Истоки
театра уходят в народное творчество
и, прежде всего, в обряды. Например,
сжигание чучела на масленицу есть
не что иное, как одно из первых театральных
представлений. Эту игровую стихию
подхватили и развили первые профессиональные
артисты - скоморохи. Первое упоминание
о скоморохах есть в старинных сказаниях
и летописях. |
|
Гражданские
власти (а особенно власти церковные)
боролись со скоморохами, но долго не
решались запретить их совсем. В
середине XVI века был проведен Стоглавый
собор. Он обсуждал многие вопросы церковной
жизни. В их числе и вопрос о скоморохах
на свадебном торжестве. Собор принял
компромиссное решение - запретил скоморохам
петь и плясать перед свадебным поездом,
но разрешил делать это на самой свадьбе.
До этого скоморохи участвовали и в поминальном
обряде.Специальным указом 1648 года царь
Алексей Михайлович выступления скоморохов
запретил. |
Особой
формой театра была народная
драма. Представления напоминали коллективную
игру, в которую каждый участник вносил
что-то свое. Некоторые из этих драм дошли
до нас в записях XIX века: "Царь Максимилиан",
"Лодка", "Комедия о барине". |
|
Еще одной
формой театральных действий был
церковный театр, представления которого
происходили по церковным праздникам. |
История
русского профессионального театра насчитывает
более трех веков. Датой рождения театра
принято считать 17 октября 1672 года. Именно
в этот день в селе Преображенском, в одном
из летних царских дворцов, был сыгран
первый спектакль в истории русского театра. |
В
середине XVII века началось бурное развитие
образования и культуры. Москва присматривалась
к обычаям западноевропейской жизни, начала
интересоваться и западной литературой.
В Посольском приказе, самом образованном
учреждении того времени, переводили вместе
с политическими известиями из западных
газет для государя и целые книги, по большей
части - руководства прикладных знаний.
Любовь к чтению несомненно росла в русском
обществе в XVII веке. |
|
Знакомство
с зарубежной культурой неоднозначно
воспринимается русским народом. В
результате чего намечаются два основных
течения общественной мысли: национально
- консервативное и западническое. К числу
"западников" XVII века можно отнести
Артамона Сергеевича Матвеева, друга царя
Алексея Михайловича и начальника Посольского
приказа. В православной Москве решился
он завести домашний театр и обучал своих
дворовых людей "комедийному искусству".
Матвеев и царя убедил выписать из-за границы
актеров. По приказу царя он нашел в Немецкой
слободе автора первой пьесы русского
театра - Иоганна Готфрида Грегори, пастора
местной лютеранской церкви. Эта пьеса
называлась "Артаксерксово действо",
по имени царя, о котором рассказывает
библейская легенда. Алексей Михайлович
остался очень доволен "потехой"
и щедро наградил ее автора. Театральные
представления становились при дворе
регулярными. Кроме сцены в селе Преображенском
была сооружена сцена в Кремле, на которой
кроме "Артаксерксова действа" играли
пьесы "Иудифь", "Темир - Аксаково
действо", "Малая прохладная комедия
об Иосифе", "Жалобная комедия об
Адаме и Еве". С таким репертуаром немецких
актеров стало не хватать, поэтому набрали
русских актеров и направили их на учебу
к Грегори. |
Хотя
театральное искусство не оказывало
на жизнь общества почти никакого
воздействия, но его опыт утвердил саму
идею театра, которая многим казалась
греховной, заложил основы драматургии,
подготовил первое поколение актеров. |
|
|
На развитие
театрального искусства повлиял
и школьный театр - представления
играли в духовных и светских школах.
Школьный театр дал русскому искусству
двух выдающихся драматургов: Димитрия
Ростовского и Симеона Полоцкого. |
После
смерти Алексея Михайловича спектакли
в царских палатах прекратились,
ибо новый царь Федор Алексеевич
не любил подобного рода зрелищ.
Спектакли вновь приобрели популярность
только к середине XVII века при императрице
Елизавете Петровне. Простые горожане
снимали помещения и ставили там пьесы.
Сейчас такие театры назвали бы самодеятельными.
Ставились в основном переработки зарубежных
пьес, так как русской драматургии почти
не существовало: "О Кире царе Перском
и о Скифской царице Тамире", "Комедия
гишпанская о Иполите и Жулии". Театральные
представления давались не только в Москве
и Петербурге, но и в провинциальных городах.
Одним из таких театров являлся Ярославский
театр под руководством Федора Григорьевича
Волкова. При организации в Петербурге
общедоступного театра Елизавета Петровна
пригласила в столицу Федора Волкова,
его братьев Гаврилу и Григория, а также
других людей, нужных для театра. В последствии
они стали первыми профессиональными
актерами. |
|
30 августа
1756 года последовал исторический
для русской сцены указ императрицы
Елизаветы Петровны, в котором
она повелевала "учредить русский
для представления трагедий и
комедий театр". Под театр был
отдан Головкинский каменный дом
на Васильевском острове. Директором театра
был назначен уже известный к тому времени
драматург и поэт Александр Петрович Сумароков.
При формировании труппы возникли сложности
с женской частью артистов и сначала женские
роли приходилось играть мужчинам, но
постепенно на сцену стали выходить и
женщины. Играл театр в основном пьесы
Сумарокова, в которых главные роли исполняли
Федор Волков и его сподвижники еще по
Ярославля - Иван Афанасьевич Дмитриевский
и Яков Данилович Шумский. Шумский играл
по преимуществу в комедиях и прославился
исполнением роли старухи Еремеевны в
комедии Фонвизина "Недоросль". С
тех пор эту женскую роль часто играют
мужчины. |
Если
Волков был первым профессиональным
актером, то Сумароков был первым
писателем, который создал в середине
XVIII века репертуар для русской сцены.
Это был период классицизма для русского
театра. |
|
Этот
стиль развивался в европейском
театре в XVII - первой половине XVIII столетия.
Стиль классицизма предполагал, что
произведение должно следовать закону
трех единств: 1) единство места - события
пьесы должны происходить в одном пространстве,
никакой перемены декораций не допускалось;
2) единство времени - примерное совпадение
(полного достичь не представлялось возможным)
продолжительности спектакля и периода,
в который разворачиваются события пьесы.
Действие не должно было выходить за пределы
суток; 3) единство действия - в пьесе должна
присутствовать одна линия, не отягощенная
побочными эпизодами. Для трагедии классицизма
характерен культ разума, долг всегда
побеждает чувство. |
Спектакли
труппы Волкова игрались также в
"Оперном доме у летнего сада". |
|
|
Позже русская
труппа играла в театре, помещавшемся
в Зимнем дворце. Рядом с этим
дворцом архитектор Д. Кваренги построил
в 1785 году Эрмитажный театр. В июне 1781 года
Эрмитажный театр был передан в распоряжение
Придворной конторы. Из частного он превратился
в императорский. |
В
XVIII веке театр в глазах общества
приобрел уважение, возникла привычка
и потребность ходить в театр
и читать пьесы. С 1786 по 1794 года выходил
журнал "Российский театр", в котором
публиковались оригинальные и переводные
пьесы. |
|
|
В
начале XIX века сложилась сеть русских
Императорских театров, которые управлялись
"Министерством двора Его Императорского
Величества". В эту сеть вошли три петербургских
театра: Александринский, Мариинский и
Михайловский, - и два московских: Большой
и Малый. В октябре 1824 года в бывшем доме
купца Василия Варгина на Петровской (ныне
Театральной) площади открывается Императорский
театр. В январе 1825 года на той же площади
после пожара 1812 года был реконструирован
и другой театр, который из-за его размеров
стали именовать Большим (до этого он назывался
Петровским), а первый театр стали именовать
Малым. Вначале театры имели общую труппу
и представляли вниманию публики оперные,
балетные и драматические спектакли. Но
постепенно Малый стал специализироваться
на драматических постановках, а Большой
- на опере и балете. |
|
Во второй
половине XIX века новые театры появляются
и в других городах России, а к
концу столетия не было ни одного губернского
города, не имевшего театра. В небольших
городах театральные труппы создавались
как антрепризы - частное зрелищное
представление. Актерские труппы собирались
на сезон (с осени до весны) антрепренером.
Договор антрепренера с актером получил
название "ангажемент". В театральную
жизнь вошло такое понятие как бенефис
- спектакли или концерты, сбор от которых
поступал в пользу актера. Бенефисом также
называется спектакль, сыгранный в честь
одного из участников - как выражение признания
его заслуг. |
С
появлением пьес А.Н. Островского и
И.С. Тургенева для русского театра
начался период реализма. Актерское
искусство изменилось вместе с драматургией.
Оно стало более жизненным, правдивым,
реальным. С пьесами Островского
на сцену ворвалась стихия русской жизни,
новый, сочный и современный язык, новые
герои: купцы, чиновники, мещане. А.Н. Островский
стал постоянным автором Малого театра.
В его пьесах актеры театра блистали на
протяжении всех последующих десятилетий. |
Репертуар
театров в течение всего XIX столетия
зависел от вкусов актеров и антрепренеров,
от предпочтений меценатов и переводчиков
зарубежных пьес. Влияние режиссера
было невелико, и его задачи сводились
к "надзору за труппой". В режиссеры
шли актеры, как правило, не очень
талантливые. |
В
начале XIX века прославились трагики
Алексей Семенович Яковлев, Екатерина
Семеновна Семенова. Публика восхищалась
Павлом Мочаловым, Марией Ермоловой. Русские
артисты М.С. Щепкин, В.А. Каратыгин
остались в памяти потомков как фигуры
из легенды. |
|
В спектаклях западноевропейских
драматургов русских актеров
по привычке сравнивали с французскими,
но часто уже не в пользу последних. |
|
XX столетие
для русского театра началось
раньше календарного. 22 июня 1897 года
в московском ресторане "Славянский
базар" встретились два человека: драматург
и театральный критик Владимир Иванович
Немирович - Данченко и Константин Сергеевич
Алексеев (Станиславский). После долгого
разговора решено было организовать новый
театр - Художественный Общедоступный
театр. Первое представление вновь созданного
театра - "Царь Федор Иоаннович", которое
состоялось 14 октября 1898 года, подарило
публике (и истории искусства сцены) два
открытия: во-первых, все, что происходило
во время спектакля, определялось волей
режиссеров - постановщиков; во-вторых,
исполнитель роли царя Федора, Иван Михайлович
Москвин, играл так, как до него никто не
играл на русской сцене. Современные ему
критики затруднялись определить, в чем
новизна его актерской игры. Они повторяли
слово "правда" иногда "истинная
правда", "настоящая жизнь", удивлялись
тонкому и трепетному выражению самых
глубоких чувств, отсутствию "актерства". |
Если
Малый театр вошел в историю
как Дом Островского, то Московский
Художественный Общедоступный театр
(МХТ) открыл для России и для всего мира
драматурга Антона Павловича Чехова. Именно
чеховская драматургия позволила Станиславскому
создать собственный, ни на кого не похожий
стиль, именно на пьесах Чехова режиссер
разрабатывал метод актерской игры. Художественный
театр, детище Станиславского и Немировача
- Данченко, занял одно из первых мест в
театральной жизни Москвы и в течение
долгого времени оставался лучшим в России.
После гастролей в Германии в 1906 году за
МХТ закрепилось звание первой европейской
сцены, открывшей новую эпоху в театральном
искусстве. |
|