История заповедного дела в РОссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

На самых ранних этапах своего развития различные племена, населявшие территорию нашей страны, обращали свое внимание на водные источники с особо чистой или целебной водой, древесных патриархов, места концентрации полезных растений и животных. Понимая и зная их значение, они брали их под охрану, объявляя священными. Позднее возникла еще одна форма охраны - запрет на охоту и использование растительности в местах захоронения предков.
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны сейчас, когда человек должен понять направления изменений природной cpеды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.

Содержание

Введение ……………………………………………………………. 2
История заповедного дела России……………………………….. 4
Заповедники России сегодня………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………. 15
Список используемой литературы………………………………... 18

Работа содержит 1 файл

экология региона мой.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

       Временное правительство России  также внесло свой вклад в заповедное дело - направило в 1917 году своего эмиссара на защиту заповедника "Аскания-Нова" и еще двоих - в Крым, организовывать национальный парк. Руководство Советской Россией принимало меры по организации заповедников даже в годы гражданской войны.

        Первыми заповедниками советского  периода стали Астраханский и  Пензенский, учреждённые в 1919г.; тогда  же была объявлена заповедником  и Аскания-Нова. В 1920г. на Урале  был организован Ильменский заповедник. В то же время руководство  заповедниками было возложено на Народный комиссариат по просвещению – ведомство, не связанное с эксплуатацией природных ресурсов, в котором имелись специальные подразделения по охране природы. В 1924г. на Северном Кавказе был создан Кавказский заповедник, а в 1925 – заповедники Столбы (под Красноярском), Галичья Гора (Липецкая обл.), Лес на Ворскле (с 1999г заповедник Белогорье в Белгородской обл.) и др. Именно тогда сформировалось представление о государственном заповеднике как природоохранном и научно-исследовательском учреждении ( в отличие от зарубежных национальных парков, предназначенных прежде всего для общения человека с природой).

         В 1933г. был учреждён Комитет  по заповедникам при Президиуме  ВЦИК, преобразованный в 1939г. в  Главное управление по заповедникам  при Совнаркоме РСФСР. В 1935-40гг на территории РФ было создано более 10 государственных заповедников. Широкомасштабные преобразования, происходившие в то время в стране, заставили сотрудников заповедников наряду с научной работой заниматься решением практических задач: акклиматизацией растений и животных, закладкой ферм, питомников и плантаций различного профиля и др.

         В годы Великой Отечественной  войны многие заповедники оказались  на оккупированной территории  и понесли тяжёлый урон, однако  ни один из них не был закрыт. Более того, в 1943 году организованно 2 новых заповедника, в 1945 - 6. В первые послевоенные годы возникли пять новых заповедников в Подмосковье (до наших дней из них сохранился только Приокско-Террасный), на северном берегу Рыбинского водохранилища (Дарвинский), в Свердловской обл. (Висим и Денежкин Камень), в Забайкалье (Читинский), а также на Сахалине (Средне- и Южно-Сахалинский).

         С серьёзными трудностями столкнулось  заповедное дело в 1950-60-х гг., когда был принят ряд необоснованных решений о реформировании системы заповедников. В августе 1951 года Сталин подписал постановление, предписавшее закрыть 88 из 128 заповедников СССР. В результате реорганизации в 1951г. число заповедников сократилось более чем вдвое, а их общая площадь уменьшилась с 120 тыс. до 10 тыс. кв. км. Прокатившаяся по стране волна очередных репрессий не пощадила и защитников природы, заповедники считались иждивенцами на шее государства. Какой от них толк, если видимой прибыли не приносят?  В 1951г. было упразднено большинство крупных заповедников Сибири и Дальнего Востока (в их числе Алтайский, Кондо-Сосвинский, Кроноцкий, Саянский, Читинский). Сохранившиеся заповедники, территории которых были сокращены до минимума, получили более низкий статус научно-опытных станций, ориентированных на решение конкретных задач сельского, лесного и охотничьего хозяйства.  На выведенных из-под заповедного режима территориях резко усилилась хозяйственная деятельность. Рубили лес, косили траву, стреляли зверя, ловили рыбу. Пострадала производственная и материально-техническая база заповедников; конторы, научные помещения, жильё, транспорт перешли в руки новых хозяев. Прервались многолетние исследования, исчезли бесценные архивы. Понесли урон профессиональные кадры. Моральные, нравственные издержки тоже задержали процесс развития природоохранного дела. Ликвидация всех Главных управлений по заповедникам при Советах Министров союзных республик привела к существенным нарушениям системы управления заповедниками и обеспечения их научной  деятельности.

         Во второй половине 1950-х гг., после  создания Главного управления  охотничьего хозяйства и заповедников  при СМ РСФСР, началось восстановление  разрушенной заповедной системы.  Были воссозданы Алтайский, Башкирский, Кроноцкий заповедники, расширены территории Баргузинского, Сихотэ-Алинского, Печоро-Илычского и некоторых других заповедников. В 1960г. принят «Закон об охране природы в РСФСР», в котором имелись специальные статьи о заповедниках и других охраняемых природных территориях. Несмотря на это, уже в 1961г. 16 заповедников было ликвидировано (причём некоторые из них повторно), ряд других преобразован в филиалы, а территории 7 - были уменьшены. Некоторая стабилизация наступила в середине 60-х гг., когда были приняты меры для восстановления заповедных территорий, обеспечения их организационной и правовой деятельности.

          Развитие системы заповедников  ускорилось в 1970-80-х гг.,  что  связано с осознанием государством  и обществом  актуальности  и значимости глобальных экологических  проблем. В Москве и Новосибирске в системе Главохоты РСФСР были созданы специальные подразделения для научного проектирования новых заповедников, которые размещались преимущественно на Крайнем Севере (Таймырский, Усть-Ленский, Остров Врангеля), в районах Дальнего Востока (Буреинский, Джугджурский), Сибири (Саяно-Шушенский, Малая Сосьва, Сохондинский, Даурский), а также в Европейской части РСФСР (Нижнесвирский, Брянский Лес). В 1983г. были учреждены первые на территории России национальные парки – Сочинский и Лосиный Остров (Москва). Важными этапами в истории российского заповедного дела стали организация Государственных комитетов СССР и РСФСР по охране природы (1988г.), а также постановление ВС СССР «О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны» (1989г.), которое предусматривало существенное расширение заповедной сети.

          Новая очень мощная волна создания  заповедников наблюдается уже  в 90-х гг. В 1993 году в системе  Госкомприроды России было создано  6, в 1994 году - 5, в 1995 г. - 4, в 1996 г. - 1 и в 1997 г. - 4 новых заповедника. Таким образом, за эти 5 лет было создано более одной пятой существующих в стране заповедников общей площадью в 10,3 млн. га, т.е. почти треть заповедной территории страны. В столь высокой интенсивности создания новых заповедников проявилось ряд обстоятельств переломной эпохи. Во-первых, это перераспределение власти от центра к местным органам - экологическая общественность легко добивалась успеха на местных уровнях, апеллируя к региональному престижу местных властных элит в регионах, где до последнего времени заповедники отсутствовали. Во-вторых, сказался резкий рост активности "зеленых" движений в конце 80-х - начале 90-х гг. И, наконец, в- третьих, положительный эффект возымела неясность в вопросах собственности на землю. Пока земля не получила реальных собственников или не вернулась полностью в руки государственных чиновников, сопротивление производителей природоохранным усилиям экологов оказалось ослабленным. Позже такого же благоприятного периода не будет при любом сценарии развития России. Последним в ХХв. был учреждён заповедник Эрзи в Ингушской Республике (2000г.) 

     Заповедники России сегодня

     Минувший  двадцатый век ознаменован становлением и развитием заповедной системы  в нашей стране. Испытав подъемы  и падения, эта система к моменту перехода в новый век и новое тысячелетие представлена сто одним государственным заповедником общей площадью порядка 35 млн. га  и 35 национальными парками общей площадью 6,96 млн га (0,41% от территории страны). Сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.  В заповедной системе трудятся тысячи энтузиастов, охраняющих и познающих заповедную природу. Каждый из наших заповедников по-своему уникален и неповторим, у каждого из них своя история, свои традиции, свои герои.

          С 1997 года 11 января отмечается  День заповедников и национальных  парков. Инициаторами проведения  праздника стали широко известные  природоохранные организации нашей  страны - Центр охраны дикой природы,  экоцентр «Заповедники».  11 января  был выбран днем заповедников и национальных парков в ознаменование годовщины образования первого государственного заповедника России. В этот день в 1916 году впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник.

       Природные заповедники и национальные  парки, действующие во всех  природных зонах от полярных  пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации  России, находятся в настоящее  время под угрозой. На их  территорию претендуют застройщики  коттеджных поселков, баз отдыха, горнолыжных курортов, организаторы охотничьих хозяйств и геологи. При этом эффективность государственного управления этой уникальной системой катастрофически падает. Вот что рассказал о проблемах заповедного дела в России заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий: «… В последнее время система надзора и управления заповедниками начала деградировать. Вскоре она может исчезнуть вовсе. Чуть ли не каждый день совершаются попытки оторвать лакомые кусочки от территорий заповедников и национальных парков, чтобы на этих местах создать горнолыжные курорты, территории для элитной охоты или отдать их под застройку. Причем в ряде случаев это делается с подачи или согласия государственных природоохранных органов, которые обязаны защищать интересы заповедных территорий. Попытки незаконных посягательств на ресурсы заповедных территорий были всегда, но никогда они не достигали такой интенсивности, как за два последних года. Это явление полностью совпало с ослаблением системы государственного управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).

       Только в 2003-2004 годах экологам  из общественных организаций  удалось отстоять территории 12 заповедников. К примеру, правительство Республики  Адыгея уже несколько лет пытается  изъять из состава Кавказского  государственного природного биосферного заповедника территории плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива. На этих местах планируется построить горнолыжный комплекс. В сентябре 2004 года вышло постановление Верховного суда РФ, которое запретило руководству Адыгеи изымать эти земли из состава заповедника. Однако правительство республики до сих пор препятствует в выдаче заповеднику государственного акта на право пользования этими территориями.

       Другой горнолыжный курорт на  территории заповедника пытается создать руководство Республики Башкортостан. Уже второй год администрация республики с завидным упрямством апеллирует ко всем инстанциям. Даже к президенту страны обращались, чтобы изъять 20 тыс. га в районе горы Малый Ямантау, входящих в состав Южно-Уральского государственного природного заповедника. Пока эти попытки удалось отбить.

       На территории национального  парка «Башкирия» в той же  Республике Башкортостан фактически  завершено строительство крупного  водохранилища. Причем его необходимость  не раз ставилась под сомнение специалистами. Генеральная прокуратура в 2000 году даже возбуждала уголовное дело по факту причинения ущерба природным комплексам национального парка, но потом оно было закрыто. Кроме этого, в этой же республике активно обсуждается вопрос и об изъятии большого земельного участка из состава старейшего Башкирского заповедника.

     Современная ситуация с управлением федеральными особо охраняемыми природными территориями – заповедниками, национальными  парками и федеральными заказниками  – близка к состоянию коллапса.  Земли государственных заповедников и национальных парков - а это 2% суши страны – являются федеральной собственностью и, соответственно, не должны управляться надзорной службой, так как это функция федерального агентства. WWF последовательно выступает за создание такого агентства по особо охраняемым природным территориям. 

     Заключение

     Создание в России заповедников является выдающимся достижением охраны природы мирового уровня. 16 территорий России отнесены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия (в том числе девственные леса Коми, озеро Байкал, башкирский Урал, Убсунурская котловина, дельта Лены, Куршская коса, плато Путорана, Валдайская возвышенность).

     Заповедники и национальные парки занимают около 2% территории нашей страны. Много это или мало?  Точно определить потребность в охраняемых природных территориях для такого крупного региона мира, как Россия, невозможно. Надо исходить не из какой-то заданной цифры, а из необходимости охраны того или иного объекта, который можно сохранить только в заповедниках.

     Моделируя заповедник будущего, нельзя упускать из виду одну из его главных функций – природоохранную. Чтобы надёжно охранять всё, что заповедано, нужны обученная стража, наделённая соответствующими правами и как следует экипированная, юридические нормы, гарантирующие неотвратимость наказания за грубые нарушения заповедного режима, особенно со стороны организаций и хозяйств.

     «Победу в борьбе за экологическое  равновесие одержат не отдельные  особо охраняемые территории, а их глубоко продуманная функциональная система. В каждой ландшафтной зоне и подзоне, в каждой физико-географической стране и провинции Российской Федерации необходимо иметь комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих государственных заповедников, национальных и местных природных парков, различных заказников и памятников природы. Именно они призваны укрепить каркас регионального и общего экологического баланса. Основы такой системы сейчас создаются, но их надо постоянно уточнять и совершенствовать. В этих вопросах недопустим догматический подход, нетерпима ведомственная и местническая психология. Только все вместе, общими силами, к единой цели – вот формула успеха…» (В.В.Дежкин)

     Состояние охраны окружающей среды в РФ относится к наиболее острым стратегическим проблемам жизнеобеспечения населения. Актуальные задачи охраны окружающей среды России:

в области  исполнительной власти – повышение  эффективности государственного управления в сфере природопользования и  охраны окружающей среды (в т.ч. путём  отделения управления природопользованием от контроля за использованием природных ресурсов, усиления влияния государственной природной экспертизы и контроля, совершенствования системы государственного экологического мониторинга); присоединение ко всем существующим природоохранным конвенциям и соглашениям, касающимся России; экологизация системы налогообложения и использование получаемой при этом природной ренты в интересах всего общества (в т.ч. для увеличения уровня финансирования мероприятий по охране природы до 4-5% расходной части федерального бюджета);

Информация о работе История заповедного дела в РОссии