Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:15, доклад
Полномасштабная коммерческая добыча нефти в мире началась во второй половине XIX века, но просачивающуюся на поверхность земли нефть использовали задолго до этого. Первые упоминания о нефти на территории России содержатся в Двинской летописи 15 века. Племена, жившие на берегах Ухты (на севере современной Республики Коми), собирали нефть для медицинских и хозяйственных нужд прямо с поверхности воды.
Полномасштабная коммерческая добыча нефти в мире началась во второй половине XIX века, но просачивающуюся на поверхность земли нефть использовали задолго до этого. Первые упоминания о нефти на территории России содержатся в Двинской летописи 15 века. Племена, жившие на берегах Ухты (на севере современной Республики Коми), собирали нефть для медицинских и хозяйственных нужд прямо с поверхности воды.
В конце XVII – начале XVIII веков нефть нашли в Сибири и Поволжье: в 1684 г. В 1703 г. в одном из самых ранних выпусков первой регулярной российской газеты “Ведомости” была опубликована статья об обнаружении нефти на реке Сок в Поволжье; в 1719 г. шведский капитан Табберт, член экспедиции по исследованию Сибири, зафиксировал первую нефть в Приобье, а в 1722 г. капитан Иван Унковский в путевом журнале сообщил о нефти на берегах Иртыша у Каменного Яра, где из известняка “каменное масло брали”.
Приоритет начала нефтепереработки заводским способом принадлежит нашей стране: в 1745 г. архангелогородец Фёдор Савельевич Прядунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухты и построил примитивный нефтеперегонный завод, хронологически – первый в мире.
На южных окраинах Российской империи – на Таманском полуострове, на Северном Кавказе – нефтепроявления наблюдались также издревле.
Но особенно обильные нефтяные месторождения находились на территории современного Азербайджана.
В 1639 г., немецкий учёный-энциклопедист в своей книге рассказал о добыче нефти в окрестностях Баку. Для сбора нефти здесь рыли расширяющиеся книзу колодцы, откуда “чёрное золото” черпали ёмкостями, изготовленными из овечьих шкур.
Продукт шёл на хозяйственные нужды: его использовали для смазки телег, жгли в глиняных светильниках, землёй, пропитанной нефтью, крыли крыши. В регионе находилось много больших месторождений с относительно легко извлекаемыми запасами, но транспортировка нефти до рынков сбыта была трудной и дорогой. Тем не менее с XIV века бакинская нефть экспортировалась в другие страны: в 1694 г. в книгу Московской таможни занесены сведения о привозе в Москву нефти из Баку и о сборе пошлины с этого товара.
Сначала скважинами владел персидский шах, а в 1806 г., после присоединения Баку к Российской империи, они перешли в государственную собственность и стали отдаваться в откуп. К 1829 г. в Баку действовало 82 скважины. Добыча нефти составляла 550 т в год. Разработки велись примитивным и совершенно неэкологичным способом: на заводы нефть перевозилась на арбах, нефтехранилищами служили обыкновенные ямы, вырытые в земле, отходы сжигали или просто выливали, а единственным ценным нефтепродуктом считался керосин. Варварская эксплуатация “поощрялась” и законодательством: поскольку нефтеносные участки отдавались только в краткосрочную аренду (до 4 лет), откупщики избегали серьёзных капиталовложений.
В 1846 г. на Биби-Эйбатском месторождении вблизи Баку (десятилетием раньше, чем в США) была получена нефть из первой буровой скважины. Это событие фактически следует считать рождением мировой, и в частности российской, нефтяной промышленности.
В 1860 году на европейских рынках стал появляться американский керосин. Успех на европейских рынках способствовало поступлению американского керосина и на Российский рынок. Так в 1864 году в Россию было завезено 189,1 тыс. пудов керосина, в 1869 г. – 1099,5 тыс. пудов, а в 1872 г – 1790,3 тыс. пудов. Сумма выручки за поставленный керосин составила 35 млн рублей.
В 1863 году в Баку местным предпринимателем Джавадом Меликовым был построен первый керосиновый завод. Для строительства керосинового завода Джавад Меликов сформировал товарищество с небольшим капиталом в 300 рублей. Потребность в дешевом осветительном продукте давало возможность развитию керосинового производства. В дальнейшем, при финансовой поддержке нефтедобытчика Мирозоева, Джаваду Меликову удалось построить керосиновый завод и в Грозном.
Благодаря высоким ценам на керосин, вслед за Меликовым были построены заводы по переработке нефти и другими предпринимателями. Число заводов в течении 10 лет со дня основания первого завода достигло 23-х с общим объемом производства до полумиллиона пудов в год.
Развитие керосинового производства и расширение рынка сбыта его способствовало увеличению добычи нефти в Баку. По данным литературных источников конца XIX века, с начала развития керосинового производства нефтедобыча в Баку за несколько лет (рис. 1) увеличилась почти в 3 раза.
Первоначально Бакинская нефть экспортировалась на Российские рынки, вытесняя американский керосин. Так по данным таможенной конторы из Бакинского порта за четыре года, с 1869 по 1872 год, было вывезено более 1200 тыс. пудов керосина (рис. 2).
Дальнейшая потребность в нефти привела к необходимости бурении новых нефтяных скважин, а стало быть, и вложений новых инвестиций в нефтяную промышленность. Однако существовавшая откупная система не давала такой возможности. Несмотря на все увеличивающуюся потребность на нефть, с 1821 по 1872 год доходы казны едва ли достигали полумиллиона рублей. В связи с этим в Петербурге была учреждена комиссия для рассмотрения вопроса о развитии нефтяного промысла. Эта комиссия, одним из членов которой, был всемирно известный химик Дмитрий Иванович Менделеев, отметила, что действующая откупная система не дает возможности развития предпринимательства в условиях свободной конкуренции и высказалась за отмену откупной системы как тормозящей развитие нефтяного промысла. В решении комиссии было отмечено: «Уничтожением откупа правительство открывает огромное выгодное поприще для частной промышленности. В обязанности правительства должно лежать главнейше только удаление всех экономических препятствий на пути развития какого бы то ни было промысла. Остальное будет зависеть от умения частных лиц взяться за дело и их предприимчивости».
С 1 января 1873 года вступили в действие «Правила о нефтяном промысле и акциз с фотогенного производства». Таким образом, откупная система была отменена и нефтяная промышленность была объявлена свободной. Необходимо отметить, что за весь период существования откупной системы, то есть за 40 лет, было добыто 17 млн пудов нефти. После же отмены откупной системы за первые десять лет было уже добыто 1800 млн пудов, то есть более чем в 100 раз за период менее, чем в 4 раза.
Одновременно с отменой откупной системы был установлен акциз с керосина, составлявший 25 коп. на один пуд готового продукта переработки. Фактически же средний акцизный сбор составил за неполных 5 лет составил 12 коп. на один пуд.
Хотя такой акциз не был обременителен для производителей, но все же из-за исключительного фискального надзора государственных чиновников в какой-то степени тормозил развитие заводской техники. Каждую попытку внедрения новой техники в производство керосина чиновники фискального надзора воспринимали как попытку уклонения от акцизных платежей. Так например, «Нефтяное товарищество бр. Нобель» с целью получения смазочных масел из нефти, завезла из-за границы перегонный аппарат системы Мартена с подогревателем для выделения из нефти летучих продуктов. Но акцизное управление увидела в этом подогревателе второй куб и поэтому предложило или исключить подогреватель из технологической цепи и гнать керосин по обычному методу, или платить двойной акциз. Из-за такого подхода фискального управления «Нефтяное Товарищество бр. Нобель» было вынуждено перегонять керосин обычным способом на дорогостоящем аппарате.
Такое отношение, естественно, тормозило внедрение новой техники для усовершенствования процесса перегонки керосина, и поэтому бакинский керосин уступал по качеству американскому. Однако, несмотря на это бакинскому керосину все же удалось вытеснить американский керосин с российского рынка. На диаграмме (рис. 3) показана динамика поступления американского и бакинского керосина на российский рынок.
К середине семидесятых годов в результате ускоренного роста добычи нефти в Европе и в Америке разразился керосиновый кризис. На Европейских рынках цены на американский керосин стал резко падать. Керосиновый кризис затронул и бакинскую нефтяную промышленность. Резкое снижение цен на керосин привело к дефициту свободных финансовых средств. Большое количество заводов, стиснутых к тому же и акцизной системой, вынуждены были закрыться. По предложению бакинского губернатора Старосельского нефтепромышленники избрали комиссию под председательством М.А. Беккендорфа для выяснения сложившейся ситуации. В результате проведенного анализа комиссия отметила, что одной из важных причин кризиса является неравномерное распределение акциз между заводчиками, особо подчеркнув при этом, что существующая акцизная система делает невозможным какие бы то ни было технические усовершенствования в заводской технике и ведет к сокращению производства керосина. Основным выводом комиссии было уничтожение акцизного сбора на бакинский керосин. К этому мнению присоединилось и кавказское отделение Русского технического общества, которое также видело одной из важных причин кризиса в акцизной системе. В результате этих анализов причин кризиса министерство финансов признало акциз бесполезной фискальной мерой и вредной для развития промышленности и с 1 сентября 1877 года отменило акциз на керосин. Бакинская нефтяная промышленность вступила в свою новую фазу бурного развития. И хотя казна теряла ежегодно 250...300 тыс. рублей акцизного сбора, дальнейшее развитие нефтяной промышленности сполна компенсировала эту потерю.
На рубеже веков в высших эшелонах власти были как сторонники активного привлечения иностранного капитала в российскую экономику, так и противники такой политики. Так, например, предложения о передаче нефтеносных земель Бакинского района без торгов только русским промышленникам высказывались высшими чинами министерства государственных имуществ, включая министра М.Н. Островского, а также великим князем Михаилом Александровичем. В Министерстве государственных имуществ был даже разработан проект, запрещавший иностранцам приобретать нефтеносные земли в собственность. Однако под давлением противоположной группировки в лице Министерства финансов, министра А.И. Вышнеградского (а затем и С.Ю. Витте) обсуждение этого проекта в Государственном Совете было отложено. В итоге был найден компромисс. Иностранцам и иностранным кампаниям Уставы разрешали приобретать нефтеносные земли в собственность или в пользование, правда только с разрешения Министерства государственных имуществ, Министерства внутренних дел, Министерства финансов и Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе.
Изучая тему «Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX – начале ХХ вв.», следует особо отметить, что именно в пореформенную эпоху российская нефтяная промышленность окончательно переходит от допромышленной стадии добычи, переработки и транспортировки нефти к промышленной стадии. Проиллюстрировать этот вывод студентам помогут следующие данные.
В пореформенный период качественно изменились способы добычи нефти. На смену колодезному способу приходит бурение. В 1871 г. в Балаханах откупщиком Мирзоевым была заложена первая буровая скважина. А в 1876 г. в Бакинском районе было уже 62 скважины при 62 колодцах. При этом среднесуточный дебит из скважин превышал дебит из колодцев в 28 раз. К началу 1879 г. в районе Баку было уже 301 скважина.
Технологический прорыв был совершен в процессе переработки нефти. Считается, что проект первого завода по производству керосина был разработан и реализован крепостными крестьянами Василием Алексиевичем и братьями Герасимом и Макаром Дубиниными в 1823 г. в Моздоке. До отмены крепостного права такие «заводы» представляли из себя перегонные кубы (либо каменные, либо деревянные), куда нефть самотеком по трубам поступала для отстойки. Перегонка могла производиться только раз в сутки. В 80-е гг. XIX в. в Бакинском нефтяном районе по проекту инженера Н.И. Воскобойникова были построены перерабатывающие заводы, на которых нефть перегоняли уже в железных кубах с помощью насосов, для ее нагрева с целью получения керосина использовали природный газ.
Модернизация затронула и процесс транспортировки нефти. Если в первой половине XIX в. нефть транспортировалась в основном с помощью гужевого транспорта, то в пореформенный период в Бакинском нефтяном районе строятся первые трубопроводы и сооружаются первые нефтяные танкеры.
В 1878 г. «Товарищество братьев Нобель» строит первый в Баку трубопровод с насосной станцией, протяженностью 9 верст диаметром 73,5 мм от Балаханского нефтепромыслового района до нефтеперерабатывающего завода в Черном городе.
В 1885 г. по инициативе Д.И. Менделеева Императорское Русское техническое общество создало специальную комиссию по вопросу строительства нефтепровода Баку-Батуми. Строительство началось только в 1897 г. Нефтепровод Баку-Батуми был введен в действие в 1906 г.
В 1878 – 1880 годах на Каспии появляются первые морские нефтяные танкеры («Будда», «Зороастр»), построенные в Швеции по заказу братьев Нобель и курсировавшие от Баку до Астрахани. Танкер «Зороастр» вмещал 250 т нефти.
При изучении основных составляющих модернизации страны по программе С.Ю. Витте, студенты должны обратить внимание на такую острейшую проблему экономического развития России в пореформенный период, как нехватка железных дорог. Не случайно С.Ю. Витте был активным сторонником широкомасштабного железнодорожного строительства. Необходимо обратить внимание студентов, что к 80-м годам XIX в. вывоз нефти гужевым транспортом или танкерами уже не удовлетворял потребности нефтепромышленников Баку. Поэтому в 1883 г. была введена в эксплуатацию Закавказская железная дорога, соединившая Баку с Тифлисом и далее с Батумом, что позволило экспортировать российскую нефть за границу.
Изучая особенности экономического развития России в пореформенный период, студенты должны знать, что процесс модернизации затронул не только Бакинский, но и Грозненский нефтяной район. Откупная система была отменена в Грозненском нефтяном районе в 1894 г., что также привело к становлению промышленной стадии нефтедобычи.
28 июня 1893 г. фирма «И.А. Ахвердов и К» заложила первую буровую скважину на Алхан - Юртовском станичном участке. 6 октября 1893 г. с глубины 61,5 саженей эта скважина дала фонтан нефти, который положил начало промышленной разработке Старо-Грозненского нефтяного месторождения. Эта первая скважина была пробурена ударно-штанговым способом мастером Н.П. Муравьевым под руководством горного инженера Л.И. Баскакова. А через 4 года летом 1897 г. на грозненских промыслах впервые для бурения скважин был использован ударный канатный способ. Затем в 1901 г. впервые на грозненских промыслах применили вращательное бурение с промывкой скважины водой при бурении скважины глубиной 345 м. В 1902 гг. грозненские техники впервые в истории нефтедобычи заменили пеньковый канат на металлический. И уже к 1907 г. ударное канатное бурение полностью вытеснило бакинский штанговый способ как наиболее рентабельный в условиях грозненских месторождений.
При изучении социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX-ХХ веков, студенты могут воспользоваться данными об уровне жизни в Бакинском нефтяном районе. На 1 сентября 1909 г., по данным Совета съезда нефтепромышленников Баку, в нефтяной промышленности Бакинского района насчитывалось 41 тысяча 78 человек. В начале ХХ в. заработная плата (в год) здесь составляла: 772 руб. 25 коп. у мастеровых, 481 руб. 06 коп. у подмастерьев, 386 руб. 84 коп. у рабочих. Представители высшей администрации (управляющие, директора) получали 5 тыс. 179 руб. 92 коп. в год, высший технический персонал (лица с высшим техническим образованием) – от 2 тыс. руб. 97 коп. до 2 тыс. 198 руб. 4 коп. в год, низший технический персонал (буровые мастера, чертежники, лаборанты) – от 461 руб. 28 коп. в год (лаборанты) до 1 тыс. 377 руб. 60 коп. в год (буровые мастера).
Информация о работе История развития нефтяной промышленности