История возникновения Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:12, реферат

Описание работы

Санкт-Петербург – город-символ европейской России, вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Само название города, в отличие от однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт – с латинского «святой»; Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) – по-немецки «город». Так, в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя-основателя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии. В названии нового российского города и его символике акцентирована связь с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб Петербурга с двумя пересекающими якорями удивительно схож с гербом Ватикана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Исторические предпосылки строительства Санкт-Петербурга………….....4
1.1 Экономическое развитие, территориальный рост России и военные реформы Петра в XVII веке……………………………………………………...4
1.2 Краткая история территориальной принадлежности невских земель..8
1.3 Борьба за выход к Балтийскому морю…………………………………10
2. Строительство Санкт-Петербурга……………………………………………12
2.1 Петропавловская крепость………………..……………………………12
2.2 «Колыбель» Санкт-Петербурга. Петроградская сторона…………….16
2.3 Васильевский остров……………………………………………………19
2.4 Адмиралтейство…………………………………………………………23
2.5 Летний сад и Летний дворец Петра I…………………………………..26
2.6 Александро-Невский монастырь………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32

Литература……………………………………….………………………………34

Работа содержит 1 файл

История возникновения СПб.docx

— 800.21 Кб (Скачать)
">     Меншиковский дворец превзошел по размерам, красоте, четкости линий и парадности оформления Летнюю резиденцию Петра I. Но великий царь ничуть не огорчился: нередко он проводил в апартаментах своего друга и помощника важные встречи, принимал послов и устраивал ассамблеи.

     Князь А. Д. Меншиков приказал прорубить просеку  от своего Дворца на запад, к Балтийскому  морю. Эту просеку назвали Большой першпективой, а позже - Большим проспектом. Основу этого района составляют Большой, Малый и Средний  проспекты, которые перекрещиваются с линиями-улицами, имеющими в качестве названий номера. Вплоть до 70-х годов 18 века вдоль ряда линий располагались каналы. А когда они обмелели, их засыпали. Под словом «линия» подразумевается не улица, а сторона канала.

     Первые  жилые дома и храмы появились  рядом с Большим проспектом. Большинство  из них сохранились до нашего времени, лишь слегка изменившись. Напуганные наводнениями и отдаленностью диких тогда  и болотистых мест люди неохотно селились в те времена на Васильевском острове. Несколько раз царь высочайшими  приказами насильно возвращал сюда людей под страхом каторги  и конфискации имущества.  
 Отсюда и заметная неравномерность застройки острова. Только в 1727 году благодаря наплавному Исаакиевкому мосту наладилась более-менее устойчивая связь с островом. После перевода Морского порта на восточную оконечность формируется всемирно известный ансамбль
стрелки. Именно эта часть острова наиболее соответствует первоначальному замыслу Петра превратить остров в центр города.

       С 1719 года начала работать первая  в Петербурге общественная библиотека с богатой коллекцией книг. Читатели могли брать на дом книги, изданные по всей России и за рубежом. В 1719 году открыта Кунсткамера – один из самых примечательных музеев Санкт-Петербурга, музей диковинок и раритетов со всего света. Собранная в Кунсткамере коллекция привлекает тысячи посетителей, а часть экспонатов регулярно гастролирует по России. Для библиотеки и Кунсткамеры было построено специальное здание, его боковые корпуса отведены под анатомический театр, музей, кабинет редкостей и обсерваторию.

     После перевода в 1730-х годах торгового  порта с Троицкой площади на Васильевский остров, тут появилось деревянное здание фондовой Биржи.

       В 1738 году на острове было  закончено строительство здания двенадцати коллегий; здесь возведен Гостиный двор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Адмиралтейство

     Адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге. Здание Адмиралтейства – шедевр русского классицизма.

     Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту  она была заложена 5 ноября 1704 года. Место выбрано не случайно. Ранее  здесь находилось село Гавгуево, то есть территория была уже в какой-то мере освоена. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей. Кроме того, место это было на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы накрыть Адмиралтейство огнём, если его захватит враг.

     В 1704 и 1705 годах шведские войска достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу, было решено придать Адмиралтейству функции крепости. Крепостные укрепления возвели за месяц. 1 октября над  башней с въездными воротами установили шпиль. Первое здание Адмиралтейства было оформлено к 15 ноября 1705 года.

     Здесь начали строить корабли для Балтийского  флота. Изначально их строили на Олонецкой верфи8. Однако оказалось достаточно сложным перегонять корабли через Ладожское озеро, через Ивановские пороги на Неве. Поэтому и понадобилась новая верфь в непосредственной близости от моря.

     Строилось Адмиралтейство в виде буквы "П". Вокруг стен вырыли наполненные водой  рвы, насыпали земляные валы, организовали обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения (гласис). Кроме того, гласис предохранял Адмиралтейство от часто  случающихся в Морской слободе  пожаров. На месте луга со временем появился Александровский сад, площади Декабристов, Исаакиевская, Дворцовая. Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение. Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе построили эллинги для строительства парусных кораблей. На стройке трудились около пяти тысяч человек. Работали они с 5 утра до 9 вечера.

     Адмиралтейство  стало центром Морской слободы. Рабочие и служащие селились рядом, между местом своей работы и рекой  Мойкой. Центром этой слободы стали Большая и Малая Морские улицы. Адмиралтейство стало крупным производственным предприятием. Здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года сошел на воду первый прам9, построенный голландским корабельным мастером Выбе Геренсом, 19 мая спустили на воду яхту “Екатерина”, а 23 мая - яхту “Любовь” и второй прам. Опыт, полученный при строительстве небольших кораблей, позволил уже в 1709 году заложить в Санкт-Петербургском Адмиралтействе первый 54-пушечный линейный корабль “Полтава”. Построенный под руководством Петра Михайлова (Петр I) и Федора Скляева, он 15 июня 1712 года вошел в состав Балтийского флота. До января 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.

     В 1711 году Пётр I приказал перестроить  южную часть здания в камень. Именно тогда здесь появилась первая мазанковая башня, на которые были установлены  часы.

     В 1718 году в башне над главным  входом располагался высший орган управления российским флотом - Адмиралтейств-коллегия. В 1719 году Адмиралтейство перестраивалось  по проекту голландского мастера Ха́рмана ван Бо́лоса. Было построено новое каменное здание. Над въездными воротами установили каменную башню и шпиль с яблоком и корабликом. В последствие, здание перестраивалось ещё два раза, но идея ван Болоса была сохранена, так как шпиль с корабликом стал очень популярен в городе. Кораблик стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вокруг него со временем возникло много легенд и мифов10.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5 Летний сад и Летний дворец Петра I.

     Спустя  всего год после основания  Петербурга, в мае 1704 года, по указанию Петра I началось создание Летнего сада. Отведенная для него территория представляла собой заболоченную местность, покрытую ельником. Для осушения ее были прорыты каналы от истока речки Мьи (Мойки) до Безымянного Ерика (Фонтанки), а затем - Лебяжий. Так возник своеобразный остров, окруженный Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьим каналом.

     В основу разбивки Летнего сада был положен принцип так называемой «регулярной» планировки. Аллеи располагались симметрично, расходились лучами или пересекались, образуя квадратные площадки. Деревья и кусты подстригались в виде геометрических фигур — шаров, пирамид, кубов. Из зелени создавались затейливые беседки, трельяжи, галереи, лабиринты. Внутри квадратных площадок овалами, кругами и квадратами сверкали озерца. Благодаря этому весь сад просвечивался солнцем, а деревья не мешали видеть небо цветам и травам.

     Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три этапа.

     1 этап. В 1705-1706 гг. основные работы проводились зодчим Иваном Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны11.

     2 этап. Активно развернувшиеся работы по созданию регулярного сада требовали определенного  направления.  Нужен  был  план.  Таким,  очевидно,  одним  из первых, явился план-чертеж, приписываемый  Петру  и  условно  относящийся  к  1714-1716  годам.  На  этом  плане четко указаны границы   первоначальной планировки, показаны основные продольные, поперечные и лучевые аллеи и другие элементы.

       Следующим изображением (чертежом) сада, вероятно, был  план  голландского мастера-садовника Яна  Роозена. Он относится к 1716 году, основы его составил чертеж Петра.  На  этом  плане показаны многие  черты  «царского  огорода»,  отсутствующие на  первом. Очевидно, в него вошли некоторые  декоративные  атрибуты  регулярного  сада, разработанные Леблоном, приехавшим в Петербург,  как известно,  в том же году.

     В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках  Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся  до настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял  собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной местности. В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.

     3 этап. Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили в 1716-1725 гг. Архитекторами Ж.Б. Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его строительства. Ж.Б. Леблон считался ранее автором окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в 1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был построен дворец Екатерины.

     В последние годы жизни Петра его летняя резиденция на невских берегах - это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

     Летний  сад делился небольшим каналом почти пополам на две части  -парадную и хозяйственную. В парадной части, примыкавшей к Неве и носившей название 1-го Летнего сада, находились три дубовые галереи. Во время ассамблей и торжеств в боковых галереях накрывали столы для гостей, а самая большая средняя галерея предназначалась для танцев12. Ее украшала мраморная колоннада с балюстрадой, потолок которой был обит холстом, а пол выложен черными и белыми мраморными плитками. Здесь стояла античная скульптура Венеры, приобретенная в Риме. В этой части сада были партеры с яркими цветами, фигурные клумбы, прямоугольные цветники. Цветы для посадки выращивали в оранжерее. Южные декоративные растения выставляли на аллеях в кадках.

     В южной части участка, названной 2-м Летним садом, находилась каменная оранжерея, скульптурная мастерская, теплицы, амбар и другие хозяйственные постройки, пруд, где разводили карпов. Здесь росли фруктовые деревья. Грядки были засажены «поварскими травами».

     Летний  дворец в саду — первый дворец Петра I в Петербурге. Вначале это был деревянный летний дом. Нынешний каменный дворец был построен в 1712 году по проекту архитектора Д. Трезини. Здание отличают простота и строгость форм, четкость планировки, скромность декоративного оформления. Выполненные по мотивам античной мифологии, барельефы на его фасадах в аллегорической форме прославляют победы России над Швецией. Во внутреннем убранстве помещений широко использованы живопись, лепка, облицовка изразцами, декоративные росписи. Стены обиты дорогими тканями. У Летнего дворца находился так называемый «гаванец» — соединявший искусственный водоем с Фонтанкой. Это давало возможность подходить на лодках к самому дворцу.

     Построенный на берегу Лебяжьего канала 2-й Летний дворец имел террасу со спусками к реке. Его фасады были обращены к Неве и Большому лугу (ныне Марсово поле). Впоследствии к зданию со стороны сада пристроили картинную галерею. Рядом с дворцом на берегу Невы в 1725 году была построена «Зала для славных торжествований», богато оформленная на темы побед русских войск. Дворец и «Зала» возводились на участке берега Невы, образованного с помощью его подсыпки.

     Рядом с Летним садом был Большой  луг (теперь Марсово поле), на котором  проводились смотры войск, устраивались праздничные угощения в честь  знаменательных событий. В этот зеленый  ансамбль входили также нынешний участок Инженерного замка и  Михайловский сад.

     После смерти Петра I Летний сад постепенно терял значение парадной царской  резиденции и утрачивал свой первоначальный вид. Анна Иоанновна превратила Летний сад в звериный загон. Здесь устраивались травля медведей и охота на кабанов, которые носились среди мраморных статуй и фонтанов, губили деревья, цветники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.6 Александро-Невский монастырь.

     Чтобы придать новой российской столице  особую значимость, Петр I задумал увековечить  здесь имя Александра Невского - выдающегося русского полководца и  государственного деятеля, которого любили и чтили по всей России. С его  именем решили связать создание нового монастыря на берегу Невы, ведь недалеко отсюда в 1240 году произошла историческая Невская битва, в которой новгородцы, возглавляемые князем Александром, одержали победу. Именно после этого  сражения Александра стали называть Невским.

     Первое  упоминание о новом монастыре  относится к 1710 году, когда царь выбрал для него место. Строительные работы начались в феврале 1712 года, а уже  через год на берегу небольшой  Черной речки появилось первое здание - деревянная церковь "во имя Благовещенья". Именно от этой даты ведется официальная  летопись Александро-Невской лавры. К 1714 году построили монашеские кельи, еще через несколько лет появился каменный монастырский городок. Автором  композиционного плана Александро-Невского монастыря стал Д. Трезини, именно его проект на многие десятилетия определили принципы построения монастырского ансамбля.

     Монастыри на Руси традиционно старались укрепить, обезопасить от внезапных военных  вторжений, но, по замыслу Петра, новый  монастырь должен был выглядеть  по-другому: здесь не было могучих  стен, которые превращали обитель  в крепость, его фасад выходил  к Неве и был украшен балюстрадой  с вазами и цветником. Все это  делало монастырский комплекс более  светлым и парадным.

Информация о работе История возникновения Санкт-Петербурга