Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:13, шпаргалка
История – это прошлое в развитии природы и общества. Изучение фактов, событий, различных процессов, пройденных человечеством, привело к созданию истории как науки. Превращение истории в науку – длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука. Наука, изучающая историю России, ее народов, называется отечественной историей. История связана с археологией, этнографией, источниковедением, культурой, многими общественными науками. Используя исторические памятники, она устанавливает закономерности общественного развития. Закономерность – объективная, повторяющаяся при определенных условиях, существенная связь явлений в природе и обществе. История вскрывает объективные и субъективные факторы в историческом процессе, является памятью человечества. Изучая прошлое, история помогает понять настоящее, предостерегает от повторения пройденных ошибок.
1.История как наука.
Столыпенские реформы.
1. 30
2.Восточные славяне.
Революция 1905г экономическое положение.
2. 29
3 Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.
Русская культура 19в.
3. 26
4.Феодальная раздробленность Руси.
Окончание ,итоги Отечественной и 2 мировой войны.
5. 42
5.Холодная война.
Борьба русского народа за независимость в 13 в.
44.6
6.Формирование русского гос-ва .
Россия в годы Первой мировой войны ,кризис.
7. 31
7.Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Февральская революция 1917.
8. 32
8.Октябрьская революция .
Культура 14-16 в.
33.9
9.Смута .
СССР в 1945-1953 гг.
10. 43
10.Новые черты экономической,социальной и политической жизни России в 17
в,проблемы внешней политики.
Советское гос-во после Гражданской войны,НЭП.
11. 35
11.Церковный раскол.
Русско-Японская война.
12. 27
12.Внеш. и внутр. политика Петра первого.
Образование СССР.
13. 38
13.Эпоха дворцовых переворотов.
Причины второй мировой войны.СССр накануне войны.
14. 39
14.Просвещённый абсолютизм Екатерины второй.
Великая Отечественная война.
15. 40
15.Крестьянская война.
Внешняя политика СССР в годы Велик. Отечеств. войны.
16. 41
16.Внешняя политика второй половины 18в,Ушаков,Суворов.
Социально -эконом. преобразования советского гос-ва в 30 гг.
17. 36
17.Культура и просвещение 16-18в.
Гражданская война.интервенция,военный коммунизм.
18. 34
18.Россия в системе международных отношений в начале 19в,отечественная война
Общественно полит. жизнь СССР в 30 г, Сталин,репрессии.
19. 37
19.Реформы Александра Первого.
Внешняя политика на современном этапе.
20. 50
20.Декабристы,русская правда и конституция.
Противоречия соц-эконом. развития страны 20в.
21. 46
21.Внешняя политика второй половины 60-80 гг середины 20 века.
Внутренняя и внешняя политика Николая Первого.
47. 22
22.Крестьянская реформа.
Значение СССР в 1985-1991гг.
23. 48
23.Буржуазные реформы в России в 60-70 гг19века.
Особенности развития капитализма в России.Россия в 1991-2000 гг.
24. 49
24.СССР в 1953-1964,оттепель.
Крымская война,основные направления внешней политики во второй половине 19 века.
45. 25
25.Культура Киевской Руси.
Соц-полит. ,эконом. развитие России на рубеже 19-20 веков.
4. 28
В финансовой
сфере, кроме единого Государственного
банка, появились частные и
В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда вводилась денежная система оплаты.
В результате
НЭПа в 1926 г. по основным видам промышленной
продукции был достигнут довоенный уровень
производства. Легкая промышленность
развивалась быстрее, чем тяжелая. Условия
жизни городского и сельского населения
улучшились. Началась отмена карточной
системы распределения продуктов питания.
Вопрос 36. Социально-экономические преобразования Советского государства в 1930г. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
К концу 1930-х гг. в СССР сложился тоталитарный режим, имевший ряд общих черт с подобными режимами в других странах. Во главе тоталитарного режима стоит единоличный лидер харизматического типа, принимающий все важнейшие решения. В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Государство нуждалось в послушных исполнителях, поэтому поощрялась уравнительная психология. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались малоосуществимыми. Общая грамотность и квалификация тружеников были еще низки. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях невозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе. Психологию людей советского общества отличали такие парадоксальные черты, как во многом искреннее стремление к новым достижениям, пафос и энтузиазм (стахановское движение, ударный труд на стройках и т.д.) и одновременно страх, непонимание смысла раскулачивания, политических репрессий. Практика национальных отношений также не соответствовала провозглашенным Конституцией принципам федерализма, независимости, суверенитета.
Индустриализация и Коллективизация. В 1929 г. началась массовая коллективизация, заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. 5 января 1930 г. ЦК решил, что к весне 1931 г. или к осени 1930г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев, а выкачивание хлеба из села выросло. В итоге - голод 1932-1933 гг. Людоедство стало обычным явлением. Мы не знаем точных цифр жертв голода, вызванного самой властью. Западные ученые называют от 3 до 10 млн. человек. Не знаем мы и числа погибших от раскулачивания. Согласно постановлению СНК и ЦК ВКП(б) заготовки становились составной частью обязательного налога, не подлежащего пересмотру местными властями, его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями. "Примерный устав сельскохозяйственной артели" был принят в разгар коллективизации, второй - после ее завершения (1935г). В уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные и кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности - постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п. "Кулаки" и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового примерного устава. По истечении определенного срока и с соответствующими рекомендациями в колхоз могли приниматься бывшие "кулаки". Была установлена очередность выполнения колхозом своих обязательств: сначала перед государством и МТС, затем создается обязательный семенной фонд, фонды социальной поддержки (нетрудоспособным, детям и т.п.), выделяется часть урожая на продажу, а оставшаяся часть урожая распределяется по трудодням.
В начале индустриализации в апреле 1928г. было заявлено о "саботаже" старой технической интеллигенции ("шахтинское дело"). Старые кадры были отстранены и прошло широкое выдвижение на руководящие посты рабочих - членов партии, что негативно сказалось на развитии производства. В июне 1931г. была сделана попытка остановить этот процесс. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничение доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932г. были введены трудовые книжки. С ноября 1932г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла. В 1929г. был принят первый пятилетний план развития. С этого времени "косвенное регулирование" вытесняется элементами непосредственного управления. С начала 1933г. было заявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. (На деле Первая пятилетка провалилась).
С 1930 г.
от ВСНХ стали отделяться самостоятельные
отрасли управления. Сам ВСНХ преобразуется
в Наркомтяжпром. В мае 1932 г. частным лицам
запрещается открывать магазины и лавки.
С января 1930 г. было принято постановление
ЦИК и СНК "О кредитной реформе". Госбанк
превратился в единственного распределителя
краткосрочных кредитов. Была ликвидирована
функциональная система управления экономикой,
вместо нее устанавливался производственно-
Вопрос 37. Общественно-политическая жизнь в стране в 1930г.
Общественно-политическая
жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью
страны, уже ставшей тоталитарной.
Тоталитарным называют такое общество,
в котором ликвидирована
Экономической основой тоталитаризма
советского типа была командно-административная
система, построенная на огосударствлении
средств производства, директивном планировании
и ценообразовании, ликвидации основ рынка.
В СССР она сформировалась в процессе
проведения индустриализации и коллективизации.
Однопартийная политическая система утвердилась
в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного
аппарата с государственным, подчинение
партии государству стало фактом тогда
же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых
схваток ее лидеров в борьбе за власть,
являлась единым, строго централизованным,
жестко соподчиненным, отлаженным механизмом.
Дискуссии, обсуждения, элементы партийной
демократии безвозвратно ушли в прошлое.
Коммунистическая партия была единственной
легальной политической организацией.
Советы, формально являвшиеся главными
органами диктатуры пролетариата, действовали
под ее контролем, все государственные
решения принимались Политбюро и Центральным
Комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись
постановлениями правительства. Ведущие
деятели партии занимали руководящие
посты в государстве. Через партийные
органы шла вся кадровая работа: ни одно
назначение не могло состояться без одобрения
партийных ячеек.
Что касается комсомола, профсоюзов, других
общественных организаций, то они были
не более чем «приводными ремнями» от
партии к массам. Своеобразные «школы
коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол
— для молодежи, пионерская организация
— для детей и подростков, творческие
союзы — для интеллигенции), они, в сущности,
выполняли роль представителей партии
в различных слоях общества, помогали
ей руководить всеми сферами жизни страны.
Духовной основой тоталитарного общества
в СССР была официальная идеология, постулаты
которой — понятные, простые — внедрялись
в сознание людей в виде лозунгов, песен,
стихотворений, цитат вождей, лекций по
изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»:
в СССР построены основы социалистического
общества; по мере продвижения к социализму
классовая борьба будет обостряться; «кто
не с нами — тот против нас»; СССР — оплот
прогрессивной общественности всего мира;
«Сталин — это Ленин сегодня ». Малейшее
отступление от этих простых истин каралось:
«чистки», исключение из партии, репрессии
были призваны сохранить идейную чистоту
граждан.
Культ Сталина как вождя общества был
едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма
30-х гг. В образе мудрого, беспощадного
к врагам, простого и доступного лидера
партии и народа абстрактные призывы обретали
плоть и кровь, становились предельно
конкретными и близкими. Песни, кинофильмы,
книги, стихотворения, газетные и журнальные
публикации внушали любовь, трепет и граничащее
со страхом уважение. На нем замыкалась
вся пирамида тоталитарной власти, он
был ее бесспорным, абсолютным вождем.
В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся
ранее и существенно разросшийся репрессивный
аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы
— «тройки», Главное управление лагерей
— ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий
шли одна за другой: «Шахтинское дело»
(1928), процесс над «Промышленной партией»
(1930), «Дело академиков» (1930), репрессии
в связи с убийством Кирова (1934), политические
процессы 1936—1939 гг. против бывших вождей
партии (Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А.
И. Рыков и др.), руководителей Красной
Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И.
Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни
почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей
прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии
были тем самым орудием, посредством которого
тоталитарное общество расправлялось
не только с реальной, но и с предполагаемой
оппозицией, вселяло страх и покорность,
готовность жертвовать друзьями и близкими.
Они напоминали запуганному обществу
о том, что человек, «взвешенный на весах»
истории, легок и ничтожен, что его жизнь
не имеет никакой ценности, если она нужна
обществу. Террор имел и экономическое
значение: на стройках первых пятилеток
трудились миллионы заключенных, внося
свой вклад в экономическое могущество
страны.
В обществе сложилась весьма непростая
духовная атмосфера. С одной стороны, многим
хотелось верить, что жизнь становится
лучше и веселее, что трудности пройдут,
а сделанное ими останется навсегда —
в светлом будущем, которое они строят
для следующих поколений. Отсюда энтузиазм,
вера, надежда на справедливость, гордость
от участия в великом, как считали миллионы
людей, деле. С другой стороны, царили страх,
ощущение собственной незначительности,
незащищенности, утверждалась готовность
беспрекословно выполнять данные кем-то
команды. Полагают, что именно такое —
взвинченное, трагически расколотое восприятие
действительности свойственно тоталитаризму,
который требует, говоря словами философа,
«восторженного утверждения чего-то, фанатической
решимости ради ничто».
Символом эпохи можно считать принятую
в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала
гражданам весь набор демократических
прав и свобод. Другое дело, что большинства
из них граждане были лишены. СССР характеризовался
как социалистическое государство рабочих
и крестьян. Конституция отмечала, что
социализм в основном построен, утвердилась
общественная социалистическая собственность
на средства производства. Политической
основой СССР признавались Советы депутатов
трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль
руководящего ядра общества. Принцип разделения
властей отсутствовал.
Вопрос 38. Национальная политика Советского государства в 1920-1930г. Образование СССР.
На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Ленин предложил новую экономическую политику (НЭП). Это была антикризисная программа, которая состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при полновластие РКП(б). Политическая цель нэпа – снять напряженность и укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.
Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продналог. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Отечественному и иностранному капиталу разрешалось создавать акционерные и совместные с государством предприятия. Деятельность государственных предприятий становилась более самостоятельной, самоокупаемой и хозрасчетной.
В финансовой
сфере, кроме Государственного банка
появились частные и
Таким образом, одна из задач нэпа – преодоление разрухи – была решена (экономическая задача). В социальной политике (социальная задача) произошли так же изменения. Был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность. В системе оплаты произведена реформа – вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке.
Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. Речь шла о необходимости превращения СССР из страны, ввозящий машины и оборудование, в страну, производящую их.
На рубеже 20-30 годов руководство страны приняло курс на форсирование индустриального развития. Это воплотилось в пятилетних планах развития народного хозяйства.
Первая пятилетка 1928-1932 гг. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Руководство страны решило выдвинуть лозунг – догнать и перегнать в кратчайшие сроки в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отсталость страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировала выбор форсированного развития тяжелой промышленности.
Вторая пятилетка 1933-1937 гг. Главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей технике для всех его отраслей. План был выполнен досрочно.
Аграрный вопрос. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянского хозяйства. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Кризис заготовительной кампании и административно-командное руководство привело к переходу к всеобщей коллективизации. Это выразилось в повсеместном создании новых колхозов. Их финансировали, предоставляли льготы. Принимались меры по ограничению развития кулацких хозяйств.
5 декабря
1936 г. была принята Конституция
СССР. В ней были отражены
перемены в национально-
Вопрос 39. Причины Второй мировой войны. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны.
К концу 1930-х гг. Советский Союз по общему объему промышленного производства вышел на первое место в Европе и второе место в мире. В ранее необжитых районах поднялись сотни новых городов, вступили в строй тысячи новых заводов. Миллионы людей трудились самоотверженно, воспринимали успехи и заботы страны как свои собственные, верили, что они строят новый мир. Успехи в экономике достигались ценой огромного напряжения сил и самоограничения при сохранении серьезных диспропорций в народном хозяйстве. И в третьей пятилетке (1938—1942) упор делался на развитие тяжелой индустрии. Между тем и в этой отрасли сохранялись слабая дисциплина, недостаточная профессиональная подготовка и текучесть кадров. Многие новостройки возводились трудом заключенных. К этому времени в стране окончательно сложился политический режим с полностью огосударствленной экономикой, командно-административными методами управления. Духовная и культурная жизнь общества находилась под постоянным идеологическим контролем. Для психологической атмосферы в обществе было характерно сочетание массового энтузиазма, веры в лучшее будущее со страхом перед неизвестностью, непониманием причин проводимых репрессий. Сложной и противоречивой была и международная обстановка. Попытки, СССР создать систему европейской безопасности окончились неудачей. Начавшиеся 12 августа 1939 г. англо-франко-советские переговоры о взаимопомощи в связи с возможной германской агрессией зашли в тупик. Контакты же с Германией увенчались подписанием 23 августа 1939 г. договора о ненападении и секретного протокола о разделе “сфер интересов” в Восточной Европе (по существу, предполагался четвертый раздел Польши). Историки и политики по-разному оценивают этот договор. Заручившись поддержкой СССР, Германия 1 сентября напала на Польшу. Через день Англия и Франция объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. 17 сентября части Красной Армии вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию. 28 сентября Польша перестала существовать как суверенное государство. В тот же день в Москве был подписан советско-германский договор “О дружбе и границе”. В секретных приложениях к нему были уточнены сферы влияния. Союз с Гитлером подтолкнул СССР на вооруженный конфликт с Финляндией. Продолжавшиеся четыре месяца (ноябрь 1939 — март 1940 г.) боевые действия носили ожесточенный характер. Потери Красной Армии составили более 120 тыс. человек. Война закончилась подписанием мирного договора. Была установлена новая граница, расстояние между ней и Ленинградом увеличилось до 150 км. Летом 1940 г. произошло новое изменение границ СССР. В его состав были включены Северная Буковина и Бессарабия, республики Прибалтики. Понимая, что войны с Германией избежать нельзя. Советский Союз готовился к защите. Ассигнования на оборону, составлявшие в 1939 г. 25,6% государственного бюджета, в 1940 г. возросли до 32,6%, а в начале 1941 г. достигали уже 43,4%. Накануне войны прошли испытания новые образцы военной техники. Однако не был налажен их массовый выпуск. На востоке страны создавались предприятия-дублеры, которые в случае войны могли бы заменить разрушенные или захваченные врагом.