Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 01:01, контрольная работа
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Введение ………………………………………………………………..……...........3-6
1. Методы стандартизации………………………………………….………..7-8
2. Документы применяемые в области стандартизации……………………9-16
3. Органы и службы систем стандартизации РФ………………………….17-20
Заключение …………………………………………………………….................14-15
На территориальные органы Госстандарта - центры стандартизации и метрологии - возлагается ответственность за осуществление государственного метрологического надзора и контроля на территориях республик в составе РФ, в автономных округах, краях, в областях, в Москве и в Санкт-Петербурге.
Государственный метрологический контроль включает в себя лицензированные деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Государственный метрологический надзор осуществляется за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, за соблюдением метрологических правил и норм. В функции территориальных органов входит также контроль за недопущением обмера и обвеса - фактов, на основе которых была создана вся система метрологического обеспечения измерений. В законе о единстве измерений эти функции территориальных органов обозначены как надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Рассматривая функции территориальных органов Госстандарта РФ, имеет смысл рассмотреть организацию системы стандартизации в нашей стране в более широком понимании проблемы, включив в круг рассмотрения всю промышленную продукцию и сферу услуг. Для этого более подробно рассмотрим организацию службы стандартизации и ее функции на территории РФ, выходящие за рамки проблемы обеспечения единства измерений.
Важнейшими структурными элементами Государственной системы стандартизации (ГСС) являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи с распадом системы стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и с установлением государственной самостоятельности РФ. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов и нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет собой четырехуровневую систему.
I уровень - Техническое законодательство РФ.
II уровень - Государственные
стандарты и общероссийские
III уровень - Стандарты отрасли и стандарты научно-технических обществ.
IV уровень - Стандарты
предприятий и технические
Правовую основу ГСС представляют законы РФ:
«О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг».
Ряд положений, регламентирующих деятельность ГСС, изложена в «Законе об охране прав потребителей».
Следует отметить, что законодательная база ГСС РФ находится в стадии становления. Для сравнения: в США только на защиту интересов потребителей принято более 150 законов, в Японии - более 50 общенациональных законов. Существуют, например, законы о питании, о маркировке товаров, о безопасности и т. п. В Европейском Союзе техническое законодательство также очень развито.
Как уже указывалось, государственное управление системой стандартизации в РФ осуществляет Госстандарт РФ. Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой РФ). Ряд основополагающих документов по стандартизации вводят Минздрав РФ (санитарные нормы и правила), Госстрой РФ (строительные нормы и правила), Министерство образования РФ и т. д. Руководит и координирует всю эту деятельность Госстандарт РФ через свои территориальные органы (ЦСМ), метрологическая деятельность которых рассмотрена в предыдущей главе. В области общей стандартизации территориальные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением требований действующих стандартов, организуют работы по стандартизации и контролю качества продукции на подведомственной им территории.
Государственный контроль и надзор за исполнением требований государственных стандартов осуществляется территориальными органами (ЦСМ). Объектами ГКиН являются продукция, услуги, техническая документация, технологические процессы. Сущность категорий надзора и контроля одна и та же. Отличие имеет место толь ко в полномочиях субъектов, их осуществляющих. Надзор осуществляется в отношении к объектам, не находящимся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом предприятии. Те же действия в отношении к предприятиям Госстандарта являются контролем. То же самое относится к другим государственным органам, которым дано право контролировать выполнение требований стандартов, например комитеты, службы экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, охраны здоровья, горного дела, транспорта, торговли, архитектуры и строительств а и т. д.
В тех областях деятельности, где требуется соблюдение государственных стандартов, функции контроля и надзора осуществляет Госстандарт РФ. От имени Госстандарта эта работа проводится должностными лицами - государственными инспекторами по надзору за исполнением требований государственных стандартов. Государственные инспекторы осуществляют координацию работ по надзору, которым занимаются в общей сложности 20 различных министерств и ведомств. Эта координация должна обеспечивать согласование планов проверок, проведение комплексных совместных проверок, обмен информацией о результатах проверок, выпуск совместных информационных материалов. Осуществление Государственного контроля и надзора регулируется правилами ПР 50.1.003 и Рекомендациями по стандартизации Р 50.1.005, Р 50.1.006, Р 50.1.013.
Основная форма деятельности ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой проверяются основные требования стандартов. При наличии нарушений составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний о наложении штрафов. Госинспектор при этом выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание и направляет информацию о нарушениях соответствующим органам исполнительной власти, другим органам ГКиН, общественным организациям потребителей. В связи с предстоящим широким внедрением в практику сертификации продукции и услуг, т. е. подтверждения их соответствия требованиям стандартов, на органы ГКиН возлагаются функции соблюдения правил подтверждения соответствия путем составления декларации о соответствии качества продукции стандартам на нее.