История образования Великого Княжества Литовского

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Исследование истории прибалтийских земель и их исконных связей с Русью помогает понять освободительную борьбу против иноземных захватчиков, которую эти народы вели в XIII веке вместе с российским народом. Юго-восточное побережье Балтийского моря от Нижней Вислы до Финского залива было заселено пруссами, литовцами, (фактически литовцами, жемайтами, эстонцами латышами, земгалами). Разнообразные источники свидетельствуют о тесной связи Руси с Литвой.

Работа содержит 1 файл

ВКЛ формиравание развитие.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

Введение.

Исследование истории прибалтийских земель и их исконных связей с Русью помогает понять освободительную борьбу против иноземных захватчиков, которую эти народы вели в XIII веке вместе с российским народом. Юго-восточное побережье Балтийского моря от Нижней Вислы до Финского залива было заселено пруссами, литовцами, (фактически литовцами, жемайтами, эстонцами латышами, земгалами). Разнообразные источники свидетельствуют о тесной связи Руси с Литвой. Археологи молвят о наличии значимых славянских частей с литовской материальной культурой. Литовская денежная система была тесновато связана с российской, литовские народные сказки обнаруживают огромную близость с древнерусскими. Летописи упоминают о походах киевских князей X - начала XII века в литовские земли. В пору расчленения древнерусского страны на землях меж Неманом и Двиной начало складываться самостоятельное Литовское княжество. Набеги литовских войск стали угрожать Полоцку, Пинску, Берестою.

К началу XIII века из ранее сложившихся  полугосударственных объединений  складывается литовской, относительно единое, феодальное страны –

 

Великое княжество Литовское.

Великое княжество Литовское, феодальное правительство, существовавшее в XIII – XVI века, на местности части современной  Литвы и Белоруссии. Главным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы игрались подсобную  роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном  производстве, внутренняя и внешняя  торговля (с Русью, Польшей и др.) Содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай и др.). В IX – XII века на местности  Литвы развивались феодальные дела, складывались сословия феодалов и зависимых  людей. Отдельные литовские политические объединения – земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) – имели не однообразный уровень общественно-экономического развития. Разложение первобытных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию страны у литовцев. По сообщению Галицко-волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 года упоминается альянс литовских князей во главе со «старейшими» князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии страны в Литве. Усиление великокняжеской власти привело к объединению главных литовских земель в ВКЛ под властью Миндовга (середина 30-х годов XIII века – 1263 г.), Захватившего также некие белорусские земли (Черную Русь). Образование ВКЛ было ускорено, необходимостью объединиться для борьбы с злостью германских крестоносцев, усилившейся с начала XIII века. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в схватках при Шяуляе (1236 г.) И Дубре (1260 г.)

В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств старой Руси выросли два массивных страны, две новейшие Руси: Русь столичная и Русь Литовская. Три четверти российских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие остальные – попали в состав Литовской Руси. Начиная с XIII века и до конца XVIII., История этих земель тесным образом связана с существованием Великого княжества Литовского.

Глава 1. Истоки Великого княжества Литовского.

А) Политическая раздробленность.

С незапамятных времен у Варяжского моря по нижнему течению Западной Двины, по Неману и области Нижней Вислы жили литовские племена  корсь, летьгола (латгалы), зимогола, жмудь (жемайты) литва, голядь, ятваги прусы. По своему языческому быту они были родственны восточным славянам. Болота и леса, покрывавшие землю этих племен, долгие годы препятствовали их общению с соседними народами.

В начале XIII века литовский племена находились в состояние полной политической раздробленности: они управлялись обилием племенных князей, окруженных своими дружинами, с которыми они делали неизменные набеги и нападения на соседние российские и польские земли. Грозная опасность со стороны агрессивных западных соседей - Левонского и Тевтонского германских орденов принудила литовские племена стремиться к объединению. Они группировались около собственных и российских князей, для того, что бы дать отпор завоевателям.

Б) Первый князь литовский  – Миндовг.

Раздробленная до тех пор Литва  в 30-м годам XIII века стала складываться в правительство. Выразителем объединительных  стремлений у литовцев явился князь  Миндовг (либо Миндове), который в 30-х годах XIII века становится первым литовским князем. Он не лишь объединил под своею властью большая часть литовских племен, но захватил также и так называемую Черную Русь - область по левым притокам Немана с городами Новгородком, Слонимом, Волковысском и Городном. Захватив российский город Новгородок (либо Новгородек) в верховьях Немана, он основал в нем свое княжество и расположил свою власть на некие части литвы, жмуди, ятвягов и на российские волости: Полоцкую, Витебскую и отчасти Смоленскую.

Покоряя Русь с помощью собственных  литовцев, он с помощью российских распространял свое влияние и  господство посреди литовских князьком. Воюя с германцами, он двигал против них в одном ополчение и  Литву, и российских. Так, он из литовских  князей старался сблизить враждебные до этого российские и литовские  племена и на их соединении выстроить  свое правительство. Это правительство  было еще совсем непрочно и слабо; но оно давала Литве защиту от германцев, а российским – прибежище от татар, и потому оно держалось. Миндовг всю свою жизнь воевал с германцами, то, уступая им, то, опять поднимаясь на них. Боясь германского порабощения, он согласился принять крещение от германцев и за это получил от Папы королевскую корону. Акт коронации произошел 6 июля 1253 года. Он увенчал деятельность этого объединителя литовских племен, создателя страны Литовского и его первого правителя, он символизировал собой завершения долгого и сложного процесса сотворения старого, самого первого страны.

Когда же происшествия переменились, он возвратился к язычеству и  опять обрушился на германцев. Так  же и по отношению к Руси Миндовг менял приемы собственной политики. Являясь, порою решительным завоевателем, он время от времени готов был на соглашения. Встретив могучего противника в Данииле Галицком, он замирил его уступкою неких земель брачным союзом, отдав свою дочь в супруги Шварну Данииловичу. Не смотря, но, на свою упругость, Миндовг не кончил хорошем. Недовольные им литовские князья убили его 1263 году, но по большей части сами погибли от мести Миндовгого отпрыска Войшелка.

Но, тем не менее, Литва стала  субъектом политики того времени, она  осуществляла самостоятельную дипломатию, участвовала в захватнических и  оборонительных войнах. Литовцы стали  единственной ветвью балтов, которые вошли в цивилизацию средневековой Европы со своим государством и сударем – владыкой Мидовгом.

 

Глава 2. Формирование ВКЛ как правительство.

А) Гедимин – основоположник огромной мощной страны.

В княжестве Миндовга начался после его погибели продолжительный период смут и междоусобиц в борьбе за власть, и самое княжество Литва уменьшилось вследствие отпадения от него многих волостей. Прошло полстолетия, ранее чем в Литве утвердился порядок и, опять образовалась, мощная княжеская власть: с 1316 года в Литве действует князь Гедимин (1316 – 1341 гг.), Основоположник династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и российских земель огромное мощное правительство. При Гедимине в Литве уже есть города, укрепленные по правилам военного искусства: Литовские рати отлично устроены и вооружены. Российские люди служат в войсках Гедимина и начальствуют ими; они ездят в посольства от имени литовского сударя; они управляют городами и волостями. При дворе Гедимина слышится российский язык, потому что он сам был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же. Сам себя же он считал не лишь литовским князем, но и российским. При нем российское влияние на литовских князей очень усилилось. Он подчинил себе все российские княжества от Полоцка до Киева, а заведовал широким княжеством из неприступного города Троки (Трокский замок стоял среди озера), а потом из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Немана.

Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Популяция российских земель само охотно шло под власть обруселых Гедиминовичей.

Западный германо-романский мир, пережив период феодального дробления  и тщетных попыток сохранить  и возродить единство в форме  Священной Римской империи, строит в XIV веке новое политическое здание государственных стран как бы то ни было на западе идет в XIV веке кристаллизация политического быта. Таковая же «кристаллизация» идет (если допустимо это выражение) и на северо-восточной окраине Европы: объединяется северо-восточная Русь, строится на великорусской племенной почве столичное правительство, противопоставляя свое национальное политическое единство татарскому и литовскому мирам.

Наша территория к данной исторической эры нашла свой политический центр  не там, где находила его в XIII веке, - не в Галицкой – Волынской области  и не в Новогрудке Миндовга, а в Вильне Гедимина. Тут во времена Витеня (середины 1290-х годов до 1320 года) и его брата преемника Гедимина (1321 – 1341 гг.) Завершено в новой форме и на других основаниях здание, заложенное Мидовгом. Территория страны обхватывала наиблежайшим образом то, что позже выступает как Великое княжество Литовское. Под Литовской землей разумелась не лишь исконная территория литовского племени, а и соседние российские земли, занятые и отчасти колонизованные литвою в XIII веке, а конкретно: темная Русь (по левым притокам Немана) с городами Новгородком, Волковыйском, Слонимом, Сгитовом, Городном. Так, самая сердцевина ВКЛ представляет собой уже достаточно сложное по составу этнографическое и социально-политическое целое, объединяя маленькие волости и общины литовские, управлявшиеся в до историческое время местными вождями, и обломки древне русских земель.

Формирование страны проходило  динамично, при этом конкретно славянские земли становилось опорой литовского великого князя в его борьбе с  непокорными племенными княжениями литовцев. Методы присоединения новейших земель были различными. Многие российские земли добровольно вошли в  состав Великого княжества Литовского. Наряду с этим некие местности (к  примеру, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой  орудия. При этом власть на местах фактически не изменялась: новейших порядков старались  никому не навязывать.

Литовской династии удалось образовать таковой центр, к которому стала  тяготеть потерявшая свое единство вся  Юго-Западная Русь. Гедиминас начал  её собирание, а его дети и внуки  окончили этот процесс, который совершался скоро и просто.

Б) Литовско-российский характер княжества.

Новое правительство строилось  на очень еще первобытной экономической  базе. Господствующее значение лесных промыслов, элементарного скотоводства и сельского хозяйства при  ничтожном развитии торговли избавляло  возможность развития городского быта, сколько-нибудь подобного наблюдаемому в старой Руси. Землевладение, естественно, - господствующий источник благосостояния и социальной силой. Так определялось сходство социально-экономического быта Литвы и Руси.

Вхождение в состав ВКЛ российских, украинских, белорусских земель с  более развитыми публичными отношениями  культурой содействовало дальнейшему  развитию общественно-экономических  отношений в Литве. В присоединенных землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей ВКЛ обусловили отсутствие в централизации в государственном управлении.

Формировалось федеративное правительство, пусть со специфичной, средневековой, но федерацией (в противоположность  столичной централизации).

Во главе страны стоял великий  князь, но при нем - совет из представителей знати высшего духовенства.

С другой стороны, сложные направленные условия, вызвавшие к исторической жизни и деятельности Великое  княжество Литовское, выросшее в  борьбе на несколько фронтов, создали  потребность в сильной организации, которая обеспечивала бы наличность постоянно готовых к бою военных  сил. Сочетание указанных политических и экономических условий литовской  жизни вело к развитию той же связи  военного дела и военной службы с  землевладением, которое составляет одну из характернейших особенностей российского строя в удельное время, после упадка городской организации с её городовыми полками. В организации собственной военной силы литовская власть опирается на крупное землевладение панов и служилых княжат, не лишь не стремясь по началу упразднить либо ослабить их вотчину (местно-политического характера) силу, но пользуясь её как готовой организационной ячейкой для возводимого ею строения новой, более широкой государственности. Эти вотчины – панские и княжие – различного происхождения. В своей Литве и на Жмуди можно созидать в них местности дробных прежних племенных единиц, как в их владельцах, панах литовских, потомков прежних племенных династов. Их местное значение, их власть над местным популяцией могли лишь усилиться, вследствие объединения Литвы под главенством виленского великого князя. Ранее, по-видимому, в пору доисторическую, следует представлять их себе ограниченными значением племенных сходок, время от времени выбиравших вождя, и советом старейшин. Литовское объединение сделало их панами-вотчинниками подобно удельными князьям российским того же времени.

Далее появляются новейшие панские  вотчины методом подъема новин  и колонизации по инициативе панов-воителей, которые, «ополонившись» во многих походах, сажали челядь свою на земле, ведя её трудом свое хозяйство. По мере расширения и наилучшей организации этих хозяйств они на оккупированные земли завлекают и гулящую бедноту, ставя её в зависимое положение от землевладельца. Это сидевшее на владельческой земле популяция попадало под опеку владельца, усиливая его значение в общем, складе тогдашнего публичного строя.

Наконец, источником возникновения  таковых вотчин в эру великокняжеской  власти стают земельные пожалования  князей.

При её возраставшей силе центральной  власти различие происхождения вотчинных  прав естественно нивелировалось, тем более что крепость и сохранение, к примеру, за потомками либо вообще наследниками вотчинных владений, происшедших не от пожалования, требовали доказательства владения грамот великим князем защиты их прав великокняжеской властью. Роль данной власти, как основного источника права в строящемся по новой обществе, давала ей возможность проводить свои требования, обусловливая всякое право, всякое владение и их защиту служением себе, своим интересам, т.е. Интересам новой литовской государственности. И опять-таки нужно сказать, что дела в Литовской земле (отчасти, естественно, и под прямым влиянием российского соседства и быта инкорпорированной темной Руси) развивались в том же направление, как в российских удельных княжествах, где власть княжая, избавлена от вечевой общины и принявшая территориальный характер, становится главным источником права в удельном княжестве и организует свою военную силу с помощью потомков дружины – бояр-вотчинников, стремясь в более политических комплексах свести к тому же положению служилых князей с обращением их уделов в вотчины княжат как слоя того же землевладельческого и служилого боярства.

Информация о работе История образования Великого Княжества Литовского