История зарождения Иркутской таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:07, реферат

Описание работы

По дошедшим до наших времен немногочисленным документам известно, что официально таможня в Иркутске была открыта в 1682 году, однако таможенные сборы осуществлялись с начала 1660-х годов. Так в 1662 году (на второй год существования острога) торговые, промышленные и служилые люди предъявили к уплате таможенных пошлин 2320 соболиных хвостов и 2300 соболиных пупков.

Работа содержит 1 файл

История создания и развития Иркутской таможни.docx

— 83.21 Кб (Скачать)

По дошедшим до наших времен немногочисленным документам известно, что официально таможня в Иркутске была открыта в 1682 году, однако таможенные сборы осуществлялись с начала 1660-х  годов. Так в 1662 году (на второй год  существования острога) торговые, промышленные и служилые люди предъявили к уплате таможенных пошлин 2320 соболиных хвостов  и 2300 соболиных пупков. В конце 17 века Иркутская таможня считается  одной из важнейших таможен Сибири, поскольку через Иркутск проходит основной торговый путь в Забайкалье, Китай, Монголию.

     Административное  здание таможни называлось в  те времена таможенной избой.  Первая таможенная изба в Иркутске  была встроена в стену острога  со стороны реки Ангары. Во  главе таможни стоял таможенный  голова, который ежегодно избирался  горожанами из числа наиболее  видных представителей местного  купечества или посадских. Таможенная  служба того времени осуществлялась  безвозмездно, поскольку относилась  к одной из разновидностей  государственной повинности городского  населения. В то же время  служба была делом ответственным  и довольно обременительным, поскольку  за ошибки и нарушения в  работе таможенников ждали суровые  наказания вплоть до смертной  казни. В штат таможен в то  время входили целовальники, подьячие, сторожа, истопники, рассыльные  и другие. Целовальники оценивали  товар и взимали пошлины. Старший  целовальник –– ларечный (от слова «ларь») выполнял обязанности казначея таможни. Подьячие вели все делопроизводство таможни и были единственной категорией таможенных служащих, получавших жалованье от государства.

     Расцвет первой  Иркутской таможни пришелся на конец 17 и первые десятилетия 18 века. В 1689 году был заключен Нерчинский русско-китайский мирный договор, создавший благоприятные условия для караванной торговли. Торговые отношения были также установлены с Северной Монголией и даже с Бухарой.

     Из Иркутска  в марте 1697 года только в  направлении Нерчинска было провезено  94 тысячи шкурок белки, 85 тысяч  шкурок горностаев, 3342 шкурки соболя, 3240 шкурок корсаков, 11250 аршин холста, 810 аршин крашенины, 900 аршин сукна  сермяжного, 25 фунтов перца, 25 фунтов  сахара, 130 топоров, 4 пуда уклада (стальных  изделий). В счетном списке города  перечисление различных казенных  доходов занимало 32 строки, а перечисление  таможенных сборов – 40 строк. 

     Большинство  китайских товаров поступало  в Москву через Иркутскую таможню.  В таможенной книге того времени зафиксированы следующие данные о ввозе: …приплавлено в Иркутск и положено в кладовой палате 110 поставок байбереков чешуйчатых и гладких, 133 постава камок атласов семиланных и гладких, 76 поставок камок щтиланных, 3184 постава камок пятилатанных 143 постава с портищем атласов пятилатанных гладких и травчатых разных цветов, 120 поставов атласов малой руки разных цветов, 6 портищ полушелковых, 17 поставок камок сетчатых, 11 ленз, 25126 тюней, 2 конца китайки средней руки, 30500 зерен жемчугу половинчатого, 2 кушака шелковых, 25 платков черных, 100 листов румян бумажных, 20 махавок бумажных и так далее. Ввозных таможенных пошлин по начислению Иркутской таможни торговые люди этого каравана заплатили на огромную сумму 56640 рублей.

 

 

 

     В 18 веке  организация таможенного дела  в России видоизменилась. Руководители  таможен стали назначаться губернаторами  в губернских городах, вице-губернаторами  в центрах сибирских провинций  (с1724 года Иркутск стал центром провинции) и уездными комендантами (воеводами) в уездных городах. В 1753 году были отменены внутренние таможенные сборы и упразднены внутренние таможни. Главной сибирской таможней стала Кяхтинская, но и Иркутская во многом сохранила свои позиции. Во времена, когда пограничная торговля нарушалась, таможенные операции переносились из Кяхты в Иркутск. К тому же с 1768 года в Иркутске дважды в год проходила крупнейшая в Сибири торговая ярмарка. Ежегодный торговый оборот превышал 500 тысяч рублей. А в местном обществе насчитывалось более 1,5 тысяч купцов, из которых 57 вели внешнеторговую деятельность, а остальные участвовали в торговых операциях на общесибирском рынке.

     В 1792 году  Иркутская таможня по непонятным  причинам была закрыта и ее  деятельность прервалась почти  на 70 лет. 

     В 18 веке  в Китай русские купцы вывозили  пушнину, а также кожи, сукно,  железные изделия, пшеницу. Из  Китая ввозили шелк, хлопчатобумажные  ткани, фарфор, фаянс, чай. В  19 веке структура импорта и  экспорта несколько изменилась. Место пушнины занял российский  текстиль, а место шелка – китайский  чай. 

     После присоединения  к России в 1858-1860гг. Приамурья  и Приморья и введения в  дальневосточных портах порто-франко (право свободной торговли), возникла  необходимость предотвратить контрабандный  ввоз импортных товаров в Россию  через Дальний Восток. И вновь  Иркутск был признан наиболее  удобным пунктом для организации  таможенной службы в новых  условиях, поскольку здесь в единый  Московско-Сибирский тракт сходятся  все дороги с востока («кругоморская», через Байкал и дорога в Якутию).

     Иркутская таможня  возобновила свою работу 1 октября  1861 года. Помимо самой таможни  в ее структуру вошли две  таможенные заставы, расположенные  в селах Култук и Лиственичное. Специальным Положением было установлено, что таможенная линия, состоящая из Иркутской таможни и подчиненных ей таможенных застав, имеет целью предупреждать тайный провоз товаров с китайской границы в Иркутск и далее во внутренние районы империи. Там же особо оговаривалось, что полностью запрещен ввоз из Китая вина, водки, опиума, а также вывоз туда оружия, пороха и боеприпасов.

     Охрана таможенной  линии в 19 веке осуществлялась  отрядом местного казачьего войска, который по хозяйственной и  строевой части подчинялся военному  начальству, а по таможенной линии  – администрации таможни или  заставы, в расположении которой  находились части отряда.

     Иркутская таможня  после своего восстановления  сразу же заняла одно из  ведущих мест в России. Она  получила первый класс, так  называемой «складочной таможни», который имели лишь 10 из 250 таможен  страны.

     Во второй  половине 19 и начале 20 века заметно  расширились задачи таможенной  службы. Главной по-прежнему оставалась  фискальная (получение таможенных  сборов), другой важной задачей  стала охрана экономических интересов  государства и формирующейся  отечественной промышленности от  иностранной конкуренции. Ее пытались  решить за счет повышения ввозных  пошлин. Кроме этого таможенная  служба решала статистическую  задачу - вела учет внешнеторгового  оборота страны, что учитывалось  при выработке экономической  политики. В это же время таможенной  службе пришлось выполнять и  полицейские функции по охране  государственного строя России  от революционного движения.

     В этот период  основным объектом внимания становится  чай. Через Иркутскую таможню  в Россию поступало 38 % всего  ввозимого в страну чая. Чай  был основным предметом русско-китайской  торговли и главным предметом  таможенного обложения. Отмечалось  широкое распространение контрабандной  торговли. В связи с этим была  закрыта Кяхтинская таможня. В Иркутской же борьбу с контрабандой вели не только таможенные заставы, но и разъездные таможенные посты, которые высылались в районы Голоустной, Бугульдейки и Курети. Позднее посты в указанных пунктах стали постоянными.

     С началом  функционирования Транссибирской  железнодорожной магистрали произошло  значительное увеличение объемов  работы Иркутской таможни. Кроме  досмотра грузов, провозимых гужевым  транспортом и на судах, добавились  операции по досмотру грузов  и пассажирского багажа на  железной дороге, а также личных  вещей поездных бригад. Расширился  и ассортимент ввозимых азиатских  товаров. Помимо чая стали возить чесучу, шелковые ткани, обувь, вату в тюках, верблюжью шерсть, козий пух, фарфор, серебро, фрукты, орехи, сахар-леденец, сухофрукты, тибетских баранов, уксус.

     В начале 20 века  таможня претерпевает частые  структурные изменения: в 1900 году  в состав таможни входило 7 участков таможенного надзора  и 30 таможенных постов, в 1903 году  в ее состав входила Байкальская  таможенная застава и 4 таможенных  участка, в 1912 году – 6 таможенных  застав и 3 таможенных поста.  Это связано с поиском оптимальной  системы работы таможни и ее  служб, контролем таможенной линии  и борьбой с контрабандой.

     После открытия  сквозного железнодорожного сообщения  Европы с Китаем у Иркутской  таможни добавилась еще одна  функция – контроль за транзитом товаров. С 1913 года таможня осуществляет просмотр почтовых посылок и других отправлений.

     После 1917 года  в истории Иркутской таможни  начинается новый этап. В целом  же в дореволюционный период  таможня с честью справлялась  с возложенными на нее государством  задачами. Именно тогда были заложены  славные традиции иркутских таможенников.

     C 1917 по 1925 годы  таможня продолжала выполнять  свои функции. По- прежнему остро стоял вопрос борьбы с контрабандой. Так в 1924 году была задержана контрабанда импортных товаров: чай, кожа выделанная, перламутровые пуговицы, перец, галантерея, косметика, мануфактура, обувь, спирт, сахарин и другое на сумму 22106 рублей; экспортных товаров: пушнины, мараловых рогов, кабарговой струи на сумму 3322 рубля.

     В 1925 году  все таможенные операции были  вынесены на государственную  границу, и Иркутская таможня,  как внутренняя таможня, была  упразднена.

     Лишь спустя 25 лет в 1950 году вышел приказ  “ в связи с ростом грузооборота  открыть таможенные посты в  Иркутске” для оформления следующих  через границу воздушных судов. 18 октября 1952 года Иркутский таможенный  пост преобразован в Иркутскую  таможню. 

 

    

 

 

     Этот день  официально считается днем рождения  таможни. 

     В настоящее  время деятельность Иркутской  таможни  нацелена на реализацию  таких задач как внедрение  практики применения электронного  декларирования, повышение эффективности  таможенного контроля путем усиления  деятельности правоохранительных  подразделений таможни, применение  системы управления рисками в  процессе таможенного оформления  и таможенного контроля. А так  же выполнение контрольного задания  ФТС России по наполнению доходной  части бюджета страны.


Информация о работе История зарождения Иркутской таможни