Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:57, реферат
15 июля 1015 года в Берестово умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмнуюваряжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.
15 июля 1015 года в Берестово умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмнуюваряжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.
В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей:
Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?»[45], — на что Ярослав дал свое согласие:
В 1019 году[46] Ярослав женился[47] на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингегерде, за которую прежде сватался
конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии
женившийся на её младшей сестре Астрид.
Ингигерду на Руси крестят созвучным именем —
Ирина[источник не указан 453
В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.
В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский княз
В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.
В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).
В 1028 году норвежский король Олаф Харальдсон, впоследствии канонизированный в Норвегии как Олаф Святой, был вынужден бежать в Новгород к Ярославу Мудрому. Бежал он туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа — Ингегерданастояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения Олафа Святого в Норвегию в 1030 году, где тот в этом же году и погиб во время битвы за норвежский престол.
В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил
поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав
победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля
Мешко II в Польской земле поднялось восстание,
народ убивал епископов, попов и бояр
В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским
сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав,
и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо
притязаний на киевское княжение, заточил
своего последнего брата, самого младшего
из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу (поруб). Только
после этих событий Ярослав решается переехать
со двором из Новгорода в Киев. Основал
Юрьев (ныне Тарту), который в 1061 году был отвоёван эстами, Ярославль, Юр
Титмар Мерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».
При Ярославе возникли первые
русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде иКиево-Печерский
монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого
Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского
феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитомИлариона, впервые без участия константинопольского
патриарха. Иларион стал первым русским
митрополитом. Развернулась интенсивная
работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древн
Известно, что для поддержания
мира на северных границах Ярослав
ежегодно отправлял варягам по 300
гривен серебра. Причём плата эта
была слишком малой, скорее символической,
но она обеспечивала мир с варягами
и защиту северных земель. Ярослав
первым издал закон о
М. Д. Приселков трактует один
из переводов[69], что титул Ярослава — император. Митрополит Иларион называл
его «каганом»[70][неавторитетный
Саркофаг Ярослава Мудрого до настоящего времени вскрывался три раза: в 1936, в 1939 и в 1964 годах. В 2009 году саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе снова был вскрыт и останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет одного времени с Киевской Русью, а второй на 1000 лет древнее, то есть времён скифских поселений. Женские останки киевского времени, по утверждению ученых-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжелым физическим трудом, — явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных 3 скелетов написал ещё академик Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943. Икона была обнаружена в Свято-Троицком храме (Бруклин, Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.[65][66]
Этот древнейший кодекс является сборником русского феодального права. Содержание его дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о правовом положении населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, наследовании и договорах. "Русская Правда", как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. Первоначально право владения землей предоставлялось вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. Владение феодалов стали называться вотчинами. И "Русская Правда", как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. "Русская Правда" охране феодальной собственности на землю уделяла большое внимание.
Процессуальное право
Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.
Стадии процесса по Русской правде
Судебные доказательства
В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств: