История предпринимательства Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы является изучение развития предпринимательства как явления на Урале.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи: установить специфическое развитие Урала, рассмотреть факторы, влияющие на формирование предпринимательства, выделить основные черты формирования предпринимательства на Урале; рассмотреть различных сфер деловой активности предпринимательства на Урале, проанализировать динамику их развития; охарактеризовать социокультурный облик купца-предпринимателя на Урале.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3

1. История заводов……………………………………………………………..5

2. Уральские горнозаводчики Осокины……………………………………....8

2.1. Иван Петрович Осокин…………………………………………………...10

3. Династия Шуваловых……………………………………………………....14

3.1. Шувалов Петр Иванович…………………………………………………16

3.2. Шувалов Иван Иванович…………………………………………………17

4. Горнозаводчики Яковлевы…………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..22

Список используемой литературы……………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Реферат....doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      Во  время пугачевского восстания, как  отмечал А.С.Пушкин в Материалах к "Истории Пугачева", некоторые  из "Осокиных заводов" были разграблены  яицкими казаками. Как члену семьи, пострадавшей в пугачевщину, Осокину возмещают ущерб. В 1774 году, после пугачевских событий, умирает богатейший казанский купец И.Ф.Дряблов, и Иван Осокин, которому только тридцать лет, становится наследником всего движимого и недвижимого имущества династии Михляевых-Дрябловых, в том числе и знаменитой Казанской суконной мануфактуры.

      В 1781 году Осокин получает чин майора, а в 1784 году всемилостивейше пожалован  Екатериной II из премьер-майоров в  подполковники, затем выходит в  отставку и получает за личные заслуги  дворянское звание. Как отмечал Н.П.Лихачев, "он был первым дворянином в роду, который в лице его внуков пользовался в Казани вообще и среди дворянства в особенности большим значением и уважением" [Лихачев 1913: 40]. Утратив часть льгот как фабрикант, Осокин получил привилегии, даваемые дворянским званием. В 1790 году род Осокиных был внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии, а позже, уже при потомках Ивана Петровича будет утвержден и герб рода: "На голубом поле щита представлен венок из травы осоки с продетою сквозь него шпагою, обращенною острием вверх, щит, увенчанный шлемом и короною с тремя на оной страусиновыми перьями.." [Дворянская родословная книга : л.365]

      В 1780-1790-е годы Осокин сосредоточил в  своем единоличном владении 11 заводов и стал одним из самых крупных заводовладельцев в России. Он по-прежнему активно занимается благотворительностью, среди его знакомых - литераторы и ученые. Иван Петрович состоит членом Вольного экономического общества, и в это время сочинению "пастушеских песен" предпочитает "практические советы"... стремясь "быть сколько-нибудь полезным отечеству", издает "Примечания для приведения в лучшую доброту разных российских шерстей..." [Осокин: 1791]. Это единственное увидевшее свет сочинение Ивана Осокина было издано в 1791 году, в Санкт-Петербурге, где он по-прежнему проводит достаточно много времени. В этот период он вновь видится с Г.Р.Державиным, уже статс-секретарем, который навещает его вместе с И.И.Дмитриевым. Гавриил Романович сохранил благодарность к Ивану Петровичу, который в молодые годы "помогал ему в нуждах и нередко ссужал его деньгами" [Дмитриев 1866: 68]. У Осокина и Державина были и общие знакомые, в том числе и известный казанский деятель XVIII столетия Юлий Иванович фон Каниц. Кроме того, когда в начале 1790-х годов Державин задумал завести в своем оренбургском имении полотняную и суконную фабрики, "на которых крестьяне выучились бы из своей собственной пряжи ткать для себя посредственные полотна..." [Грот 1880, 1:675], то управляющему Перфильефу Гавриил Романович послал для руководства "наставления известного казанского заводчика Осокина и велел отправить на его фабрику в ученье несколько крестьян из своих казанских деревень" [Грот 1880, 1: 675].

      Женат был Иван Петрович на Елизавете Ивановне Затрапезновой, у них было восемь детей, через удачную женитьбу которых  Осокины породнились со знатнейшими казанскими фамилиями Болховских, Моисеевых, Великопольских, Нератовых, Колбецких.

      И в Петербурге, и в Казани Иван Петрович жил с размахом: в столице  снимал дом принцессы Барятинской; в Казани у Осокина было несколько  домов, в том числе и дом в Суконной слободе, построенный в 1767 году для И.Ф.Дряблова известным казанским архитектором В.И.Кафтыревым. Со стороны дворового фасада располагался огромный регулярный сад, и на окраине сада начиналась живописная роща, уходящая в гору.

      Дом Осокина, к сожалению, не дошел до нас "в первоначальном виде". Как напоминание о живописном парке осталось до сих пор название "Осокина роща". Да и прежнее родовое состояние после смерти Ивана Петровича стало приходить в упадок. К сожалению, ни сыновья, ни внуки Осокина, обладая сильными характерами, не переняли предпринимательского таланта деда.  

      В конце XIX века известный казанский  краевед Н.Я.Агафонов предлагал назвать  часть улицы Георгиевской - "Осокинскою" в честь знаменитого владельца  суконной фабрики. Но улица носит другое название. Хочется, чтобы личность Ивана Петровича Осокина осталась в нашей исторической памяти.

 

3. Династия Шуваловых 

      Шуваловы, уральские горнозаводчики, выходцы  из старинного дворянского рода. Впервые представитель этого рода был упомянут в письменных источниках середины XVI века. Это костромской помещик Дмитрий Шувалов. Один из его сыновей, Семен, дал начало семейной ветви Шуваловых, добившихся известности через несколько поколений. У Андрея Шувалова был внук Максим, который двоих своих сыновей назвал Иванами. Дворянский род Шуваловых в то время не выделялся ни богатством, ни знатностью, ни какими-либо деяниями.

      Первыми из Шуваловых предпринимательством на Урале занялись Александр Иванович (1710-1771) и Петр Иванович (1710-1762). А. И. Шувалов в компании с купцом Г. И. Глазовым построил в 1757 г. на Южном Урале Покровский медеплавильный завод. Его брат, П. И. Шувалов, в 1754 г. получил от казны на льготных условиях казенные Гороблагодатские заводы, основал Серебрянский завод (1755 г.), Верхне- и Нижне-Авзянопетровские (1755-1756), Воткинский (1759) и Ижевский (1760) заводы. В 1763 г. все эти предприятия для покрытия громадных долгов П. И. Шувалова были переданы в казну. Появление на Урале нового поколения Шуваловых относится к концу первой четверти 19 в. В 1823 г. Варвара Петровна Шувалова (1796-1871) получила в наследство от своей бабушки В. А. Шаховской, урожденной Строгановой, обширнейшую горнозаводскую вотчину в Прикамье площадью 1 105 тыс. десятин земель и лесов, соляные промыслы, Лысьвенский, Бисерский, Югокамский и половину Кусье-Александровского завода. Это имение в 1864 г. было разделено между ее сыновьями Андреем и Петром Павловичами Шуваловыми. А. П. Шувалов унаследовал Югокамский завод и соляные промыслы, а П. П. Шувалов – Лысьвенский горный округ и Крестовоздвиженские золотые промыслы. В 1897 г. было образовано семейно-паевое Лысьвенское горнозаводское общество, организатором которого стал сын П. П. Шувалова Павел Петрович Шувалов (1847-1902). Проведенная на рубеже 19-20 вв. реконструкция предприятий округа ненадолго улучшила его положение. Преемники владельца, далекие от хозяйственно-управленческих проблем, продали все заводы в 1913 г. «Акционерному обществу Лысьвенского горного округа наследников графа П. П. Шувалова», ведущая роль в котором принадлежала Азово-Донскому банку.

 

3.1. Шувалов  Петр Иванович 

      Русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал. Начал службу камер-пажом при  дворе цесаревны Елизаветы Петровны; за содействие возведению ее на престол  пожалован в действительные камергеры; затем сделан был сенатором и в 1746 г. возведен в графское достоинство Российской империи.

      Сначала Шувалов командовал армейской дивизией, расположенной в окрестностях Санкт-Петербурга, а затем обсервационным корпусом, им же сформированным. Был конференц-министром, управлял артиллерийской и оружейной канцеляриями, усовершенствовал артиллерию и устроил несколько оружейных заводов. Благодаря влиянию на императрицу его жены Мавры Егоровны и двоюродного брата Ивана Ивановича Шувалова, он пользовался неограниченной властью во все царствование Елизаветы Петровны: без его согласия не решалось важное государственное дело, особенно в области экономического строя и военной организации. В 1753 г. Шувалов представил сенату учрежденный императрицею проект уничтожения внутренних таможен и застав и повышения, взамен этого дохода, пошлин на привозимые из-за границы товары.

      Незадолго до смерти Елизаветы Петровны он настаивал  на составлении нового Уложения, сообразно  с потребностями и обычаями народа, и на всеобщем размежевании земель. Бескорыстным государственным деятелем он не был: много заботился о своих личных интересах, нередко в ущерб и государству, и частным лицам - например выхлопотал себе исключительное право на отпуск за границу леса, сала, ворвани, а также монополию тюленьего промысла. Ведя роскошную жизнь, оставил долгу в казну более миллиона рублей. 

 

3.2. Шувалов Иван Иванович 

      Русский государственный деятель, двоюродный брат П.И.Шувалова. Уроженец города Москвы, с ранних лет хорошо знавший иностранные языки, Шувалов уже с 1749 г. начинает играть роль при дворе императрицы Елизаветы Петровны, которая в конце своего царствования сделала его генерал-адъютантом и членом конференции (тогдашнего государственного совета). Он нередко объявлял сенату и высшим чиновникам именные повеления; к нему обращались в затруднительных случаях, когда нужно было особенное распоряжение императрицы; через него подавались просьбы и доклады на Высочайшее имя. Шувалов действовал всегда "бескорыстно, мягко и со всеми ровно и добродушно", благодаря чему у него почти вовсе не было врагов. Он отказался от предложенных ему императрицею графского титула и обширных поместий; не принял также и предложения о выбитии в честь его медали.

      Главная заслуга Шувалова заключается в покровительстве, оказанном им образованию. Самым видным делом его было учреждение, по плану, составленному им вместе с Ломоносовым, первого русского университета, в Москве, для всех сословий, с двумя гимназиями при нем (1755). Как первый "куратор" московского университета, Шувалов входил во все подробности его строя и положения; особенно трудился над улучшением преподавания как в университете, так и в гимназиях, для чего приглашал иностранных ученых, отправлял молодых русских людей для усовершенствования за границу, по возвращении откуда последние занимали профессорские кафедры в университете, и "ради успешного распространения знаний" устроил "университетскую типографию, в которой печатались заведенные им же "Московские Ведомости".

      По  его же инициативе возникли в 1757 г. академия художеств и в 1758 г. казанская гимназия. Академия возникла из учеников, которые, по распоряжению Шувалова, готовились для этой цели в московской гимназии, и находилась под его непосредственным ведением до 1763 г. Впоследствии из-за границы он выслал для академии снятые, по его распоряжению, формы лучших статуй в Риме, Флоренции и Неаполе. Особенным покровительством Шувалова с самого начала пользовался Ломоносов, воспевший его в нескольких своих одах и "рассуждениях".

С воцарением Екатерины II положение при дворе Шувалова пошатнулось, и он в 1763 г. уехал за границу, где пробыл 14 лет. Возвращение в 1777 г. Шувалова на родину было приветствовано в печати целым рядом хвалебных стихотворений, среди которых особенно замечательно "послание" Державина. Императрица назначила его обер-камергером и сделала одним из любимых своих собеседников. У него постоянно собирались княгиня Дашкова, Завадовский, Храповицкий, Козодавлев, Янкевич, Дмитриев, Шишков, Оленин, Державин и др. С княгиней Дашковой он разделял труды по изданию "Собеседника любителей российского слова": один из первых восхищался стихами Державина и содействовал его известности. Сам Шувалов писал немного: ему принадлежат лишь несколько переводов и стихотворений или без подписи, или под чужим именем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Горнозаводчики  Яковлевы 

      Уральские горнозаводчики. Основатель династии – Савва Яковлевич Собакин (1712-1784), позднее Яковлев.

          Савва Яковлев родился в 1713 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье мещанина Якова Собакина. В 1733 году, как и сотни сверстников, он отправился на поиски своего счастья в столицу Российской империи. В Петербурге Савва делает ошеломляющую карьеру. Начал с уличной торговли: продавал телятину. Торговал вблизи императорского Летнего сада. Здесь, по преданию, зазывая покупателей, он обратил на себя внимание. Так в царствование Елизаветы Петровны Собакин скопил тот первоначальный капитал, с которого началось его превращение в крупнейшего российского промышленника. На первых порах Савва обращает внимание на предприятия лёгкой промышленности. Сначала находит применение шкурам забиваемого скота, покупает кожевенную мастерскую, реконструирует и расширяет ее до уровня кожевенного завода. Оборудование заказывает в Голландии и Англии. Расширив и обновив убогую мануфактуру, Савва приобретает ещё одну, парусно-полотняную в Ярославле. Для удачливого предпринимателя необходим был соответствующий титул. В 1762 году Пётр III возводит Собакина в потомственное дворянство: поговаривали, что Савва снабжал императора деньгами.

      Летом в 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, приказавшая  по этому случаю выдавать народу в  кабаках водку бесплатно. Савва, недовольный смещением Петра III, ослушался. В Петербурге сохранилось предание, что за ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее. Но очень скоро Савва сумел добиться расположения и этой императрицы. По преданию, однажды, Екатерина выразила свое негодование по поводу ужасного состояния одной сельской церкви. Савва собрал мастеров, которые в короткий срок привели храм в надлежащий вид. Екатерина была поражена услужливостью Собакина, отменила свое наказание и повелела сменить его простонародную фамилию на благородную Яковлев.

            Новоиспеченный дворянин становится членом Вольного Экономического Общества, часто общается с Ломоносовым. Именно Михаил Васильевич стал первым для Яковлева наставником по горнозаводскому делу. В рабочем кабинете предпринимателя появляются карты, книги, чертежи. Для практического ознакомления с железоделательным производством Яковлев ездит в Олонец и Тулу, а в середине 60-х годов впервые едет на Урал. Яковлев был потрясен богатствами этого края. Осмотрев несколько десятков заводов, он начинает переговоры с владельцами об их приобретении. С 1766 по 1779 годы Яковлев покупает шестнадцать и строит шесть чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных заводов, и таким образом становится собственником двадцати двух уральских предприятий. В это время ему удается создать крупнейшее на Урале заводское хозяйство, став самым богатым и удачливым предпринимателем в России. Его возвышение, по словам Н. И. Павленко, не имеет себе равных ни по темпам, ни по приемам обогащения. Наряду с Демидовыми Савва Яковлев и его потомки сыграли важнейшую роль в развитии дореволюционной уральской промышленности, рельефно выделяясь среди других заводчиков Урала, уступая Демидовым лишь в том, что те стояли у истоков уральской индустрии.Елизаветы Петровны, которая питала слабость к сильным мужским голосам.

      Скупив  на Урале в общей сложности 22 завода, в том числе Верхне-Тагильский, Невьянский, Верх-Исетский, Ирбитский, Режевской и др., к 1766 Савва Яковлевич  стал крупнейшим заводовладельцем в  России. Богатство позволило приобрести в 1862 г. дворянское звание. Сыновья Саввы Яковлевича активно наращивали объем производства: если в 1783 заводы Саввы Яковлевича давали 1275 тыс. пудов чугуна, то в 1800 г. – 1620 тыс. пудов. В XIX в. Алапаевский, Верх-Исетский и Невьянский горные округа, играли ведущую роль в металлургической промышленности России.

Информация о работе История предпринимательства Урала