Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:57, реферат
Нефть в современных условиях — одна из острых и волную¬щих человечество проблем. О нефти много пишут и говорят как об одном из природных минералов, без которого не может нор¬мально функционировать и развиваться любая современная ци¬вилизация, об уникальных особенностях, выделяющих ее среди других веществ, созданных природой, о ее роли в политике меж¬дународных отношений государств мира, о прогнозных запасах ее в земной коре и возможных сроках окончательного их исто¬щения и т. д.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН
Альметьевский
государственный нефтяной институт
Кафедра
гуманитарного образования и
социологии
Реферат
по курсу «История и культура народов Татарстана»
на тему:
«История открытия
нефтяных месторождений
Татарии»
Выполнил студент группы
Преподаватель:
Альметьевск 2011
Нефть в современных условиях — одна из острых и волнующих человечество проблем. О нефти много пишут и говорят как об одном из природных минералов, без которого не может нормально функционировать и развиваться любая современная цивилизация, об уникальных особенностях, выделяющих ее среди других веществ, созданных природой, о ее роли в политике международных отношений государств мира, о прогнозных запасах ее в земной коре и возможных сроках окончательного их истощения и т. д.
Нефть — это действительно одно из значительных и вместе с тем во многом еще загадочных творений природы, обладающих огромнейшим энергетическим потенциалом, наделенных неограниченными возможностями физико-химических превращений.
Наше представление о нефти сложилось прежде всего как о горючем веществе, в процессе сгорания которого происходит выделение энергии, и потому ее относят к классу «горючих ископаемых» и часто именуют просто горючим. Однако современные достижения науки и практики в вопросах использования нефти ставят такое понятие о нефти в разряд одностороннего, относящегося к недавно минувшему времени.
Нефть — это сложная система упорядоченной и устойчивой в природных условиях смеси углеводородов различных классов, используемой как ценнейшее минеральное сырье не только для выработки горючих энергетических материалов, но и продуктов, служащих сырьем для удовлетворения стремительно возрастающих нужд развитая нефтехимического синтеза.
В изучении самой нефти и в раскрытии ее богатейших свойств наука шагнула далеко вперед. Вместе с тем нефть является одним -из редких видов природных минералов, познание происхождения которых долгое время основывалось на большом количестве гипотетических представлений.
Несмотря на то, что в этой области 1много сделано наукой, однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о происхождении веществ, послуживших исходным началом для образования углеводородов нефти. Спорным также представляется механизм и условия превращения исходного вещества в углеводороды нефти. До конца неразгаданной тайной являются и причины образования огромных скоплений нефти в определенных местах и толщах пород на различных глубинах земной коры.
Установлено, что на всех континентах планеты, где обнаружена нефть, на протяжении всей геологической истории формирования земной коры в различные эпохи происходили нефте-образовательные процессы, при этом нефть, в какой бы части планеты она ни находилась, природой наделялась всегда одними и теми же 'коренными физико-химическими свойствами, составом и структурой. Многие нефти имеют отличия в концентрации отдельных углеводородов (метанового, нафтенового, ароматического гомологического ряда), в 'Содержании тех или иных фракций (бензиновых, керосиновых, дизельных, масляных и др.), некоторые отличия в удельном весе, вязкости, количестве механических примесей и солей, в цвете и 'Оттенках, но при всем этом они всегда остаются в своей основе сводными между собой.
Удельный вес
большинства нефти Советского Союза
и мира ограничен пределами 0,8—0,95. В природе
редкое исключение составляют нефти, удельный
вес которых находился бы за пределами
указанных величин. Удельный вес всех
основных нефти Татарии, добываемых из
девонских, каменноугольных и других систем
палеозойской эры, не выходит за указанные
пределы. Близки к верхнему пределу значение
удельного веса нефти некоторых месторождений,
залегающих на небольших глубинах в пермских
отложениях в Нурлатском и других районах
Татарской АССР.
Фонтан девонской нефти с суточным дебитом 120 т, полученный в скважине 3 Ромашкино в 1948 г., положил начало исключительно успешному периоду интенсивной разведки недр Татарстана. Широко развернутые геологоразведочные работы вскоре выдвинули республику в число наиболее богатых нефтью районов Волго-Уральской провинции.
К настоящему времени в палеозойских отложениях установлена промышленная нефтеносность 26 стратиграфических горизонтов, открыто свыше 150 нефтяных месторождений, включающих более 2800 залежей. За время разработки месторождений добыто 3 млрд т нефти и свыше 90 млрд попутного газа.
В период ускоренного промышленного освоения нефтяных месторождений успешное применение получили поэтапная разведка залежей и новая методика доразведки крупных и небольших месторождений, основанная на активном использовании данных промысловой геофизики, сейсморазведки и структурного бурения. Предложенный комплекс методических приемов ускорил темпы подготовки нефтяных месторождений к разработке, сократил затраты на доразведку, повысил эффективность эксплуатационного бурения не только в Татарстане, но и в последующем освоении месторождений Западной Сибири.
Анализ истории открытий и практики геологоразведочных работ показывает, что решающее значение в создании мощной нефтяной базы на территории Татарстана принадлежит двум факторам: богатству недр и применению новой нетрадиционной методики поисков, разведки и доразведки нефтяных месторождений.
Если обратиться к истории поисков и разведки нефти на территории Татарстана и сравнить ее накопленный нефтяной потенциал с разведанными запасами соседних областей Волго-Уральской провинции, то станет очевидным, что по этому показателю республика занимает первое место. Общие ресурсы углеводородов (нефть, природные битумы) в ее недрах соизмеримы с суммарными запасами других нефтяных регионов Волго-Уральской провинции вместе взятых. Столь высокая концентрация нефти на сравнительно ограниченной площади объясняется открытием гигантского по размерам Ромашкинского месторождения, ряда других крупных месторождений в девонских отложениях (Ново-Елховское, Бавлинское, Первомайское, Бондюжское), а также высокой плотностью размещения средних и мелких залежей нефти и битумов, выявленных в каменноугольных и пермских продуктивных комплексах на окружающих крупные месторождения территориях.
Однако успех геологоразведочных работ на нефть определялся не только геологическими причинами, но и правильным решением теоретических, методических и технических вопросов, связанных с разработкой методики работ и обоснованием научных основ поисков полезных ископаемых. Поэтому в истории геологического изучения Урало-Поволжья и его составной части — территории Татарстана отмечено несколько этапов, последовательно раскрывающих развитие нефтепоисковых исследований, их эффективность и конечные геологические результаты.
Официальные сведения о наличии признаков нефти в Поволжье появились в 1703 г., когда в первом номере газеты «Ведомости» было напечатано следующее сообщение: «Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти…». С тех пор эта информация и указанная дата стали точкой отсчета истории изучения нефтеносности территории Поволжья. С самого начала исследований и до открытия промышленной нефти в пермских (1929 г.), каменноугольных (1934 г.) и девонских (1944 г.) отложениях усилия многих поколений ученых, геологов и практиков нефтяного дела были направлены в основном на изучение поверхностных нефтепроявлений. Накопленная в этот период геологическая информация открыла широкие перспективы ускоренного освоения нефтяных богатств Волго-Камского края.
История поисков и разведки нефти на территории республики тесно связана с развитием нефтепоисковых работ в районах Поволжья, и ее можно условно разделить на четыре этапа.
Первый этап (1703–1929 гг.) был наиболее длительным. Для него характерны: изучение поверхностных проявлений нефти, первый опыт ее добычи на естественных обнажениях битуминозных пород и попытки найти промышленную нефть в пермских отложениях. Геологические исследования вначале носили главным образом рекогносцировочный и экспедиционный характер.
Второй этап
(1930–1943 гг.) ознаменовался становлением
в Татарстане теоретической основы
методики геологоразведочных работ, поисками
нефти в пермских слоях и открытием
промышленной нефтеносности в
Третий этап (1944–1971 гг.) оказался исключительно плодотворным и самым успешным периодом поисково-разведочных работ. Начиная с 1944 г. после получения нефтяных фонтанов из франских песчаников в скважинах Яблонового оврага (Самарская область) и Туймазов (Башкортостан), разведка нефти в девонских отложениях занимает центральное место в комплексе поисково-разведочных работ на территории Татарстана. В качестве первого объекта для проверки нефтеносности девона избрали Шугуровское поднятие, на котором в 1944 г. начато строительство трех глубоких скважин с проектным горизонтом — кристаллический фундамент. Проведенные буровые работы не выявили скоплений нефти в терригенных отложениях девона из-за отсутствия замкнутой антиклинальной ловушки, однако явные следы нефтеносности в девонских песчаниках все же были обнаружены. Полученные данные укрепили оптимизм геологов в успехе поисков девонской нефти и подтвердили необходимость дальнейшего бурения.
В 1944 г., еще до открытия девонского месторождения в Туймазах, трестом «Туймазанефть» начато строительство двух скважин на Бавлинской структуре, расположенной на территории Татарстана с целью поисков нефти в нижнем карбоне. Бавлинская структура выявлена съемкой в 1934 г. (П.С. Чернов) и детализирована в 1939 г. по верхнепермским отложениям Н.Н. Форшем. Эта структура введена в глубокую разведку без крелиусной проверки и подтверждения по опорным слоям нижней перми. При заложении скважин руководствовались аналогией с хорошо изученной Туймазинской структурой. В результате бурения скважин 1 и 2 установлены нефтяные залежи в нижнем карбоне. После открытия девонской нефти в Туймазах эти скважины, имевшие 8-дюймовые обсадные колонны, были также углублены на девон, что привело к открытию высокодебитного Бавлинского месторождения в пашийских песчаниках (скв. 1). Это открытие свидетельствовало о больших перспективах обнаружения девонских залежей нефти на востоке Татарстана.
В эти же годы «Татгеолтрест» планомерно наращивал буровые работы в районе Шугуровского и Ромашкинского поднятий. Учитывая, что при разведке Шугуровской структуры наметилась тенденция к подъему кровли терригенного девона и кристаллического фундамента на север и северо-восток, т.е. в сторону погружения пермских и каменноугольных маркирующих горизонтов, принимается решение заложить две поисковые скважины на девон по восстанию девонских опорных слоев (скв. 8 — Сугушлинская, скв. 9 — Тукмакская). Бурение не принесло реального успеха, но выяснилось, что терригенный девон залегает здесь в несколько других гипсометрических условиях, чем в Шугурово. Подъем кровли кыновских слоев от Шугуровской к Сугушлинской площади составил примерно 40 м. В девонских песчаниках, вскрытых скважиной 8, обнаружены интенсивные нефтепроявления. Поэтому следующим объектом для разведки девона выбрано Ромашкинское поднятие, расположенное примерно в 10 км к северо-востоку от скважины 8.
Как известно, Ромашкинская структура закартирована еще в 1934 г. Е.И. Тихвинской и детализирована Г.П. Жузе в 1939 г. Позднее крелиусное бурение подтвердило поднятие по кровле туфовидного известняка верхнего карбона. Первая глубокая скважина 1 с целью разведки верей-намюрских отложений заложена в 1943 г. в своде Ромашкинского поднятия. Скважина 2 располагалась на южной периклинали и бурилась на турнейский ярус и угленосную свиту. Промышленного притока нефти из отложений среднего и нижнего карбона в этих скважинах не получено.
В 1946 г. началось
строительство первой девонской
скважины 3. Примерно в это же время
принимается решение о бурении
глубоких скважин на девон в пределах
Ойкинско-Алтунинской и
Бурение Ромашкинской скважины 3 продолжалось около года: было много аварий и осложнений. В июне 1948 г. бурением вскрыты нефтяные песчаники пашийского горизонта франского яруса девона, а в июле этого же года при испытании нефтеносного горизонта получен фонтан нефти с суточным дебитом 120 т.
Скважина 3 впервые доказала промышленную нефтеносность терригенного девона на сравнительно небольшой Ромашкинской структуре, подтвержденной по пермским и каменноугольным слоям. Вскоре выяснилось, что эта скважина обнаружила девонские нефтяные пласты уникального по размерам и запасам месторождения, не имевшего равных себе в России. В результате установлена региональная промышленная нефтеносность огромной территории на востоке Татарстана. Сегодня можно без преувеличения утверждать, что открытие Ромашкинского месторождения стало историческим событием в развитии нефтяной отрасли всей страны и положило начало новому, особенно успешному и эффективному этапу поисково-разведочных работ, обеспечивавших ускоренную подготовку промышленных запасов нефти и бурный рост нефтедобычи.
В ускоренных темпах
освоения Ромашкинского месторождения
особенно важное значение имела новая
методика работ, впервые примененная
геологами «Татгеолтреста». Как известно,
скважина 3 доказала промышленную нефтеносность
терригенного девона, но не раскрыла степень
соответствия нижних и верхних горизонтов
разреза на Ромашкинской структуре, закартированной
по пермско-каменноугольным отложениям.
Поэтому для определения мест заложения
последующих разведочных скважин следовало
знать характер структурных соотношений
между нижним (терригенный девон) и верхними
(карбон, пермь) комплексами. В соответствии
с традиционной методикой решение этого
вопроса потребовало бы проведения детальной
разведки Ромашкинского поднятия. Однако
уже при разбуривании Шугуровской структуры
отмечалось, что поднятие по пермско-каменноугольным
отложениям не отражает тектонику девонских
слоев. Поэтому геологи треста «Татнефтегазразведка»
проявили новаторство и высказали предположение,
что девонская залежь в скважине Ромашкино-3
может быть связана не с локальным, а пологим
региональным поднятием. Ввиду возможного
несоответствия в залегании девона и карбона
на Ромашкинском поднятии главный геолог
треста «Татнефтегазразведка» А.М. Мельников
и старший геолог Шугуровской нефтеразведки
С.П. Егоров приняли смелое решение о заложении
двух новых разведочных скважин в 6–7 км
к северо-востоку от скважины 3, руководствуясь
не структурной картой по карбону, а выявившимся
общим направлением подъема девонских
отложений. Обе скважины (10, 11) дали мощные
фонтаны нефти, подтвердив таким образом
наличие обширной площади нефтеносности,
превышающей размеры Ромашкинской структуры.
Учитывая пологое залегание девонских
отложений, можно было ожидать дальнейшее
расширение территории, занятой Ромашкинским
месторождением. В результате обобщения
новых данных бурения принимается татарский
метод разведки, впервые внедренный в
нашей стране и основанный на следующих
методических приемах: широком охвате
новых площадей бурением при значительном
удалении «выбросных» разведочных скважин
от крайних продуктивных; тщательном изучении
особенностей залегания девонских терригенных
отложений; анализе гипсометрического
положения водо-нефтяных контактов и других
параметров нефтеносности. Осуществление
поисково-разведочного бурения широкой
сетью скважин в пределах территорий с
низким уровнем изученности обеспечило
наилучшие условия для сравнения геологических
характеристик удаленных друг от друга
площадей и выбора оптимальных направлений
работ.
Информация о работе История открытия нефтяных месторождений Татарии