История продажи Аляски

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:39, реферат

Описание работы

В российской публицистике распространяется один миф, который гласит, что Аляска на самом деле была не продана, а сдана в аренду на 99 лет, но СССР по каким-то причинам не потребовал её обратно. Существует также ошибочное мнение, что Аляску продала императрица Екатерина II представленное, в частности, в тексте песни группы «Любэ» 1989 года «Не валяй дурака, Америка!», где были строки «Екатерина, ты была не права».

Я заинтересовалась данной темой и решила выяснить, как же на самом деле была передана Аляска во владения США.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. История открытия и развития Русской Аляски ……………………………...3
2.1. Российские экспедиции……………………………………………3
2.2. Конкуренция среди других держав………………………………6
2.3. Колонизация………………………………………………………...6
2.4. Русско-Американская компания (РАК)………………………... 8
3. Продажа Аляски……………………………………………………………………9
3.1 Решение об уступке колоний и заключение договора……….20
4. Заключение………………………………………………………………………..28
5. Список литературы………………………………………………………………30
6. Приложение……………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Реферат История отеч.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Получив столь сдержанные инструкции из Санкт-Петербурга, Э.А.Стекль сообщил Апплетону и  Гвину, «что императорское правительство, ене отвергая окончательно предложение, которое было сделано относительно наших американских владений, считает  необходимым отложить это дело до более подходящего времени и дождаться истечения срока устава нашей компании». Посланник особо сообщил сенатору Гвину, что, по мнению императорского правительства, 5 млн. долл. Не соответствуют «реальной стоимости» колоний. Со своей стороны, Гвин заметил, что сам он готов предложить большую сумму, и в этом его поддержали бы коллеги из Калифорнии и Орегона, но он не уверен в согласии тех штатов, которые прямо не заинтересованы в приобретении новых земель. Кроме того, в условиях сильного недовольства правительством президента Бьюкенена нет иного выхода, кроме «ожидания новой администрации и нового конгресса, который не соберется ранее декабря 1861 г.». Поскольку надо было ожидать и истечения срока привилегий Российско-Американской компании, российский посланник сообщил А.М.Горчакову, что до того времени он будет «строго придерживаться последних предписаний Вашего превосходительства и не будет больше затрагивать этот вопрос» (1;392) (Э.А.Стекль - А.М.Горчакову, 4 июля 1860 г., № 39, секретно).

      В дальнейшем, однако, Соединенным Штатам было уже не до этого. В ноябре 1860 г. президентом страны был избран представитель республиканской  партии А.Линкольн, а в апреле 1861 г. началась гражданская война. Как  считал Э.А.Стекль, из-за сложившегося в США положения никаких переговоров о продаже русских владений вести уже невозможно. «Единственно, что остается, это возобновить устав компании, несколько ограничив ее монополию». В этой связи российский посланник предлагал открыть для иностранной торговли два порта, а также заключить соглашения с Чили, Перу и другими тихоокеанскими республиками, с тем чтобы дать новый толчок нашей колониальной торговле».

      Таким образом, даже ревностный сторонник  продажи русских владений в Америке  пришел к выводу о необходимости отложить эту идею на неопределенный срок и тем временем возобновить устав Российско-Американской компании. В Санкт-Петербурге придерживались такого же мнения. На кратком резюме депеши Стекля от 9 июля 1861 г. Александр II начертал свое заключение: «Мне кажется, что в настоящее время ничего другого делать не остается» (1;393) (Резюме депеши Э.А.Стекля от 9 июля 1861 г., № 51).

      Судьба, казалось, вновь благоприятствовала компании. Встал вопрос уже не о  продаже, а о продлении ее привилегий на новый срок.

      После создания нового устава, весной 1866 г. мало кто мог предполагать, что дни  Русской Америки уже сочтены  и в декабре будет принято  решение о ее продаже.

3.1. Решение об уступке колоний и заключение договора.

    Вопрос  об уступке Аляски откладывался на многие годы. За это время сложилась инициативная группа сторонников продажи: великий князь Константин Николаевич, министр финансов М.Х.Рейтерн и посланник в Соединенных Штатах Северной Америки барон Э.А.Стекль.

    У каждого из них своя роль: великий  князь инициирует вопрос через посредство министра иностранных дел Горчакова; Рейтерн запугивает императора финансовым кризисом, предлагая в качестве выхода обратиться к западным странам за кредитом; барон Стекль осуществляет связь с правительством Соединенных Штатов.

    Поразительно, что эти государственные лица могли потратить десять лет своей  жизни на решение в нужном для  них смысле одного-единственного  вопроса - продажи части территории Российской империи! Это свидетельствует  об огромном значении, которое придавалось вопросу. Шутка сказать: добиться от России отторжения, причем добровольного, шести процентов ее территории (в 1860 году Российская империя занимала 375 тысяч квадратных миль, т. к. продажей Аляски США отошло 23 тысячи)!

    Аляска - ключ к Тихому океану, так полагали многие американские политики того времени. Этот ключ заговорщики передали США всего за 7 200 000 долларов золотом. С одной стороны, 7 миллионов золотых монет, а с другой - золотые запасы Русской Америки на сотни миллионов рублей, уголь, нефть, рыбные и пушные промыслы. К моменту продажи (1867 г.) Российско-Американская компания (РАК) начала добычу угля и золота, но финансовые возможности ее были ограниченны. Государство не могло оказать ей должную поддержку. Но выход-то был. Он очевиден - ликвидировать монополию РАК на освоение Аляски и открыть доступ к богатствам Русской Америки для русского частного капитала и частного предпринимательства.

    В конце 60-х годов прошлого столетия в России ходили упорные слухи  о том, что высокопоставленные чиновники  получили взятки. А такими чиновниками могли быть только те, кто непосредственно лоббировал этот вопрос, - великий князь Константин Николаевич, министр финансов Рейтерн и посланник в США барон Стекль. Скажем мягче: у каждого из них была весьма серьезная личная заинтересованность в положительном решении вопроса о продаже Аляски именно США. В противном случае просто нечем объяснить их деловую активность.

    Действительно, почему Россия не предложила купить Аляску Великобритании? Отвечают: Великобритания - наш политический противник. Но наши американские владения граничили именно с владениями Великобритании. Сделав ей подобное предложение, мы вполне могли приобрести политического союзника, тем более что Великобритания была в состоянии заплатить значительно больше, а казна Соединенных Штатов после Гражданской войны была пуста.

    Следовательно, правительство Соединенных Штатов - фиктивный покупатель. За ним стоит  тот, кто давал деньги. В ходе подготовки подписания договора промелькнуло имя  Августа Бельмонта.

    Бельмонт  появился в США в возрасте двадцати трех лет. До этого молодой человек, подающий большие надежды, уже успел поработать во Франкфурте управляющим филиала банка «Де Ротшильд Фрэр». В Нью-Йорке Бельмонт купил для Ротшильдов банк и стал его управляющим.

    А вскоре он стал не только советником президентов США по экономическим вопросам, но и кредитором правительства. Следовательно, Ротшильды через своего агента дали правительству деньги на покупку Аляски.

    Одновременно  необходимо оказать давление на Россию. И вот в сентябре 1866 года министр финансов М.Х. Рейтерн запиской ставит в известность императора, что в ближайшие два-три года казна должна будет собрать 45 миллионов рублей для погашения долгов. Деньги взять негде. Выход один: погашать долги новыми зарубежными кредитами.

    Дальше  все просто. Получение кредита  ставится в зависимость от сговорчивости  России по вопросу продажи Аляски США. Или немного иначе: продаете Аляску - мы вам отсрочим уплату долгов. Скорее всего, именно так.

    В октябре 1866 года барон Стекль покидает Вашингтон и приезжает в Петербург. Инициативная группа встречается у великого князя Константина Николаевича. Продолжается нажим на князя Горчакова. Готова и цифра, которую готовы заплатить США за все русские владения на Аляске, - 5 миллионов долларов золотом.

    16 декабря в 13 часов все действующие  лица строго секретно встречаются  у министра иностранных дел  Горчакова. Император, посетивший  «тайную обедню» в министерстве  иностранных дел, дает согласие  на продажу русских владений  в Северной Америке. Протокол заседания не ведется. В дневнике императора Александра II об этом пара строк: «В 1 час дня у князя Горчакова совещание по делу Американской компании. Решено продать Соединенным Штатам» Международный ежемесячник «Совершенно секретно!»; статья журналиста Александра Зинухова «Преступная сделка. Как продали Аляску», № 04, 2000 г..

    А руководство Российско-Американской компании ничего о принятом решении  не знало. Только после того как договор  был подписан и текст его стал комментироваться в зарубежной прессе, об этом известили правление РАК. Ничего не знали о планах высокопоставленных заговорщиков ни Совет Министров, ни Государственный Совет.

    Барон Стекль был уполномочен вести  переговоры и подписать договор  (см. приложение №4). Дальше падать некуда! Важнейший межгосударственный договор подписывает даже не министр иностранных дел России, а посланник в США, имеющий чин тайного советника. Более того, Стекль не получил никаких письменных инструкций. Рейтерн в устной форме передал ему: «Проси пять миллионов долларов».

    Условия договора фактически диктовались американской стороной. В пяти из семи пунктов  договора говорится о том, что  в результате его заключения получит  правительство США, и только в  двух о том, что останется в  собственности православной церкви на Аляске и какое, по форме, получит вознаграждение Россия.

    Если  в декабре 1866 года русские заговорщики  согласны были отдать Русскую Америку  за 5 миллионов долларов, то к концу  марта возникла цифра 7 миллионов, причем барон Стекль почти восторженно  описывал, как успешно он торговался и получил на 2 миллиона больше, чем предполагалось. Барон не скрывает, что помогли ему в этом некие «влиятельные американцы». Неужели кто-то мог всерьез верить в эти байки? Стекль знал: проверить его сообщение невозможно. Он давал понять сообщникам, что из 2 миллионов, которые он якобы выторговал у американцев, некоторая часть принадлежит лично ему. В Петербурге считали иначе. Император переслал барону орден и 25 тысяч рублей серебром.

    Стекль  обижен, в письме к своему другу  и покровителю в министерстве иностранных дел В.И. Вестману жалуется: «Что касается моего денежного вознаграждения, я думаю, что оно могло быть более щедрым, принимая во внимание, что я добился больше того максимума, который был установлен, и что для завершения этого дела потерял пост в Европе, и только Господь знает, буду ли я иметь другой шанс…» Международный ежемесячник «Совершенно секретно!»; статья журналиста Александра Зинухова «Преступная сделка. Как продали Аляску», № 04, 2000 г.

    Из  этого же письма видно, что барон еще не потерял надежду исправить свое материальное положение: если император не смог по достоинству оценить вклад своего посланника, то нужно взять что возможно самостоятельно.

    Если  бы деньги выплачивались в соответствии с буквой договора, то сделать он ничего бы не смог, но выплата правительством США произведена с определенными нарушениями и сроков, и формы оплаты. Это могло быть только в случае, когда обе стороны - и США, и Россия в лице своих высших чиновников - знали, куда пойдут деньги.

    Первое упоминание о том, куда необходимо направить деньги, полученные от продажи Аляски, появилось в шифрованной телеграмме министра иностранных дел А.М. Горчакова барону Стеклю в Вашингтон от 14 марта 1867 года: «Император разрешает продажу за 7 миллионов долларов и подписание договора…» Международный ежемесячник «Совершенно секретно!»; статья журналиста Александра Зинухова «Преступная сделка. Как продали Аляску», № 04, 2000 г.

    Это ответ на обширную телеграмму Стекля с перечислением условий договора с американцами.

      Из полного текста ответа очевидно, что заговорщиков в тот момент  уже не интересовали никакие  условия. Видимо, существовали серьезные  опасения, что о тайных переговорах  с правительством США станет  известно и тогда возникнут  трудности с уводом денег из казенного кармана в личный.

    Далее Горчаков кратко указал, куда направить  денежный поток: «Постарайтесь получить плату в более близкое время  и, если возможно, в Лондоне Барингу. Заключайте без согласования». Это  означало, что если американцы согласятся направить деньги в Лондон Барингу, то принимаются практически любые условия.

    Криминальная  сделка подходила к своей кульминации. Американцы получали русские владения в Северной Америке сразу после  ратификации, не ожидая выделения средств  конгрессом США, на вечные времена и без каких-либо условий и обязательств.

    Однако  государственный секретарь США  Уильям Сьюард не согласился на уплату денег в Лондоне. Он не хотел принимать  участие в финансовой афере. Вероятно, знал, что в лондонском «Баринг  бразерс банке» хранятся личные деньги семьи Романовых. Государственные хранились в «Bank of England».

    Договор о купле-продаже Русской Америки  подписан в ночь с 29 на 30 марта 1867 года госсекретарем Сьюардом и посланником  России в США Стеклем.

    Шестая  статья договора касалась оплаты. Скорее всего, она записана в редакции, которую предложил Сьюард. Вместе с тем совершенно неожиданно в тексте договора появилась сумма 7 миллионов 200 тысяч долларов. Никто точно не знает, почему Сьюард решил увеличить сумму сделки на 200 тысяч долларов.

Информация о работе История продажи Аляски