История принятия церковных
уставов
В раннехристианские времена не существовало
строго установленного порядка совершения
богослужений, и те или иные церковные
общины имели свои уставы, которые совпадали
в главном (прежде всего, в основном содержании
Евхаристии), расходясь в частностях, особенно
обрядовых. Кроме того, многое зависело
от импровизаторской деятельности совершителей
богослужения, в первую очередь епископов,
как творцов Устава. Эта импровизация
была одним из проявлений древнехристианской
харизмы. При этом следует иметь в виду
и то, что ктиторы обителей и храмов часто
сами были и авторами уставов, регулировавших
не только богослужение, но и жизнь иноков
устрояемой обители.
Затем, с усилением централизации церковной
жизни, Церковь стала принимать меры, призванные
обеспечить единообразие и закрепление
богослужебных текстов и обычаев.
Начальный период развития Устава наименее
благоприятен для научного исследования.
Древнейшие монастырские уставы, которые
до нас дошли, содержат в себе мало литургического
материала. Кроме того, если в теперешних
уставах отделяется дисциплинарная часть
от литургической, то в памятниках того
времени это разделение не проводилось.
Отдельные монашеские уставы, которые
могут иллюстрировать состояние тогдашнего
монастырского быта, следующие:
1. Устав преподобного Пахомия Великого
(† 348) для Тавеннисийского монастыря.
2. Пространно изложенные правила для монахов
святого Василия Великого (ок. 329-379).
3. Сочинения преподобного Иоанна Кассиана
Римлянина "Об устройстве общежитий"
(в 12 книгах).
4. Устав преподобного Венедикта Нурсийского
(† 543) для монастыря в Монте-Кассино, в
Италии.
5. Повествование святого Софрония, епископа
Иерусалимского, и преподобного Иоанна
Мосха о посещении ими Синайского монастыря
(аввы Нила Синайского).
К древнейшим источникам можно отнести
также Житие преп. Саввы Освященного, в
котором много сведений о монашеском богослужении
V-VI вв., и такие ранние памятники, как "Апостольское
Предание" св. Ипполита, Армянский лекционарий
начала V в. (он же - Иерусалимский), Иерусалимский
канонарь, изданный прот. К. Кекелидзе.
Основными в истории богослужебного Устава
были Уставы Иерусалимский и Студийский.
Кроме того, очень большое значение имел
в истории Типикона и Устав Великой церкви
- Святой Софии в Константинополе.
Устав Иерусалимский, или преподобного
Саввы Освященного, есть отображение литургической
жизни и монашеских традиций палестинских
монастырей в классическую эпоху их истории.
Он связывается с именем преподобного
Саввы Освященного и с известной под его
именем знаменитой палестинской Лаврой
близ Иерусалима. Если этот Устав и не
является собственным произведением этого
знаменитого подвижника, то, во всяком
случае, отображает быт его Лавры и дух
его преданий и наставлений. Святой Савва
скончался в 532 году. Нравственный авторитет
его еще при жизни был очень высок. Его
вызывали к себе патриарх Иерусалимский
и патриарх Константинопольский в тревожное
время оригенистских споров в монашеской
среде. С ним предание связывает также
имя Леонтия Византийского, одного из
видных церковных писателей того времени.
Что святой Савва ввел какой-то устав в
своей обители (три лавры и четыре киновии
в небольшом отдалении одна от другой),
не подлежит сомнению. Вероятно, на его
Устав влияли иноческие уставы преподобного
Пахомия и святого Василия Великого. Судя
по "Преданию", которое печатается
в виде предисловия к теперешнему Типикону,
Устав был принят святым Саввой от славного
палестинского подвижника - преподобного
Евфимия Великого († 473), его учителя.