Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:39, курсовая работа
Что же касается взаимоотношений органов государственной власти с предпринимательскими союзами, в том числе властно-организующей деятельности органов государственного управления, то характер их значительно поменялся. Была утрачена инициирующая роль страны в их разработке. Инициатива сотворения таковых объединений, либо союзов, исходила от самих предпринимателей, их корпоративных публичных объединений - съездов, обществ и т. п.
1. Появление синдикатов…………………………………………………………3
2. Роль государства в экономике…………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………………15
Вместо амортизации основных фондов на этих заводах стоимость ремонта добавлялась к первоначальной стоимости оборудования. В результате, чем старее было оборудование, тем оно становилось дороже.
Царская
бюрократия старалась расширить
сферу казенного
Однако
позиции государства в
Еще одним направлением государственного воздействия были казенные монополии и акцизы, которые в совокупности давали около половины государственного дохода. Сохранялась казенная питейная монополия, а это значит, что объем винокуренного производства и цены не его продукцию устанавливались государством, действовали акцизы на сахар и табак, т.е. производство этих продуктов облагалось особым налогом, а потому находилось под контролем государства.
Итак, одна часть промышленности находилась в собственности государства, другая часть в той или иной степени подлежала государственному регулированию. Но обе эти части оставались практически вне сферы рыночных отношений.
Отношение
буржуазии к государственному предпринимательству
и административному
Буржуазия отчетливо видела неэффективность казенного хозяйства. Московский биржевой комитет в 1906 г. констатировал, что казенные заводы «работают хуже, чем другие, частные заводы». В буржуазных представительных органах выдвигались предложения реорганизовать казенное хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям. Например, Совет съездов представителей промышленности и торговли предлагал казенные заводы преобразовать в экономически самостоятельные предприятия: выделить им из казны определенные капиталы, после чего прекратить финансирование, чтобы в дальнейшем они действовали по образцу частных.
С другой стороны, государственная хозяйственная деятельность была для предпринимателей источником дополнительного, а для многих - и основного дохода. Связи административной системы государства с частными интересами неизбежно порождали коррупцию и приносили ущерб народному хозяйству и самому государству. Если государство устанавливало цены, выводя целые отрасли из рыночной сферы, о чем уже говорилось, то нужно учитывать, что эти цены устанавливались соглашением государственных чиновников с промышленниками. И поскольку заинтересованной стороной были промышленники, прибыль которых зависела от уровня цен, а убытки государственного хозяйства не отражались на жаловании чиновников, результаты такого соглашения оказывались выгодными промышленникам, но не государству.
Тесные
связи между промышленниками
и чиновниками порождались
Этот же Комитет распределял заказы на паровозы и вагоны и устанавливал цены на эту продукцию. Но при этом он действовал не только в соглашении с Советом представителей паровозостроительных заводов. При расширении заказов использовался учетно-распределительный аппарат этого Совета, который практически являлся синдикатом. Эти две организации, Совет и Комитет, были слиты настолько, что трудно было определить, где кончается государство и начинается объединение частных предпринимателей, тем более, что Петербургский Международный банк, в сфере которого находились основные паровозостроительные заводы, имел тесные связи с Министерством путей сообщения.
Данные о том, что 2/3 российских железных дорог находились в руках государства, довольно условны. Строительство казенных дорог отдавалось в подряд акционерным обществам, а, кроме того, государство регламентировало перевозки по частным дорогам и иногда эти дороги переводило в казенные.
Примером использования государственной регламентации в частных интересах может служить «сахарная нормировка», введенная в 1895 г. Формально она заключалась в следующем: поскольку сахарная промышленность облагалась акцизом, т.е. входила в сферу казенных интересов, государство устанавливало объем производства, вплоть до определения нормы каждому предприятию, и проводило определенную политику в области цен. Однако действовало оно по соглашению с Всероссийским обществом сахарозаводчиков (т.е. замаскированным синдикатом производителей сахара), и условия нормировки разрабатывались практически именно этим обществом. Нормировка позволяла ограничивать продажу сахара на внутреннем рынке и, соответственно, повышать цены. Так что, по заявлению депутатов Государственной Думы, «население, особенно бедное, наслаждалось сахаром больше через глаза, чем через рот».
Но особенно тесные связи между государством и промышленной буржуазией наблюдались в военно-промышленном комплексе. Например, весь руководящий состав Морского министерства одновременно занимал высокооплачиваемые должности в судостроительных компаниях. Чтобы получить заказ на строительство линкора, судостроительное общество «Руссуд» поручило разработку его проекта министерским инженерам, которые и должны были его принимать. Казна же от такого сотрудничества министерских деятелей с промышленными компаниями терпела огромные убытки. России пушки, снаряды, линкоры, ружья обходились вдвое дороже, чем другим государствам.
Такого рода ситуация имела место потому, что, давая заказы казенным предприятиям, чиновники ничего не получали. Поэтому, например, казенный Мотовилихинский артиллерийский завод постоянно работал с недогрузкой. Ему поручалась разработка новых артиллерийских систем, а массовые заказы на эти системы получал Путиловский завод. Очевидно, здесь сказывалось и то, что Путиловский завод входил в состав финансовой группы Русско-Азиатского банка, а между этим банком и главным артиллерийским управлением существовали тесные связи.
И
все же главным орудием
Список литературы
1.
Барышников М.Н. История
2. Галаган А.А. История российского предпринимательства. От купца до банкира: Пособие для вузов. - М., 2007. – 623 с.
3. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории: Учебное пособие. - М., 2005. – 518 с.
4. Новиков А.А. История российского предпринимательства: Учебно-методические материалы. - М.: МИЭМП, 2005. - 35 с.
5. Сущенко В.А. История российского предпринимательства: Учебное пособие для студентов лицеев, колледжей и вузов. - Ростов-на-Дону, 2007. – 650 с.