Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:09, контрольная работа
Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Все¬российской империи» (1775г.).
Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмиде¬сяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.
Губернская реформа 1775 г. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785г. 2
Основные институты гражданского права по Своду Законов Российской империи (вещное, обязательственное, наследственное право). 8
Изменения в государственном механизме России в начале ХХ века. 13
Список литературы. 17
В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии.
Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания.
Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.
Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около двадцати правовых оснований для причисления к дворянству).
Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия, завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).
«Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.
Грамота
закрепляла единый сословный статус
всего населения городов
Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).
Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
Все городское население делилось на шесть категорий:
1)
«настоящие городские
2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II — от пяти до десяти тысяч рублей, III—от одной до пяти тысяч рублей);
3)
состоявшие в цехах
4)
иногородние и иностранные
5)
именитые граждане (капиталисты
и банкиры, имевшие капитал
не менее пятидесяти тысяч
рублей, оптовые торговцы, судовладельцы,
состоящие в городской
6) прочее посадское население.
Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».
За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.
Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).
Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом (уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).
В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
«Жалованная грамота дворянству» закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности.
Дворяне обладали неограниченным правом собственности на имения любого типа (благоприобретенные и родовые). В них они могли осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.
В своде законов гражданские законы отразили некоторые элементы буржуазного права. Тем не менее и в этих гражданских законах сохранилось очень много черт феодального права — права-привелегии. Достаточно указать, что гражданское право способность и дееспособность определялись сословными, национальными и другими признаками. Имелся ряд ограничений в правоспособности замужних женщин. Многие черты феодальной поземельной собственности не были изжиты.
Значительная часть земельной площади не была признана объектом частной поземельной собственности. Вся надельная земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться не отдельными общинниками, не всей общиной в целом. Отчуждение дворянских имений ограничивалось существованием права родового выкупа, на основании которого каждый член рода мог выкупить у покупателя родовое имение. Законодательство предусматривало и учреждение майоратов, т.е. земельных владений, изъятых из гражданского оборота и передававшихся только по наследству старшему в роде.
Среди ограничений правоспособности и дееспособности вследствие принадлежности к тому или иному сословию обращает на себя внимание запрещение крестьянам выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность принадлежавший им надел. Крестьяне, не имевшие частной недвижимой собственности, если они не взяли торговых свидетельств, не могли обязываться векселями. Имелись ограничения в дееспособности лиц духовного звания. В частности, они не могли обязываться векселями; православному духовенству запрещалось совершать договоры подряда и поставки. Сильно ограничивались правоспособность и дееспособность евреев.
Гражданские
законы страдали крупнейшими недостатками
с точки зрения юридической техники.
В частности, они отличались казуистичностью
и неопределенностью
Основные институты вещного права. Система русского вещного права ХIХ в.состояла из следующих институтов :
В законодательстве ХIХ в. учение о владении получило дальнейшее развитие. Оно различает законное и незаконное владение.
Согласно ст. 531 т. Х ч.1 Свода законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и "сделаны наждлежащие по закону о передаче оного распоряжения". Закон различал спор о владении от спора о праве собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от вопроса о втором.
Термин "собственность" сделался известным только в конце ХVIII в. Законодательство ХIХ в. не только узаконило этот термин, но и дало полное определение права собственности. По ст. 420 т. Х ч. 1 Свода законов "собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно".
Законодательство регламентировало ограничение права собственности. Законодательство ХIХ в. делило эти ограничения на право участия общего и право участия частного. Ограничения в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия, называлось правом участия общего. Среди этих прав закон перечисляет право проезда по дорогам, проезда на речных судах, право на бечевник, т.е. право пользования полосой берега для бечевой тяги судов и плотов. Защита права участия общего производилась административным порядком.
Ограничение
собственности в пользу какого-либо
определенного лица называлось правом
участия частного. В основном право
участия частного устанавливало
ограничение права
Законодательство XIX в. подробно регламентировало способы приобретения права собственности.
В XIX в. залоговое право подверглось подробной регламентации, развились особые виды залога. В частности, стал различаться залог частным лицам от залога в кредитных установлениях — государственных банках, городских банках и т.д.
Законодательство знало пожизненное владение, т.е. вещное право пользования вещью и извлечения плодов.
Основные черты обязательственного права. В рассматриваемый период в законодательстве наметилось различие между обязательствами из договором и обязательствами из причинения вреда. По ст. 574 т. Х ч. 1 Свода законов "всякий ущерб в имуществе и причиненные кому-либо вред и убытки, с одной стороны, налагают обязанность доставлять, а с другой, производят право требовать вознаграждения".
В Своде имелся специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров.
По ст. 1528 т. Х ч. 1 Свода законов договор составляется по взаимному согласию договаривающихся лиц; его предметом могут быть или имущество, или действия лиц, причем "цель его должна быть не противна законам, благочинию и общественному порядку". В соответствии с этим договоры признавались ничтожными, если побудительной причиной их заключению было достижение недозволенной законом цели (в частности, когда договором преследовалось: 1) расторжение законного супружества; 2) подложное переукрепление именения во избежание платежа долгов; 3) присвоение частному лицу такого права, которого оно по состоянию своему иметь не могло; 4) нанесение вреда государственной казне).
Стороны могли включать в договоры по обоюдному согласию и по их усмотрению условия, не противоречащие законам, в частности, условия о сроке, о платеже, о неустойке, об обеспечениях и т.д. Договоры могли совершаться домашним нотариальным, явочным или крепостным порядкам.
Средствами
обеспечения договоров
Гражданское законодательство предусматривало следующие договоры: мену, куплю-продажу, запродажу, наем имущества, подряд и поставку, заем и ссуду имущества, поклажу, товарищество, страхование, личный наем, доверенность. Регулируя договор мены, законодательство ограничивало мену недвижимых имуществ. Мена недвижимых имуществ должна была оформляться нотариальным порядком.
Информация о работе История отечественного государства и права