История Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

В палеолите Земля была скована ледниками, и уровень воды был на 100 м ниже современного. Япония ещё не представляла собой архипелаг, а соединялась суходольными перешейками с материком. Внутреннее Японское море было просторной долиной. Ледники не достигали Восточной Азии, но их влияние ощущалось на климате. Япония входила в азиатскую степную экозону, богатую различными травами. Здесь водились мамонты, слоны Науманна, большерогие олени и другие животные, которые прибывали сюда из Сибири[1].

Содержание

Периодизация
2 Доисторическая и древняя Япония
2.1 Япония на заре истории
2.1.1 Первые японцы
2.1.2 Период Дзёмон
2.1.3 Период Яёй
2.2 Формирование японского государства
2.2.1 Япония в китайских хрониках
2.3 Хозяйство и общество
2.3.1 Ямато и период Кофун
2.3.2 Внешняя политика Ямато
2.4 Становление «правового государства»
2.4.1 Принц Сётоку и период Асука
2.4.2 Реформы Тайка
2.4.3 Период Нара и «правовое государство»
2.4.4 Культура Асука и Тэмпё
2.5 Развитие «правового государства»
2.5.1 Период Хэйан и правление Фудзивара
2.5.2 Появление самураев и института инсэй
2.5.3 Культура периода Хэйан
3 Средневековая Япония
3.1 Начало самурайского правления
3.1.1 Диктатура Тайра
3.1.2 Сегунат и период Камакура
3.1.3 Культура периода Камакура
3.2 Развитие правления самураев
3.2.1 Реставрация Кэмму и война двух династий
3.2.2 Второй сёгунат и период Муромати
3.2.3 Социально-экономическое развитие
3.2.4 Культура периода Муромати
4 Япония раннего нового времени
4.1 Путь к объединению
4.1.1 Прибытие европейцев
4.1.2 Объединение Японии
4.1.3 Культура Момояма
4.2 «Мирное государство» периода Эдо
4.2.1 Третий сёгунат и политика «изоляции»
4.2.2 Социально-экономическое развитие
4.2.3 Времена реформ
4.2.4 Культура периода Эдо
5 Новая Япония
5.1 Формирование Японской Империи
5.1.1 Падение сёгуната
5.1.2 Реставрация Мэйдзи
5.1.3 Японская империя
5.1.4 Послеоккупационный период — наше время
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки

Работа содержит 1 файл

История японии.doc

— 1.70 Мб (Скачать)

Хозяйство и общество

Китайцы упоминали, что в I—II веке н. э. японцы выращивали рис, просо, коноплю. Производят холсты и шелка. Добывают жемчуг и ляпис-лазурь (или сапфиры, на китайском одинаково 青玉), в горах добывают киноварь.

Зимы  тёплые, по мнению китайцев, пригодны для  выращивания овощей. Из оружия японцы предпочитают копья, стрелы с костяными наконечниками, используют щиты.

У мужчин татуировки на теле и лице, по ним определяют социальный статус[источник не указан 569 дней].

Обносят частоколом города и дома. В домах  имеются отдельные комнаты для  мужчин и женщин, старших и младших, и общая комната для всей семьи. Посуда есть, но нет столовых приборов. Довольно много употребляют алкоголя. Обувью не пользуются. В знак уважения садятся на корточки. Много долгожителей, некоторые живут свыше 100 лет. Женщин много, богачи берут по 4-5 жён, у многих по 2-3. Жёны воздержанного поведения и не ревнивы. Одежда мужчин делается из горизонтальных полос ткани. Женщины обматывают голову собственными волосами, киноварь используют как косметику. Воровство редко, поэтому мало судебных тяжб. Преступника продают в рабство вместе с семьёй, за значительные преступления уничтожают всю семью. Покойника не хоронят 10 дней, оплакивают его, постятся. Гадают, бросая кости в огонь. Перед плаваньем по морю один из команды корабля также постится, не моется, не расчёсывает голову, не общается с женщинами. Если плаванье оказывается неудачным, то этого человека казнят, потому что, якобы, он плохо соблюдал пост.[источник не указан 569 дней]

Ямато и период Кофун

В IV веке письменные уведомления о  Японии исчезают. Китай погрузился в междоусобицы, повлекшие ослабление его международного авторитета. Одновременно на Корейском полуострове возникли три государства — Когурё, Силла и Пэкче, которые начали борьбу за объединение Кореи. На этом фоне в Японии также усилились объединительные тенденции. Их выразителем стало государство Ямато, расположенное в одноименном регионе современной префектуры Нара. Письменные свидетельства о начальной истории этого государства отсутствуют, однако археологи связывают его усиление с распространением культуры курганов-кофунов в центральной Японии.

Курган Дайсэн 
(г. Сакаи, преф. Осака)

Железный доспех 
(пос. Эйхэйдзи, 
преф. Фукуи)

Курган Госикидзука 
(г. Кобэ, преф. Хёго)

Фрески в кургане 
Такамацудзука 
(с. Асука, преф. Нара)


Обычай хоронить состоятельных  лиц в земляных курганах возник на Японском архипелаге в III веке и сохранялся до середины VI века. Этот временной промежуток называют периодом Кофун, а культуру этого периода — «культурой Кофун». Японские курганы имели различные формы, однако самая распространенная из них напоминала с воздуха замочную скважину. Наибольшее количество подобных могил находилось в Ямато и Кавати, на территории современных префектур Нара и Осака, что говорит о возможном союзе знати этих двух регионов. Самой южной точкой распространения культуры курганов считается префектура Кагосима, а самой северной — префектура Иватэ. Большинство историков и археологов ассоциируют распространение этой культуры с постепенным овладеванием государством Ямато землями Японского архипелага.

Предполагают, что Ямато была федерацией. Её возглавлял вождь окими, председатель яматосских родов, который сосредоточивал в своих руках всю религиозную и военную власть в государстве. Ему повиновалась региональная знать, которая объединялась в крупные роды удзи. Согласно статусу рода, вождь придавал его главам титулы кабанэ, которые определяли место рода в правительственной иерархии. Эта система государственной организации называлась родово-титулярной.

Внешняя политика Ямато

Ямато было активным членом восточноазиатского международного сообщества и часто вмешивалось в дела Корейского полуострова на стороне южнокорейского государства Пэкче. В IV веке Ямато помогало последнему сдерживать натиск северокорейского государства Когурё, за что получило южные земли Мимана́. Об этом напоминает текст стелы, которая была возведена в память о правителе Когурё по имени Квангэтхо. В V веке вожди Ямато пытались закрепить военные успехи на полуострове дипломатически, обращаясь за помощью к Китаю. Так, в документации южной китайской династии Сун упоминаются «пять японских ванов», которые в течение 413—478 лет отсылали к китайскому императору 10 посольств и просили признать их правителями юга Кореи. Хотя Ямато принимало верховенство Китая, оно заручилось его военно-политической поддержкой для противостояния натиску Когурё. В VI веке Пэкче и Ямато совместно сопротивлялись агрессии другого корейского государства — Силла. Однако война с ней была безуспешной и закончилась аннексией Миманы силланцами в 562 году.

Благодаря тому, что яматосский двор проводил активную внешнюю политику, в Японию было импортировано немало достижений материковой цивилизации. Китайские и корейские эмигранты поселялись на Японских островах и распространяли новые знания — способы изготовления прочной керамики, ювелирную обработку металлов, инженерное дело, медицину и иероглифическую письменность[9].

В VI веке, при содействии вана (правителя) Пэкче, яматосскому двору были переданы буддистские образы и сутры. Так в Японию попал буддизм. Однако вокруг новой веры возникли споры знати, которые переросли в религиозную войну. Мощный род Сога требовал принятия государством буддизма вроде соседних государств, а старинный род Мононобэ защищал традиционные верования. Заручившись поддержкой эмигрантских родов, Сога разбили Мононобэ в 587 году и установили свою диктатуру в стране.

Становление «правового государства»

Принц Сётоку и период Асука

В конце VI века японское правительство  возглавил член императорской семьи  Японии, принц Умаядо, более известный как легендарный принц Сётоку. В 593 году он был назначен регентом императрицы Суйко. С начала правления принца исчисляют период Асука (538—710), названный в честь политического и культурного центра страны в районе села Асука современной префектуры Нара.

Принц Сётоку взял курс на превращение аристократической  федерации Ямато в централизованное государство континентального образца. В 600 году он отправил китайской династии Суй первое посольство, стремясь перенять опыт государственного строительства. Тремя годами позже принц основал в Японии систему 12 рангов, с помощью которой пытался создать чиновничью бюрократию континентального типа, связанную напрямую с престолом. Следующим шагом Сётоку было издание в 604 году «Конституции 17 статей», морально-этического кодекса чиновников, в котором идеалом страны провозглашалась централизованная монархия.

Зала и пагода храма Хорю-дзи 
(пос. Икаруга, преф. Нара)

Зала и пагода храма Ситэнно-дзи 
(р-н Тэннодзи, г. Осака)

Император Ян 
династии Суй 
(Янь Либэнь, VII век)


Принц также стремился укрепить международный статус Японии путём  достижения равноправных отношений  с Китаем. В 607 году он отправил второе посольство к династии Суй. Посол Оно-но Имоко привез китайскому императору письмо, начинавшееся с фразы "Сын Неба [страны], где солнце всходит, пишет Сыну Неба [страны], где солнце заходит. Как ваши дела? .. ". В документе оба монарха определялись как равные, что сильно разозлило китайскую сторону. Последняя традиционно выстраивала отношения с другими странами на основе превосходства Китая и считала использование японским правителем китайского титула «Сын Неба» возмутительным. Только потребность союзников в войне с корейским государством Когурё заставило китайцев принять японскую делегацию. В 608 году Сётоку отправило очередную делегацию в Суй, но несмотря на прошлогодний инцидент использовал для имени своего правителя новый нейтральный титул «Небесный монарх». В китайской столице его восприняли с удовольствием, как признание японцами своей вины и китайского верховенства, однако японская сторона расценила реакцию китайцев как признание равноправия между обладателями их стран. Впоследствии этот титул превратился в часть имени японских монархов, которая переводится сегодня как «Император Японии».

Во  времена правления принца Сётоку статус государственной религии приобрел буддизм. В 593 году был построен большой монастырь Ситэнно-дзи, а в 607 году — монастырь Хорю-дзи. Вместе с тем, принц заботился о традиционных верованиях и проводил политику сосуществования религий.

Реформы Тайка

В 618 году ослабленную Суй сменила  новая китайская династия Тан, которая в середине VII века вторглась на Корейский полуостров. Это послужило сигналом Японии укрепить свой государственный аппарат и армию. Однако проведению реформ мешал аристократический род Сога, который после смерти принца Сётоку установил в стране диктатуру. Сога-но Эмиси, сын первого диктатора, был презираем Императором и знатью, а его первенец, Сога-но Ирука, уничтожил преемника покойного принца. В результате в Японии сформировалась тайная оппозиция, которая стремилась свергнуть диктатуру и воплотить в жизнь идеал централизованной монархии. Её возглавили наследник престола принц Нака-но Оэ и его подопечный Накатоми-но Каматари. 10 июля 645 года в Императорском дворце на приеме корейских послов они зарубили диктатора-сына Ируку и заставили диктатора-отца совершить самоубийство.

В связи с этими событиями на трон взошел император Котоку, который стал символом новой эпохи. 17 июля 645 года, по китайской традиции, он впервые утвердил японский девиз правления «Тайка» (Великие преобразования), а 22 января 646 года объявил указ о реформе, давший начало так называемым «Реформам Тайка». Целью нового курса было создание централизованной монархии континентального типа во главе с императором. Одним из первых шагов на пути реализации этой цели стало огосударствление всей земли и населения страны.

Могила Соги-но Умако 
(пос. Асука, преф. Нара)

Корона Императоров 
(1840)


Между тем на Корейском полуострове  произошли значительные изменения. В 660 году корейское государство  Силла в коалиции с китайской  династией Тан уничтожили Пэкче, государство-союзника Японии. Попытка  Пэкче освободить страну с помощью  японских войск в 663 году провалилась. В 668 году, ликвидировав северное Когурё, Силла окончательно объединила Корейский полуостров. Беженцы из бывших корейских государств были приняты японским двором, который расселил их в центральных и восточных регионах страны. События в Корее ошеломили японского императора Тэндзи, который, опасаясь китайско-корейского вторжения, ввёл всеобщую воинскую повинность на основе системы «подворных реестров», укрепил западные области замками, а на Кюсю разместил постоянных часовых и построил крепость вблизи администрации в Дадзайфу. Столица страны была перенесена в защищенный город Оцу.

В 672 году после смерти императора Тэндзи между его сыновьями вспыхнула борьба за престол. В ней победил принц Оама, принявший имя Тэмму. Конфликт повлёк распри между родовой знатью и уменьшил её влияние на столичное правительство. Пользуясь этим, император начал ускоренные реформы, направленные на централизацию управления. Впервые на китайский манер было упорядочено законодательство, составлены официальные хроники и разработана сложная система рангов и должностей для чиновников. Реформаторский курс продолжила жена правителя, которая после его смерти взошла на трон под именем императрицы Дзито. Она перенесла двор в новую столицу Фудзивара — первый город, построенный по китайским канонам. Считается[кем?], что название страны Япония — «Ниппон» — было использовано именно во времена императора Тэмму и его жены.

Период Нара и «правовое государство»

В 701 году был составлен первый монументальный японский Кодекс законов Тайхо. Государственная система управления, которая базировалась на нём, называлась «правовым государством». Хотя эти законы были написаны по китайскому образцу, они имели немало японских оригинальных положений. Вместе с реформой законодательства японцы переняли китайскую монетарную систему и в 708 году начали выпускать собственную валюту.

В 710 году новой столицей Японии стал город Хэйдзё, в районе современной Нары. 80-летнюю эпоху, в течение которого он выполнял функцию политического центра страны, называют периодом Нара (710—794). Образцом для строительства этого города была китайская столица Чанъань. Правительству Хэйдзё подчинялись 66 провинций, которые делились на уезды и сёла. Каждая из них имела свою администрацию, возглавляемую губернатором кокуси, которого назначали из центра. Он полагался на местных уездных чиновников и сельских голов. Провинции соединялись со столицей 7-ю путями, на которых были сооружены станции. Островом Кюсю руководило отдельное региональное правительство Дадзайфу, которое также отвечало за приём послов и морскую оборону, а север страны защищали замки Тага (англ.)русск. и Акита.

Реконструкция ворот  Судзакумон 
в Хэйдзё-кё 
(современная Нара)

Нихон сёки 
(Печать 1599)

Император Сёму 
(XIII век)


Вся земля и проживающее на ней  население провозглашалось государственной собственностью. Согласно «Закону о выдаче земельных наделов» мужчины и женщины старше 6 лет получали от государства земельные наделы на одно поколение, за которые должны были платить правительству налоги урожаем, местными товарами и тканью, а также выполнять двухмесячные трудовые повинности раз в год. Кроме этого, взрослые мужчины были обязаны проходить воинскую службу. Население делилось на свободный «добрый люд» (рёмин) и зависимый «подлый люд» (сэммин). В последний входила малочисленная группа рабов. Столичное население составляло 100 тысяч человек, из которых 10 тысяч были чиновниками. Те из них, которые занимали высокие ранги и были придворными императора, назывались аристократами кугэ.

Информация о работе История Японии