена: кыпчаки, канглы, карлуки, найманы и др. В оседлых областях государства жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Собственно монголы составляли незначительное меньшинство. 
Монгольское завоевание хотя и не изменило в целом социально-экономического строя народностей покоренных стран, но внесло существенные изменения в их общественно-политическую жизнь  и быт. Духовенство, купцы, крупные феодалы в оседло-земледельческих областях и кочевая знать тюрков превратились в опору монгольских ханов и феодалов, а трудящиеся попали под двойной экономический и политический гнет. 
Монгольская империя считалась собственностью ханского рода Чингизидов, совместно владеющего ею как своей вотчиной. «Хотя по видимости правление и страна вверены одному лицу, наделенному ханскими достоинством, - писал Джувейни, - в действительности все потомки и дядья по отцу сообща владеют землей и общественным богатством». 
Главой Чингизидов был великий хан, являвшийся верховным властителем державы. Он носил титул «каан» («каган», «хакан»), который был единственным атрибутом его верховной власти. Права великого хана как главы государства заключали в себе военную, законодательную и административную власть. Идея единства  верховной власти в первые десятилетия существования империи нашла отражение в монетной чеканке. Монеты, выпускавшиеся в городах разных улусов, в том числе и среднеазиатские, как правило, были анонимны, значительно реже на них помещались имя и личная тамга великого хана. Судя по тому, что иноземные послы, посещавшие Золотую Орду, отсылались в Каракорум, великому хану принадлежало право ведения переговоров с иностранными государями. 
Курултай. Большую роль в политической жизни монгольской империи играл курултай (хурилтай, хурилта) – общеимперское собрание Чингизидов и монгольской кочевой знати. 
Формально курултай являлся высшим органом верховной власти, на курултае решались вопросы, связанные с крупными военными предприятиями, вопросы внутренней политики, распределения областей между Чингизидами. На курултае происходил акт провозглашения хана и торжественного его восшествия на престол. Курултай созывался главой империи, улуса или старшим членом царствующего рода. Время его созыва определялось заранее и оповещалось по улусам через гонцов. В назначенный срок (обычно весной) и в определенное место (обычно на берегу реки) со всех концов империи съезжались «царевичи, зятья, царевны, нойоны – темники и тысячники … являлись туда и покорные им цари и султаны с большими дарами и приношениями». 
Курултай являлс Чингизидов, военачальников и деятелей гражданской администрации для принятия  к сведению и исполнению заранее принятых решений кагана и его ближайшего  окружения, и он не ограничивал власть повелителя империи. После смерти Мунке-кагана в 1259 году общемонгольские курултаи не созывались. 
Съезды Чингизидов и военно-кочевой знати собирались также  и в улусах. Согласно Ибн-Баттуте, в улусе Чагатая такое собрание носило тюркское название «той» (пир, пиршество, праздник) и созывалось ежегодно. Отказ хана созвать «той» (курултай) считался нарушением установившегося обычая и мог служить основанием для оправдания восстания против него. На той, по словам Ибн-Баттуты, съезжались потомки Чингисхана, военачальники, правители областей и знатные женщины. 
Одной из целей улусных курултаев было предупреждение усобиц (Таласский курултай 1269 г., курултай 1309 г.). Однако феодальные распри между Чингизидами не прекращались, и поведение каждого из царевичей определялось на деле не решением курултая, а его военной мощью. 
Яса. Образование монгольского государства в начале XIII века вызвало необходимость выработки общих, закрепленных письменно правовых норм и законодательных уложений для управления государством. Для этой цели было приспособлено обычное право, подвергшееся кодификации и изменениям, отвечавшим новым условиям. Свод законов и установлений получил название «Великая Яса» Чингиз-хана. 
Яса (более полная форма ясак, монг. – дзасак) означает «постановление», «закон». По словам Джувейни, законы и постановления Чингиз-хана были написаны на свитках («тумар») и хранились у наиболее авторитетных царевичей – знатоков Ясы. Яса не сохранилась в подлиннике и известна лишь в отрывках и сокращенных изложениях. Наиболее подробные сведения о постановлениях Ясы даны у Джувейни и у арабского писателя XV в. Макризи. Продолжительное время Яса оставалась для монгольских государей высшим авторитетом. Члены ханского рода, отступившие от Ясы, строго наказывались в соответствии с изречениями Чингиз-хана, называвшимися тюркским словом «билик» (знание). 
Созданная Чингиз-ханом система права отвечала запросам и потребностям феодализирующегося монгольского общества. В ней законодательным путем были закреплены лишь те из прежних норм обычного права, которые соответствовали интересам феодально-кочевой знати, а также вновь созданные. 
Яса Чингиз-хана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в Средней Азии, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной .Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни, в частности юга и юга-востока Казахстана, оставались вовсе не регламентированными Ясой, а отдельные ее предложения вступали  в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего. 
Однако с течением времени Чингизиды и военно-кочевая знать все больше воспринимали традиции мусульманской культуры и государственности и все менее следовали в своей жизни предписаниям Ясы. По словам Хамдаллаха Казвини, «у монголов нет обычая обитать в городах, и это противно Ясаку Чингиз-хана». Между тем именно это требование наиболее часто нарушалось самими Чингизидами, как в улусе Джучи, так и в улусе Чагатая. Особенно среди кыпчакской знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право – шариат. 
     
3.2. Государственно-административное устройство улусов 
Как говорилось выше, Монгольская империя считалась владением всего ханского рода. Каждый представитель правящего дома получал определенное число ремесленников и земледельческий район из общей территории империи, доходы с которых служили для удовлетворения потребностей двора и войска. При этом Чингизиды должны были жить со своими улусными людьми в отведенных им юртах – территориях для летних и зимних кочевий. Они не могли вмешиваться в управление оседлыми областями и собирание податей с населения, эта обязанность возлагалась на особое лицо, назначаемое великим ханом, а затем местным правителем. 
Высшее сословие в государствах, образованных монголами, составляла тюрко-монгольская кочевая знать во главе с Чингизидами. Военная власть первоначально была отделена от гражданской власти, которая в улусах находилась, как правило, в руках представителей местной знати. Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую и левую руку. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбаси (сотники), онбасы (десятники). 
Была установлена своеобразная система налогообложения местного населения. Кочевники – скотоводы обязаны платить «Копчур» – одну голову со ста голов скота, «тагар» – налог для снабжения войск, делившийся на две части – «азук» - сбор продовольствия и «алык» – сбор фуража. Земледельцы платили налог «харджи – хараджат». 
Кроме прямых налогов, население несло повинности – «конгла», содержание войск на постое, «Джамалга», обеспечение гонцов и административных лиц, уртонную повинность – содержание почтовых станций. Купцы уплачивали пошлины с товаров – «тамга». В Улуг – Улусе существовала четкая система сбора налогов, учет велся по специальным реестрам – «дафтари». Русские княжества платили «выход» – дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства. Сбор налога осуществлялся баскаками, а  с XIV в. – через откупщиков и местную знать. Этим воспользовались, в частности,  московские князья, в казне которых оседала большая часть «Ордынского выхода» – налога, для уплаты же требуемой суммы местные правители ужесточали налоговый гнет своего народа. 
 Как при Чингиз-хане, так и при его преемниках, монголы пользовались услугами образованных инопленников в качестве чиновников. Делопроизводство государственных канцелярий, даже после принятия ханами Золотой Орды и Чагатайского улуса ислама, в значительной степени функционировало на тюркском, точнее средневековом уйгурском письме. 
Гражданское управление оседлыми областями улуса Чагатая было поручено мусульманскому купцу Махмуду Ялавачу, уроженцу Хорезма. Несмотря на все перевороты, происходившие в собственно Монголии и улусе Чагатая, семейство Махмуда Ялавача сумело сохранить в своих руках гражданское управление оседлыми областями Средней Азии до начала XIV века. При Масуд-беке, сыне Махмуда, в государстве Чагатаидов были осуществлены меры по упорядочению денежного хозяйство. 
В Жетысу Чингизиды до начала XIV века оставались предводителями кочевников и не вмешивались непосредственно во внутреннее управление Мавераннахром. 
В отдельных областях и городах (Бухара, Отрар, Шаш, Ходженд, Фергана, Алмалык и др.) во главе гражданского управления стояли местные правители из тюркских династий домонгольского происхождения, носившие арабский титул «малик». Наряду с маликами в покоренных городах сидели монгольские даруги (даругачи). В первое время после завоевания даруги представляли военную власть победителей на местах, впоследствии на них были возложены такие обязанности, как проведение переписей населения, регулярно проводившихся в фискальных целях, набор войска, устройство почтовых сообщений, сбор податей и доставка ко двору дани. Такой порядок в основе своей сохранился до начала XIV века. 
В XIV веке в государственно-политической жизни Чагатаидского государства произошли значительные перемены. Приписываемыми Кебек-хану реформами, направленными на политическую централизацию государства, были упразднены автономные права местных маликов, страна была разделена на мелкие административные единицы – туманы, во главе которых стали представители тюрко-монгольской кочевой знати. 
В результате денежной реформы, проведенной в 1321 году с учетом состояния денежного хозяйства в государстве, а также опыта организации денежных систем в хулагуидском Иране и Золотой Орде, была введена новая общегосударственная серебряная монета – динар «кебеки», чеканившаяся от имени правящего Чагатаида. Однако феодальные распри, ослабление ханской власти свели  последствия реформ Кебек-хана почти на нет. Фактически управление страной  находилось в руках местных властей, с той лишь разницей, что прежних правителей заменили в системе административного управления предводители кочевых тюрко-монгольских племен. 
В Золотой Орде сохранились основные начала государственного строя улуса Джучи. Государство потомков Джучи по политическому устройству представляло собой типичное кочевое государство, разделенное на улусы, дробившееся в свою очередь, на более мелкие уделы – владения. 
В системе внутреннего управления Золотой Орды важное место занимал административно-чиновничий аппарат, представленный служилыми людьми, а также военно-кочевой знатью, среди которых наиболее заметна была роль выходцев из тюркских народов – кыпчаков, средневековых уйгуров, волжских булгар. Для непосредственного руководства армией и внутренними делами государства были учреждены особые должности, и хан из потомков Джучи обычно, «не входя в подробности обстоятельств», «довольствовался тем, что ему доносили, но не доискивался час  взимания и расходования». Всеми военными делами от имени хана заведовал беклар-бек, а главой гражданской власти являлся везир. 
Беклар-бек, как представитель военной власти, стоял по рангу выше  «советника царей и султанов» – везира; он ведал также дипломатическими сношениями с другими государствами и, возможно,  в качестве  главного эмира сосредоточивал в своих руках высшую судебную власть при решении гражданских дел. Беклар-бек входил в состав четырех главных улусных эмиров, возглавлявших административно-территориальные единицы. Везир был главой исполнительной власти центрального правительства, советником хана в делах гражданского управления государством. Согласно аль-Омари, везир отдавал приказания наместникам и, как «настоящий султан, единовластно распоряжался денежной частью, управлением и смещением даже в самых важных делах (точно как), как беклар-бек распоряжается единолично в деле войсковом». 
Важное место в системе управления золотоордынским государством занимали даруги и баскаки. Даруги занимались, главным образом, сбором подати, баскаки осуществляли военный контроль над коренным населением, выполняя функции управления. В отдельных местностях выступали и как откупщики налогов. 
Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти  - диуан, в который входили дамиры – секретари, битакчи – писцы, салыкчи – налоговые чиновники,  казкачи – чиновники финансового ведомства и их помощники  - туткаулы, бакаулы и есаулы. 
Появление чиновничьего аппарата, приобщение военно-кочевой знати к государственным и административным делам содействовали  оттеснению некоторых потерявших свое значение в новых условиях кочевнических обычаев и традиций, но не изменили в целом военно-кочевого характера золотоордынского государства, соответствовавшего все более укреплявшимся феодальным отношениям. 
Золотоордынские правители, захватившие огромные территории, не имели опыта управления в областях земледельческой и городской культуры. Поэтому ханы Золотой Орды с самого начала вынуждены были создавать огромный чиновничий аппарат из грамотных и подготовленных людей, которыми в их владениях были в основном мусульмане (хорезмийцы, иранцы, тюрки-булгары, кыпчаки, карлуки, канглы) или буддисты (средневековые уйгуры, тибетцы, китайцы). Основную часть подданных Золотой Орды составляли тюркские народы, покоренные монголами кыпчаки-половцы Казахстана, Повольжья и Причерноморья, жители Хорезма и Волжской Булагарии и обитатели русских княжеств, среди которых преобладали восточные славяне и частично ассимилированные ими угро-финны. Сами монголы, из которых состояли знать и немногочисленные элитные войска, довольно быстро подпали под влияние своих более культурных подданных, восприняв уже к концу XIII века их тюркский язык, а затем и религию ислам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Культурное и экономическое развитие Золотой Орды 
 
 4.1. Развитие градостроительства и торговли 
Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний. 
Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали  Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар  на Северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохим в Мордовии,  Чилын-Тура и Сибири. 
Города Улуг Улуса отличались  отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек  (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались  большими). На объезд столицы, со всеми пригородами по периметру, нужно было затратить не менее дня. 
Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала  (Балаклава). 
Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом. 
Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату. 
Мунке отменил старые  ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане. 
Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар.  В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы. 
Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель  Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход  к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату. 
Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым. 
Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались.    По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной. 
     
4.2. Религия и верования 
Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским насел Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен. 
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников. 
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена – яссавия и  накшбандия. Писались специальным трактатом на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения  Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право – шариат подробно описывались в книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в Египте в 1421 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Заключение 

    Изучив  труды известных историков, их взгляд на события тех времён, я, к своему великому сожалению, не открыла для  себя какую-то новую интерпретацию  происшедшего. Более того, я склоняюсь  к самой распространённой точке  зрения, заключающейся в том, что  отношения монголо-татар и русских  княжеств представляли не что иное, как иго.

    Между тем, я не считаю правильным представлять монголо-татар, как варваров, поведение  которых  можно объяснить только стремлением разрушать. Мне кажется, что русские княжества в 13-15 вв. были вассальной территорией Золотой  Орды. Монголо-татары защищали свои владения от посягательств западных государств, отсюда и произошла теория «военного  союза».

    Не  имея из-за несоответствия климатических  и природных условий образу жизни  кочевников возможности заселить территории русских княжеств и тем самым  держать их под непосредственным контролем, Орда управляла на расстоянии. Надо сказать, что ордынские ханы были отнюдь не глупыми людьми, ведя своеобразную политику «сталкивания». Но русские князья вскоре переняли элементы «двойной игры». Между прочим, благодаря праву собирать налоги Московское княжество значительно  пополнило свою казну, деньги из которой  шли на скупку окрестных земель. Как раз система сбора налогов  и ещё некоторые службы, например, ямская, были заимствованы у монголо-татар.

    Отвечая на вопрос, заданный мной во введении, хочу сказать, что близость России именно к Западу кажется мне неоспоримой. Познакомившись с жизнью, мировоззрением Европы и Востока того времени, в  свете сегодняшних событий я  убеждена в том, что Россия должна поддерживать Запад. Я не имею в виду то, что мы должны идти по тому же пути, по которому прошла Европа. Наши пути разошлись  в 13 веке. Российские политики, экономисты и многие другие специалисты должны выработать собственный путь для  страны.

    Повлияло  ли монголо-татарское нашествие  на динамику формирования Русского государства? Мне кажется, что объединение  русских земель всё равно произошло  бы, так, как это было в Европе. Все страны рано или поздно пришли в этому. На что действительно  повлияло иго, так это на характер русской государственности.

    Нашествие кочевников, по моему мнению, «закалило» русский народ, во многом изменив  его характер как в лучшую, так  и в худшую стороны. Несомненно я  согласна с преимущественно отрицательной  оценкой влияния ига на развитие Руси, и такая «закалка», с сегодняшней  точки зрения, не принесла никакой  пользы.

Информация о работе История Золотой орды