История таможенного дела и таможенной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:27, реферат

Описание работы

История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Даже в сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения в лучшую сторону.

Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела – совершенствования управления таможенной охраной.

Содержание

Введение

1. Структура управления таможенных органов XIX века

2. Нормы таможенного законодательства

3. Таможенно-тарифная и торговая политика

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

история таможенного дела.docx

— 32.91 Кб (Скачать)
 

Реферат по дисциплине

«История таможенного  дела и таможенной политики»

«Система таможенных органов России в XIX веке»

Введение 

1. Структура управления  таможенных органов XIX века

2. Нормы таможенного  законодательства

3. Таможенно-тарифная  и торговая политика

Заключение

Список используемых источников

Введение 

История таможенного  дела в России насчитывает много  веков, поэтому к XIX веку система  таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Даже в  сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения  в лучшую сторону.

Расширение территории Российской Империи, активизация внешней  торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации  таможенного дела – совершенствования  управления таможенной охраной.

Надо отдать должное  политическим деятелям того времени. Некоторые  из них, в частности, Бибиков, Языков и другие, проводили успешную таможенную политику, используя протекционистские  методы.

В XIX в. в таможенном ведомстве России было также много  недочетов, которые постепенно устранялись  путем проб и ошибок. Поэтому было бы необъективно винить руководителей  таможенных органов, не проявивших себя в качестве опытных управляющих.

Тем более, если учитывать, что к тому времени у России не было столько опыта в проведении грамотной таможенной политики для  стабильного ее осуществления, в  отличие от некоторых развитых стран  Европы – Германии, Англии, Франции. Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике.

К тому же в начале XIX в. на международной арене сложилась  сложная политическая ситуация. Множество  европейских стран были вовлечены  в конфликты между Англией  и Францией, в том числе и  Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.

Таким образом, все  это не могло не сказаться на курсе  проводимой таможенной политики XIX в.

 

1. Структура управления  таможенных органов XIX века 

В 1800 г. восстанавливается  компетенция Коммерц-коллегии, которая  была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения  об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.

8 сентября 1802 г. был  принят высочайший манифест об  учреждении министерств, по которому  таможенные учреждения остались  в составе Министерства коммерции. 

25 июня 1811 г. подписан  манифест об учреждении Министерства  финансов, куда входил Департамент  внешней торговли. Его директором  был назначен Михаил Алексеевич  Обресков. Департамент состоял из  двух отделений: внешних сношений  и таможенного. На таможенное  отделение возлагался широкий  круг обязанностей, включавший «сведения  о состоянии таможенных округов,  таможен и застав по всему  государству; срочные ведомости  об отходящих и приходящих  кораблях; наблюдение за исправностью  и верностью пошлинных сборов, и т.д."

Таможенное отделение  имело три стола: первый счетный  – по производству дел в таможнях по европейской границе и на морях  – Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй – по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому  морю; третий – по делам об определении  и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и их производстве; об определении  и увольнении маклеров; о таможенных зданиях.

25 октября 1811 г.  в помещении Департамента внешней  торговли состоялось совещание,  устанавливающее новый порядок  организации управления таможнями.  В нем участвовали министр  финансов В.Г. Гурьев, директор  департамента генерал-лейтенант  М.А. Обресков и начальники  отделений надворный советник  Урусов, коллежский советник Доброславский,  статский советник Левада. В заключение  министр финансов рекомендовал  всем поступать при исполнении  обязанностей по долгу присяги. 

19 декабря 1821 г.  директором департамента был  назначен Дмитрий Гаврилович  Бибиков. На посту он находился  до 1835 г. В то время во главе  Министерства финансов находился  Е.Ф. Канкрин. Правительство России  активно проводило политику протекционизма, нацеленную на проведение промышленного  переворота.

Это требовало огромных усилий, а у России не было свободных  капиталов и опыта таких мероприятий. Но вскоре страна покрылась сетью  фабрик и заводов. Рос внешнеторговый оборот страны, ее доходы, вывоз хлеба  увеличился в три раза.

Значительный вклад  в промышленный переворот внесло таможенное ведомство под руководством Д.Г. Бибикова. Он сумел увеличить  таможенные доходы на 250 %, активно сотрудничая  с министром финансов Канкрином. Благодаря его стараниям активно  работала комиссия по совершенствованию  законопроектов, обеспечивающая увеличение торговых оборотов. Предпринимались  меры по борьбе с контрабандой. При  руководстве Бибикова сложилась  система борьбы с незаконным перемещением товаров через границу, таможенно-пограничная  стража превратилась в пограничную  стражу, формируемую по армейскому образцу.

Создавались таможенные органы на Северном Кавказе. Вышел ряд  законов, в соответствие с которыми строилась таможенная политика с  сопредельными государствами.

1835-1850 гг., когда директором  Департамента внешней торговли  был назначен Дмитрий Семенович  Языков, явились для России периодом  подъема промышленности и активизации  внешнеэкономической деятельности. На фоне успешного промышленного  развития проводилась протекционистская  таможенная политика, обеспечивающая  рост таможенных доходов. 

Но к началу 50-х  гг. общественное мнение переориентировалось  в сторону фритредерства (свободной  торговли). В это время руководителем  Департамента был уже назначен Михаил Васильевич Пашков. Защитные таможенные меры постепенно ослабевали, что отрицательно сказывалось на национальной экономике. Годы руководства Пашкова отличаются усиленным фритредерскими тенденциями, принятием низких таможенных ставок на ввозимые товары, что привело  к закрытию многих промышленных предприятий  и захвату русского рынка иностранцами. Однако в связи с увеличением  ввоза иностранных товаров Россия добилась роста таможенных доходов, что было крайне необходимо в условиях Крымской войны. Но после войны ситуация не изменилась к лучшему – при  низких пошлинных ставках росла  инфляция.

Поражение России в  Крымской войне подтвердило, что  главной опасностью для страны является экономическая и военно-техническая  отсталость. В России наступил экономический, финансовый, социальный кризис, а также  кризис таможенной системы.

В то время распространение  фритредерских тенденций было прочно связано с именем Л.В. Тенгеборского, председателя Российского таможенного  комитета. Он добился введения свободной  торговли, будучи в этой должности.

Начались пореформенные  годы, и на базе Департамента внешней  торговли в 1864 г. был создан Департамент  таможенных сборов. На изменение названия повлияло несколько причин. В частности, поднялся престиж таможенного ведомства  как ведущего органа пополнения доходов  в государстве. Главой ведомства  был назначен князь Дмитрий Александрович  Оболенский. Пореформенное время  характеризуется экономическим  подъемом, с которым связано имя  министра финансов М.Х. Рейтерна, предложившего  план оздоровления экономики и финансов. Он не был против введения протекционистских  мер, но и придерживался фритредерства. Это повлияло на новый таможенный тариф 1868 г., направленный на подъем экономики.

В 1870 г. усилилась  зависимость России от иностранных, в т.ч. и немецких промышленников. Это было поводом для введения защитных мер. И с 1877 г. ввели оплату таможенного сбора золотыми пошлинами. Руководителем Департамента был  уже Николай Александрович Качалов.

Сложилась новая  структура таможенного ведомства, департаменту стали подчиняться  также пограничная и корчемная  стражи кроме таможен.

80-е гг. XIX века  ознаменованы важными событиями  в стране и за рубежом. Учитывая  экономическую экспансию западных  стран против России, правительство  вынуждено было ввести жесткие  таможенные ограничения на германские  товары. Тем временем немцы начинали  захват русского рынка, сбывая  на нем свою продукцию. Они  повысили в несколько раз таможенные  ставки на российскую с/х продукцию. 

В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Лев  Федорович Тухолка. К тому времени, в 1893 г., пограничная стража была выведена из подчинения Департамента в связи  с созданием отдельного Корпуса  пограничной стражи. Тогда же в  России насчитывалось 11 пограничных  округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.

В XIX в. осуществлялось дальнейшее правовое обеспечение таможенного  дела, что нашло свое отражение  в таможенных уставах и документах. Например, Таможенный устав 1819 г. устанавливал порядок охраны государственной  границы.

Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне  лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось  особое внимание. Руководящие кадры  таможенников комплектовались из числа  дворян, имеющих высшее или среднее  специальное образование. Досмотрщиками  становились лица, ранее служившие  в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.

Законодательство  предусматривало защиту таможенников от применения насилия, оскорбления  или невыполнения предписаний. В  соответствии с Уложением на нарушителей  налагался денежный штраф от 25 до 100 рублей.

Особенность в управлении таможнями состояла в предоставлении полной самостоятельности управляющему. Никакое начальство не входило в  распоряжения по таможенной части, в  то время как местные начальники и чиновники обязаны были оказывать  помощь по первому требованию таможенников. Эта автономность подчеркивала независимость  и государственность таможенных органов. С другой стороны это  порождало бюрократизм и коррупцию  среди сотрудников.

В социальном отношении  работники таможен отличались как  положением, так и оплатой. Чем  выше была занимаемая должность, тем  выше и социальное положение: в Департаменте служили представители царствующей  фамилии и их приближенные. При  подборе кадров смотрели и на национальность. Предпочтение отдавали русским.

Таможенники, имевшие  классные чины, жили гораздо лучше. Разница в доходах управляющего и досмотрщика была десятикратной. Была огромная разница и в жилищных условиях.

В общем в XIX в. сложилась  система таможенной охраны России, которая отвечала требованиям времени. На службу набирались грамотные люди, но специального учебного заведения  для подготовки кадров не было.

 

2. Нормы таможенного  законодательства 

Законодательно-правовая база таможенного ведомства также  претерпела изменения и значительно  расширилась в течение XIX в.

Элементы международного таможенного права в России в XIX веке были отражены в положении  о нейтральной торговле на 1811 г. в  портах Белого, Балтийского, Черного  и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В положении содержалась  роспись товаров.

Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быть конфискованы или уничтожены, а виновники  в их привозе переданы суду и отправлены в ссылку. Обвинению подлежал купец, выписавший запрещенный товар, или  его приказчик, причастный к этому, или уполномоченный, если указанных  лиц нет, то ответственность нес  шкипер.

Таможенные правила  были направлены против торговли с  Францией, т.к. французские товары были среди запрещенных к ввозу.

Таможенный устав 1819 г. повторил нормы таможенного  законодательства предшествующих документов.

В 1845 г. вышло уложение о наказаниях, где были собраны  все карательные меры, применяемые  к нарушителям.

Более обстоятельными были дополнения к Таможенному уставу 1857 г. Они уточняли многие позиции. В  устав был введен раздел о возврате товаров. Также увеличивалась награда  за донос о контрабанде – теперь эти лица могли получить третью часть  суммы от продажи конфискованного  товара. В уставе регулировался правами  провоз личных вещей пассажиров.

Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики