Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:09, реферат
Кадастр как общественное явление известен с давнего времени, когда человек начал обрабатывать землю. История развития земельного кадастра в России определяется, прежде всего, уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Объединение в 882 году двух крупнейших политических центров древних славян, Киевского и Новгородского, под властью Киева, положило начало существованию могущественного древнерусского государства – Киевской Руси.
История развития земельного кадастра в России
Развитие земельного
кадастра в России
Кадастр
как общественное явление известен
с давнего времени, когда человек
начал обрабатывать землю. История
развития земельного кадастра в
России определяется, прежде всего, уровнем
экономического развития и характером
отношений собственности. А начинается
эта история с образованием государства
и развитием налогообложения. Объединение
в 882 году двух крупнейших политических
центров древних славян, Киевского
и Новгородского, под властью
Киева, положило начало существованию
могущественного древнерусского государства
– Киевской Руси. Отсюда берет истоки
отечественный земельный
Исторически сложилось,
что земельный кадастр в России
включал такие составные части,
как учет и регистрацию земель,
естественноисторическое и
На развитие
древнего земельного кадастра определенное
влияние оказало монгольское
владычество. Для верного учета
и сбора дани проводилась перепись
жителей и их имущества, а поскольку
главной доходной статьей являлась
земля, то при раскладе дани учитывалось
ее количество и качество. Брались
на учет пространства целых княжеств
и поземельное владение каждого
частного лица.
Наиболее яркое
и полное описание земельных владений
в России относится к периоду
ликвидации феодальной раздробленности
и возникновения
Для описания земель
в XVI в. было создано специальное
учреждение - Поместный приказ, которое
стало общегосударственным
Писцовые книги
имели юридический и правовой
характер. При их заполнении проверяли
права землевладельца на описываемые
земли. Купля-продажа земли, обмен
земельными владениями, передача земель
по наследству подтверждались документами
и отражались в писцовых книгах.
Эти книги признавались государством
в качестве важнейшего доказательства
прав на землю, а сама запись в них
получила характер земельной регистрации.
Составление писцовых книг велось по
населенным пунктам.
В писцовых книгах
освещались и финансовые вопросы: оценка
имущества, размеры обложения налогом.
Запись этих книг содержит показатели
своеобразной русской статистики населения,
землевладения, культуры, финансов и т.
д. В книгах, наряду с учетом и регистрацией
земель, дается их классификация по качеству
с выделением четырех групп - добрые, средние,
худые и очень худые. Для классификации
земель использовались данные об урожайности,
видах угодий и физических свойствах почв.
Оценочной формой были различные окладные
единицы - соха, обта, выть, лук, сошка. Постепенно
они заменяются большой московской сохой
- единицей податного счета, соответствующей
определенному размеру чистого дохода.
Кроме писцовых
книг, в которые заносились все
земли, составлялись окладные, приправочные
полевые, строенные, засечные, отказные,
дозорные и вотчинные книги. В
окладных книгах отражались только земли,
приносящие доход, с указанием размера.
В приправочных книгах - служилые земли
с указанием кому какие принадлежат
и по каким документам. Полевые книги составляли
при межевании, на их основе появились
межевые книги, в которых отражались границы
землевладений. В строенных книгах регистрировалось
количество земли, отведенной под строительство
городов, с указанием их местонахождения.
Отказные книги содержали описание раздач,
засечные - описание земель по границам
государства, в дозорные книги заносили
земли, находящиеся в разорении и подлежащие
конфискации. Вотчинные книги давали сведения
для распределения тягла между населением
вотчины с учетом имущественного положения
крестьян. Таким образом, собираемая информация
могла быть использована для управления
территориями и проведения земельной
и налоговой политики Российского государства.
Следующий этап
развития кадастра был обусловлен политикой
Петра I, он уничтожил поместную систему,
сравнял прежние поместья с вотчинами
и ввел подушную подать. В результате
качественный учет земель и их оценка
утратили свое значение. Вместе с тем
значительно повысилась точность полевых
измерений, впервые основанная на геометрии
и применении геодезических инструментов.
Однако замыслы Петра I о производстве
сплошного межевания выполнить
не удалось, и первое генеральное
межевание было начато в 1754 г. Оно
было основано на писцовом наказе 1684 г.
и помимо учета земель имело елью
лишение прав владения и изъятия
не соответствующих документам земель.
Такой формальный подход привел к
возбуждению споров соседствующих
владельцев даже в случаях отсутствия
взаимных претензий до начала межевания.
Это вызывало отрицательное отношение
землевладельцев к самой идее генерального
межевания и предопределило его неудачный
исход.
Главная задача
межевания 1765 г. состояла в регистрации
казенных и других земельных владений.
На каждый уезд составлялись межевые
книги и планы с указанием
землевладельцев, местоположения и
общего количества земель, их распределения
по угодьям и составлением перечня
угодий по провинциям и губерниям. К
планам прилагались алфавитные реестры
с характеристикой
В 1837 году министерство
государственных имуществ приступило
к разработке нового земельного кадастра.
Были проведены большие работы по съемке
и определению размеров усадебных земель,
пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих
угодий делилось на несколько разрядов.
На основе собранных данных об урожайности
за 12 лет определяли условный валовой
доход пашни и сенокосов. Из дохода исключалась
стоимость семян, расходы на удобрения,
обработку почвы, перевозку продукции
и определялся условный чистый доход.
По данным о средних рыночных ценах на
сельскохозяйственные продукты вычисляли
условный чистый доход в денежном выражении.
Дальнейшее развитие
и совершенствование системы
учета и оценки земельных ресурсов
стимулировалось такими этапными реформами,
как отмена крепостного права
в 1861 г., предусматривавшая выкуп
земли крестьянами у помещиков,
отмену взимания выкупных платежей в 1905
г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право
выделения или выхода из общин.
19 февраля 1861
года был подписан Манифест
об отмене крепостного права
и Положения о крестьянах, вышедших
из крепостной зависимости.
Отмена крепостного
права положила начало коренным изменениям
в положении крестьянства. Началось
развитие капитализма, в процессе которого
крестьянство из сословия феодального
общества превращалось в сословие капиталистического
общества. Втягиваясь в обстановку
товарного хозяйства и рыночных
отношений, крестьянское хозяйство
постепенно утрачивало натуральный
характер и становилось товарным.
Таким образом,
в период наиболее динамичного развития
хозяйственных отношений в
Юридическая
- определение и укрепление формальными
юридическими законами границ земельных
владений с составлением соответствующих
юридических документов.
Сельскохозяйственная
- устранение неудобных условий
землепользования (чересполосица, сильная
извилистость границ и т. п.).
Финансовая
- определение доходности владений для
исчисления налога на основе подробной
съемки и оценки угодий.
Земельная собственность
могла быть: единоличной (крестьянина,
помещика, учреждения); общей для
нескольких лиц с указанием доли
каждого; общинной; в виде права
в чужой вещи (например, право
крестьян на помещичьей земле пасти
скот, ловить рыбу, въезжать в лес
и т. п.).
Реформа сохранила
в руках крестьян значительную часть
земельной площади, находящейся
в их распоряжении до воли. Но досталась
им земля далеко не даром. Не одному
поколению пришлось нести за нее тяжелые
платежи по цене, заведомо завышенной
против действительной стоимости. Платежи
эти сопровождались особой выкупной операцией
в форме земельного кредита. Притом ссудное
обеспечение не требовало волеизъявления
тех, кому оно предназначалось, и ссуды
назначались подневольно, причем - на выкуп
земли, которую крестьянин уже давно считал
своей, а следовательно, признавал несправедливым
платить за нее.
Новая аграрная
политика России 1906 – 1910 гг. связана
с именем Петра Аркадьевича Столыпина.
19 ноября 1906 г вышел в свет Указа
императора Николая II - «Об изменении
и дополнении некоторых постановлений
об крестьянском землевладении». Главное
содержание реформы составило разрушение
общины и насаждение частной крестьянской
земельной собственности. Разрешением
продажи и купли наделов облегчался отлив
бедноты из деревни, и происходила концентрация
земли в руках зажиточных крестьян.
Накануне реформы
формы землевладения и
По реформе 1906
- 1910 годов к началу 1916 года общину
покинуло в общей сложности примерно
27 % крестьянских семей, увеличив частную
(подворную) надельную землю на 14
% (около 16 млн. десятин).
Собственность
юридических лиц (включая церкви,
монастыри, города, посады, учреждения)
составляла менее 2 %.
Земли Сибири, Дальнего
Востока, Средней Азии и Закавказья,
в основном, принадлежали казне и
Кабинету. В Сибири крестьяне владели
государственной землей на праве
пользования, а фактически присваивали
ее практически неограниченно.
Основными тенденциями
развития в области земельных
отношений в России к началу ХХ
века были значительное сокращение дворянской
земельной собственности, некоторое
уменьшение государственной и увеличение
площадей крестьянского землевладения.
Закон 1910 года еще
более жестко проводил линию на ликвидацию
общины и переход к частному крестьянскому
землевладению. Он предусматривал обязательность
перехода к личной собственности
на землю в общинах, где за предшествующие
24 года не было общих земельных переделов.
В этих общинах крестьяне автоматически
становились новыми собственниками своих
наделов.
Всего с 1906 по 1915
год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили
о закреплении земли в
Значительная
часть крестьянства сопротивлялась
выходу из общины своих товарищей. Из
всех подавших в 1906 - 1914 годах заявления
о выделе только 27 % получили на это
от общины согласие, 67 % решали вопрос через
земство.
Перераспределение
земельной собственности в
Необходимые сведения
о земле содержались в «