История зарождения казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Казаки-первопроходцы осваивали и завоевывали новые земли вплоть до Аляски и Кушки. Во времена крупных войн, которые Россия вела постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.

Содержание

Введение


Основные направления изучения казачества


Происхождение казаков


Первые упоминания о казаках в летописях


Казаки и татары


Когда образовалось Донское казачество


“Притязания” и “права” казаков


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

казачество.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Институт  Административного  Менеджмента

Реферат

 

   

По  дисциплине «Региональная история России.» 

На  тему: «История зарождения казачества.»

Выполнила: Казначеева О.В.

Группа  АМБ ТЗ-42/8-Мсуб.ч.-1

 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Основные направления  изучения казачества 

  Происхождение казаков 

  Первые упоминания  о казаках в  летописях 

  Казаки и татары 

  Когда образовалось  Донское казачество 

  “Притязания” и  “права” казаков 

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по  мнению писателя графа Льва  Николаевича  Толстого,  казаками,  роль  самих  казаков незаслуженно принижена  и  забыта  отчаянным  бесстыдством  коммунистической эпохи.  Но  именно  казаки  пятьсот  лет  охраняли  рубежи  России  и  часто становились заслоном на пути  вторжения ее врагов.

Казаки-первопроходцы  осваивали и завоевывали  новые  земли  вплоть  до Аляски и Кушки. Во времена крупных  войн,  которые  Россия  вела  постоянно, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска,  им  доставались самые  трудные  и  ответственные  участки  в  боях  и  сражениях.

Будучи  в подавляющем большинстве  сословием  русских  людей,  казаки  несли  в  своем характере те черты русской нации, которые  обеспечивали им  роль создателей  Великой  Российской  империи,  из   которых   важнейшими   были:

мужество,  выносливость,  добродушие  и  уважительное  отношение  к   другим народам и государствам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления изучения казачества. 
 

      В литературе,  посвященной казачеству,  нет однозначного  ответа  на вопрос, как соотносятся  современные  казаки  с  этническими  и  социальными группами, существующими в современном обществе, и с самим  русским  этносом.

Действительно, они парадоксально сочетают в себе и этнические, и  социальные характеристики, но не являются моноэтничными. Есть казаки-русские и  казаки-калмыки, казаки-башкиры и казаки-осетины, казаки-татары  и  казаки-армяне  и т. д. Поэтому  декларируемая  особая  этничность  не приводит  к всеобщему требованию отдельного национального  казачьего  государства.

  А  этатистские требования, основывающиеся на  особенностях  социального  уклада  и  военной профессионализации,  не  доходят  до  стремления   установить   политический контроль над Россией. Казаки  представляются  некоей  вещью  в  себе.

  Здесь фокусируются  все  дискуссии,  отсюда  идет  поляризация  позиций.

  Мне  уже приходилось писать, что казаки сочетают в себе  и  этнические,  и  сословные черты, и невозможно механически отрывать одно от другого.

  В работах специалистов  по  казачеству  учитывается  этнический  фактор однако иногда встречаются подходы, при которых  гипертрофируется  этнический фактор и нивелируется социальный.

По  этому вопросу  будет написано еще  немало работ.  Предстоит  провести этнографические, этносоциологические исследования в местах  традиционного  и нетрадиционного проживания казаков.  Пока  следует  отметить,  что  нынешнее казачество  не   поддается   какой-то   узкой   дефиниции   и   однолинейной идентификации.

  Критически следует  отнестись и к  трактовке  казачества  как  сословия,

которая утвердилась во второй половине XIX в.  В  ходе  своей  эволюции  оно приобретало не только социально выраженные  сословные,  но  и  этнические  и даже, как отмечалось  на  "круглом столе"  в   журнале   "Социологические исследования", национальные черты.

Вопрос  о том, чем является казачество - сословием  или  народом,  остро

стоял уже в 1917 г. Развивавшаяся  революция при  любом ее  исходе  упразднила бы  казачье сословие,  поэтому лидеры  казачества  ради  сохранения  своих привилегий и интересов на общеказачьих съездах и  кругах  стали  доказывать, что  казачество  -  это  народ,  а  не  сословие,  которое  можно  было   бы уничтожить.

      Атаманы Дона, Кубани, Терека и лидеры казачьей эмиграции  неоднократно

заявляли, что хотя казачество Юга России является  частью  русской  нации  и особой ветвью русского народа, они будут руководствоваться  конституциями  и законами,  принятыми  в  годы   гражданской   войны   возникшими   казачьими образованиями. Они рассматривали эти объединения как  плацдармы,  с  которых предстояло утвердить новую  центральную  власть  во  всей  России,  а  затем обеспечить для казаков местное самоуправление с  правом  решения земельного вопроса.

  В то  же  время небольшая часть казаков-эмигрантов,  обосновавшаяся первоначально в Софии, пропагандировала идею, что казачество - это народ,  и вынашивала  мысль  о  создании  государства  Казакия  (Козакия)  на   основе Донского, Кубанского, Терского, Астраханского,  Уральского  и Оренбургского казачьих войск. Эта группа и  ее  сторонники  пытались  распространять  свои

взгляды в Европе и США, но не смогли убедить  казачью эмиграцию. Ныне  старая

дилемма "сословие  или  народ"  по  разным,  в  том  числе  и  конъюнктурным соображениям  воспроизводится  и   учеными,   и   лидерами   казачества,   и политиками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Происхождение казаков. 

      О казаках знает  каждый,  независимо  от  интереса  к   истории.  Казаки появляются  на  страницах  учебников  всякий  раз,   когда   речь   идет   о значительных событиях в истории российского государства. Но что  известно  о них? Откуда они повелись?

Учебники, как правило,  внушают  нам  мысль  о  беглых  свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI -XVII  вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно  превратились в служивый народ. Народ этот в XIX -XX вв., забыв  о  прошлых  конфликтах  с царями, стал их  надежной  опорой.  Есть  и варианты  в подобной  "истории казаков".

Суть  этих  вариантов  в  том,  что  вместо  беглых  свободолюбивых

крестьян  появляются  вольные  душегубы-разбойники,  которые   со   временем обзаведутся  женами,  хозяйством,  угомонятся  и  вместо  грабежей  займутся охраной государственных рубежей.

  Вместе  с тем существует  несколько иной  взгляд  на  происхождение

казачества  выраженный в частности  известными историками  Татишевым,  Полевым и другими.

  Казаки  лишены  своей  истории.  Почему?   “Выступления   казаков   (в

частности, известные антиромановские  выступления Степана  Разина  и  Емельяна Пугачева)  показывают  их  определенные  притязания.  Но  если  существовали “притязания”, значит, существовали и обоснования этих притязаний -  “права”.

Однако  сведения XVI-XVII  веков  о  казаках  не  все  открыты  и,  вероятно,

частично  уничтожены”.

  “Вопрос о возникновении  казачества далеко  не выяснен   в  исторической литературе.

  Грабянка, а за  ним Ригельман  производили казаков   от  хозар;  Ян

Потоцкий  видел  в  казаках  потомков  тех  косогов,  которых  великий  князь Мстислав Владимирович поселил в XI веке в Черниговщине. По  мнению  Татищева в Египте  был  город  Черказ  (от  него  и  казаки  впоследствии  у  русских назывались черкасами),  жители  которого  переселились  на  Кавказ  и стали называться косогами” Татищев действительно  пишет  о  наличии  упоминаний  у Геродота о черкасах и что “род князей их, пришедших из Египта, где был  град

Чиркас, или Циркас...”.

  Пришедший род,  поселился на Кубани и был когда-то христианской веры. И далее: “...черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче  татарский с египетским смешан, так что и татара без довольного  искуства  разуметь  не

могут, но, мню, он черкас Малой  Руси разумеет. Оные прежде  из  кабардинских

черкес  в  14-м  месте  в  княжестве  Курском,  под  властию  татар  собравши множества сброда, слободы населили и воровством промышляли, и для многих  на них жалоб  татарским  губернатором  на  Днепр  переведены,  и  град  Черкассы построили. Потом, усмотря польское беспутное правление,  всю  Малую  Русь  в

казаки  превратили, гетмана  или отомана избрав, все черкесы именовались.  При царе Иоане II-м,  на  Дон  с  князем  Вешневецким  перешед,  град  Черкасской построили ...

  В этом заявлении масса загадок. Однако  начало  казаков  отмечено  XIV веком.

  Другими словами  казаков вполне  можно поискать  в числе сражающихся   на Куликовом поле. На чьей стороне? Похоже, с равным успехом их можно найти  по обе  стороны,  поскольку  Куликовская  битва -  это сражение  между двумя поднимающимися этносами - великорусским, основывающимся  на  православии,  и литовским, впитавшим в себя многие католические истины. Казаки  в  XIV  веке

представляли  собой веротерпимое образование, в их  рядах  были  и христиане разного толка, и мусульмане, и язычники. Раскол  в  вере  прошелся  пока  по христианским рядам.

  “Известен и такой  факт, что Донские  казаки в 1380 г.  преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской  битвы  икону  Божией  Матери.  Эти  и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже  складывалась

община  людей, которая могла  стать зерном Донского казачества”

  Как могли оказаться казаки  на  стороне монголов?  Приведем  длинную цитату из Еременко : “Казак - слово нерусское. Оно пришло к нам  от  степных кочевников,  которые  с  незапамятных  времен  совершали  набеги  на   земли восточных славян.

Конные  лавины степняков  на пути к богатым  городам и  селам

земледельцев  нередко натыкались на  такие же летучие  конные  отряды  вольных славян, выступающие как защитники южных рубежей  своих  земель.  И  закипали жаркие схватки...

  Со временем степные кос-саки стали завязывать дружеские знакомства  с Похожи ми на них конными  витязями  славян,  даже  родниться  с  ними,  также называя их коссаками. Во времена татаро-монгольского  нашествия  пограничные отряды коссаков-славян не смогли  удержать  натиск  завоевателей...  Ханская

Золотая Орда в течение  многих последующих  лет специально  формировала  такие же летучие конные отряды из угнанных в плен  русских  и  украинских  юношей, называя их казаками. Как правило, отправляясь в  очередной  набег  на  земли

восточных славян,  ордынцы  пускали  вперед  себя  отряды  казаков,  которые первыми  гибли  в  сражениях  против  своих  же  братьев.   Так   не   могло

продолжаться  вечно. Перелом в  настроении  казаков-рабов  произошел  в  ходетКуликовской битвы. Они в решающий момент отказались быть авангардом в  атаке на русские войска, отвернули в сторону, а после поражения Мамая  всем кошем перешли на сторону победителей. По соглашению  с  Дмитрием  Донским,  казаки

так и остались боевым лагерем на Дону, приняв на себя  охрану  южных  границ славянской Руси”.

  С точки зрения  чужеродности Золотой  Орды такой взгляд  автора цитаты  на казаков-рабов вполне естественен.  Но  вспомним,  что  самые  лучшие  войска турок, состояли из славян, с детства взятых турками “на воспитание” с  целью пополнения лучшей части своей армии. Похоже, что Золотая  Орда  исповедовала тот же подход при  формировании  войска.

Информация о работе История зарождения казачества