Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:37, доклад
Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А.В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.
Пролеткульт (сокр. от Пролетарские культурно-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.
История Пролеткульта
Культурно-
После
Октябрьской революции
Наиболее заметное явление — Первый Рабочий театр Пролеткульта, где работали С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др.
Пролеткульт, так же, как и ряд других писательских организаций (РАПП, ВОАПП), был расформирован постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.
Идеология Пролеткульта
Идеологами Пролеткульта были А. А. Богданов, А. К. Гастев (основатель Центрального института труда в 1920 году), В. Ф. Плетнёв, исходившие из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры. По мнению Богданова, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля. По определению Богданова, пролетарская культура — динамичная система элементов сознания, которая управляет социальной практикой, а пролетариат как класс её реализует.
Гастев рассматривал пролетариат как класс, особенности мировосприятия которого диктуются спецификой каждодневного механистического, стандартизированного труда. Новое искусство должно раскрыть эти особенности посредством поиска соответствующего языка художественного высказывания. «Мы вплотную подходим к какому-то действительно новому комбинированному искусству, где отступят на задний план чисто человеческие демонстрации, жалкие современные лицедейства и камерная музыка. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического», — писал Гастев в работе «О тенденциях пролетарской культуры» (1919).
Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие[1]. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.
Печатные издания Пролеткульта
Пролеткульт издавал около 20 периодических изданий, среди которых журнал «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки». Выпустил много сборников пролетарской поэзии и прозы.
Международное бюро Пролеткульта
Во время
II конгресса Коминтерна в августе 1920
года было создано Международное бюро
Пролеткульта, выпустившее манифест «Братьям
пролетариям всех стран». На него была
возложена задача: «распространение принципов
пролетарской культуры, создание организаций
Пролеткульта во всех странах и подготовка
Всемирного конгресса Пролеткульта».
Деятельность Международного бюро Пролеткульта
широко не развернулась, и оно постепенно
распалось.
После февральской революции 1917 г. стихийно образовалась организация пролетарского литературно-художественного и культурного просвещения, именуемая «Пролеткульт», и 16 – 19 октября 1917 г. состоялась её первая конференция. Спустя три года ею были созданы по всей России студии и кружки, объединившие почти 400 тыс. человек, стремившихся к новой культуре, издавалось около двадцати журналов. Лидеры «Пролеткульта» выступали за классовость искусства и культуры, отстаивали свои убеждения жёстко, непримиримо, клеймя несогласных.
Пролеткульт
Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили тогда, пролетарская литература. В 1918-1920г.г. издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва).
Наиболее активную
Концепция пролетарской
Теоретики Пролеткульта
Пролеткультовцы считали
Деятельность Пролеткульта
В настоящее время
Что же касается деятельности А. А. Богданова в рамках Пролеткульта, то она в современной критике вызывает двойственное отношение. Н. Дикушина видит "трагическое противоречие: яркая сильная личность Богданова, одного из образованнейших людей русской социал-демократии и рожденная им механистическая, абстрактная теория пролетарской культуры", подменяющая индивидуальность "безликим коллективным "мы" (19; 119-120). Для нее именно Богданов и даже его дореволюционные романы - главный объект критики Замятина.
Вл. Воронов, напротив, исходит из слов
В. Плетнева: "Между точкой зрения Пролеткульта
и Богданова лежит ряд серьезнейших разногласий"
и призывает различать Богданова и богдановщину:
недооценка личности и преувеличение
коллективного начала в новой культуре
у Богданова "не имеют ничего общего
с вульгарными взглядами многих пролеткультовских
руководителей" (8а; 8-9). Очевидно, наследие
Богданова еще ждет своего объективного
исследования.
В конце 1923г. вокруг
Подчеркивая свою органическую принадлежность к революции, перевальцы тем не менее были против "только внешнего ее авторитета", отвергали оценку литературных явлений с позиций классовых и утверждали духовную свободу художника. Их интересовала не социальная принадлежность писателя, будь он "попутчик" или пролетарий, а только богатство его творческой индивидуальности, художественная форма и стиль. Они выступали против "всяких попыток схематизации человека, против всякого упрощенчества, мертвящей стандартизации" (32; 114). В статьях и книгах ведущих критиков группы А. Воронского, Д. Горбова (постоянного оппонента ЛЕФа и РАПП), А. Лежнева талантливо анализировались многие произведения М. Горького, А. Фадеева, Д. Фурманова, С. Есенина, А. Белого, С. Клычкова, Б. Пильняка.
Идейным и творческим руководителем группы был А. К. Воронский (1884-1943), "универсальный" человек, чей талант "равно проявлялся в литературно-критическом творчестве, в организации журнального дела и в книгоиздании". В заявлении, адресованном ЦК ВКП(б) от 12 марта 1930 года, Воронский так характеризовал свое "содружество": "Писатели "Перевала" ближе к революции, органичнее воспринимают ее. Они не обросли ни договорами "на полное собрание сочинений", ни дачами, ни домами, ни мебелью, ни "славой". За последние годы они много учились и научились. Их успехи в художественном мастерстве очень значительны. Работа их в поисках нового жанра, стиля, динамического образа заслуживает серьезнейшего внимания" (20; 270-286).
Но, несмотря на это, в "