Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:17, реферат
История Московского Кремля тесно связана с историей возвышения Москвы и борьбы ее с татаро-монгольским игом, с историей объединения русских земель в единое централизованное государство, со всей историей нашей Родины. Отсюда, от кремлевских ворот, расходились дороги во все концы русской земли. Отсюда выступали в походы русские войска, и сюда возвращались они в триумфальных ше-ствиях после победы. На его площадях оглашались постановления правительст-ва. В Кремль устремлялся восставший народ, властно заявляя о своих требованиях.
Политические успехи Москвы, развитие органов государственного управления требовали создания новой представительной резиденции государства. В Кремле на-чалась перестройка дворцов, соборов, крепостных стен и башен. Если считать 1472 г. — год закладки нового Успенского собора — началом, а 1516 г. — год окончания строительства кремлевских укреплений — концом строительного периода, то надо признать, что за жизнь одного поколения здесь был создан ансамбль, который, не-смотря на все перестройки и утраты, остается величавым памятником своей эпохи.
Один из путешественников ХV в., венецианец Контарини, посетивший Москву в 1475 г., записал, что все сооружения города, “не исключая самой крепости, деревян-ные”. Трудно сказать, почему белокаменный Кремль Дмитрия Донского произвел на Контарини впечатление деревянного, может быть, он был вычинен деревом в тех местах, которые пострадали от военных действий или пожаров в течение более чем столетнего его существования. Во всяком случае, к концу ХV в. крепость нуждалась в обновлении. С 1485 г. начали постепенно заменять белокаменные оборонительные строения кирпичными. Для руководства строительными работами были приглашены из городов Северной Италии опытные архитекторы и строители.
Новые стены стали возводить, не разбирая старых и не изменяя их направле-ния, а лишь несколько отступая от них наружу. Только в северо-восточной части, начиная от Спасской башни, стена была спрямлена, и тем самым территория крепости увеличилась. Протяженность укреплений стала более двух километров (2235 м), а площадь внутри стен составила 28 га.
Первой была сооружена Тайницкая башня. “... Тою же весной 29 мая была заложена на Москве-реке стрельница у Шишковых ворот, а под него выведен тайник; строил же ее Антон Фрязин...” — записано об этом событии в Новгородской летописи под 1485 г. Через два года мастер Марко Фрязин заложил угловую Беклемишевскую башню, а в 1488 г. Антон Фрязин начал строить другую угловую башню со стороны реки Москвы — Свиблову (в 1633 г. ее переименовали в Водовзводную). По выражению Петра I, ее “сама натура зело укрепила”. К 1490 г. возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Новые укрепления защитили в первую очередь южную сторону Кремля. Все, кто въезжал в Москву, видели их неприступность, и у них невольно зарождалась мысль о силе и мощи Московского государства.
В начале 1490 г. в Москву из Милана прибыл архитектор Петр Антоний Солари, и ему сразу же поручили строить башню с проездными воротами на месте старой Боровицкой и стену от этой башни до угловой Свибловой.
Вдоль западной стены Кремля протекала речка Неглинка, в устье имевшая топкие болотистые берега. От Боровицкой башни она резко поворачивала на юго-запад уходя довольно далеко от стен. В 1510 г. было решено спрямить ее русло, приблизив его к стене. Был вырыт канал, начинавшийся близ Боровицкой башни с выходом его в Москву-реку у Свибловой. Этот участок крепости в военном отношении оказывался еще более труднодоступным. К Боровицкой башне через Неглинку был переброшен подъемный мост. Подъемный механизм моста помещался во втором этаже башни.
Крутой высокий берег Неглинки
составлял естественный и надежный
рубеж обороны, поэтому после
возведения Боровицкой башни строительство
крепости было перенесено на ее северо-восточную
напольную сторону. В 1490 г. была построена
проездная Константино-
До 1493 г. Солари выстроил еще Фроловскую (Спасскую), Никольскую проезд-ные и угловую Собакину (Арсенальную) башни, “да стены до Неглинны”. В 1493 г. он скончался.
Запись о
строительстве новых
Высота кремлевских стен, не считая зубцов, колеблется от 5 до 19 м, а толщи-на — от 3,5 до 6,5 м. Высота кирпичных зубцов с двурогим окончанием в виде ласточ-киных хвостов равна: 2 — 2,5 м, а толщина их—от 64 до 70 см. Зубцы через один имеют щелевидные бойницы в виде узких печур; на наиболее уязвимых при обороне участках стены бойницы прорезаны в каждом зубце, а на некоторых даже по две — одна над другой. У подошвы стен с внутренней стороны сделаны широкие перекры-тые арками амбразуры для обстрела врага из тяжелых артиллерийских орудий.
Снаружи стены
Кремля кажутся мощными и
Южный участок стены выложен не по прямой, а по ломаной линии, имеющей к тому же общую кривую, обращенную внутрь Кремля. Изломы стены способствовали лучшему обзору местности на ближайших подступах к ней, а также позволяли защит-никам крепости вести прицельный огонь по осаждающим. Вся южная стена имеет од-ну высоту, и лишь у угловой Беклемишевской башни она резко повышается. Это вызвано тем, что северо-восточная часть стены более высокая, чем южная.
В 1516 г. вдоль восточной стены крепости, где ныне Красная площадь, был вы-рыт ров. Он имел ширину около 34 м, глубину — около 10 м и выложен белым камнем. По краю рва были сделаны невысокие стенки с зубцами, такие же, как и на кремлевской стене. Со стороны Москвы-реки также была сооружена дополнительная стенка с зубцами, которая не только выполняла оборонительные функции, но и пре-дохраняла фундаменты стен и башен от размыва водами реки. К Троицким воротам через Неглинку был переброшен каменный мост на девяти арках, защищенный от-водной стрельницей.
Кремлевские
укрепления ХV в. без заметных переделок
просуществовали до начала ХVII в. Хотя
и в ХVII в. не было сделано каких-либо
крупных изменений в рас-
Так Фролофская (Спасская) башня была надстроена для часов в 1625 г. Константино-Еленинская башня к XVII в. утратила свое былое значение; в ней разме-щался “разбойный приказ”, одно время она носила название “пыточной”. Проездная Тайницкая стала выездом к реке.
Близ Спасской башни, на стене, в ХVII в. была построена небольшая беседка с четырьмя столбами а виде кубышек, покрытая шатром. Она обычно называется Царской башенкой, так как будто бы царская семья отсюда наблюдала за событиями, происходившими на Красной площади. Однако более вероятно предположение, что эта башенка предназначалась для набатного колокола и вместе с соседней очень стройной и красивой глухой Набатной башней принадлежала к “спасскому набату”.
Довольно значительный урон был нанесен кремлевским стенам и башням войсками Наполеона при отступлении их в октябре 1812 г. Угловая Водовзводная башня была взорвана. В 1817 г. она была построена заново.
Очень сильно пострадала от взрыва и Никольская воротная башня. В 1730 г. она была одета в наряд стиля барокко в связи с тем, что против арсенала по проекту архитектора В. Растрелли для императрицы Анны был выстроен дворец, и Никольские ворота превратились в главный въезд в Кремль.
Первую каменную колокольню построили при Иване Калите в 1329 г. В летописи под 1505 г. в рассказе о строительстве новой колокольни говорится, что она зало-жена на месте старой и что старая была “иже под колоколы”; под 1508 г. отмечено окончание работ и одновременно названо имя мастера “колокольницы” — Бон Фря-зин. В 1532 — 1543 гг. к колокольне, с северной стороны, под руководством итальян-ца Петрока Малого пристроили звонницу для больших колоколов. В 1600 г. царь Борис Годунов велел надстроить колокольню; тем самым он хотел увековечить свое имя, однако в народном мнении она получила имя Ивана Великого, связанное с име-нем Ивана Калиты и Ивана III.
У подножия колокольни Ивана Великого стоит чудо литейного искусства XVIII в. — колокол, известный под названием Царь-колокол. Отлит он в 1733 - 35 гг. мастером Михаилом Моториным. Во время пожара 1737 г. колокол, находившийся в литейной яме, от неравномерного разогрева лопнул, и от него отвалился большой кусок. Раз-битый, лежал он в земле, вызывая всеобщее любопытство. В 1836 г. его извлекли из ямы и установили на специальный постамент. Вес колокола — 12327 пудов.
К этому же периоду относится крупнейшие и красивейшие сооружения Кремля: Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Грановитая полата, Царский дворец и еще множество церквей и зданий.
Кремль, несмотря на перестройку в ХVIII — ХIХ вв. части его древних укрепле-ний, в целом не потерял своих художественных качеств единого ансамбля. Каждая башня Кремля красива сама по себе, но их сочетание друг с другом, с другими постройками Кремля и с городом создает наиболее впечатляющие образы.
КРЕМЛЬ В ХVIII — ХIX ВЕКАХ
Средневековый ансамбль Кремля, достигший к концу ХVII в. наивысшего худо-жественного расцвета, в ХVIII и последующих веках переживает процесс изменений, в основе которых лежало новое эстетическое мировоззрение, а также иные потребности быта и комфорта. Стиль классицизма постепенно становится господствующим. Улицы Кремля из узких и кривых превращаются в широкие и прямые, площади при-обретают геометрические очертания, симметричные фасады зданий украшаются ко-лоннадами.
Конец ХVII — начало ХVIII в. в русской истории стал рубежом между древней и новой Россией. События этих лет наложили свой отпечаток и на архитектурный облик Кремля и на его значение в политической и идеологической жизни страны.
Петр I, пережив в Кремле неприятные дни во время правления властолюбивой сестры — бунт стрельцов, находясь в столице, предпочитал жить в ее новых районах: Измайлово, Преображенском, Лефортово. Дворцы Кремля постепенно приходили в запустение. А основание молодым царем в 1703 г. новой столицы России на берегах Невы еще больше поставило древнюю резиденцию в подчиненное положение.
Во время большого пожара, происшедшего в городе в 1701 г., в Кремле сгорели почти все деревянные строения, а многие каменные были повреждены. Петр I, занятый войной со Швецией, строительством флота, реорганизацией армии и другими государственными проблемами, мало уделял внимания древней резиденции. Как и Петр, его преемники также не стремились сохранять дедовские постройки.
А из-за переезда царской семьи в Петербург царский дворец ХV — ХVII вв. со всеми примыкающими к нему многочисленными административными и хозяйствен-ными помещениями совсем пришел в упадок. Лишь соборы и монастыри, удовлетворяя требованиям мало изменившегося богослужения, сохранили свою древнюю архитектуру.
Жизнь в Кремле оживлялась лишь во время официальных государственных церемоний. Наезды в Москву царей и двора для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцовых и административных зданий и возведению вре-менных дворцов.
Пожар 1737 г. нанес Кремлю значительный ущерб, но наибольший урон его древние сооружения потерпели при Екатерине II.
В 1767 г. архитектору В. И. Баженову было поручено разработать проект нового Кремлевского дворца. Это задание было вызвано, с одной стороны, желанием Екатерины II благоустроить сильно запущенный Кремль, построить дворец, отвечавший ее требованиям к комфорту и художественным вкусам, а с другой — желанием повысить роль Москвы в жизни государства и Европы как национального центра России. Во-одушевленный глубоко патриотической идеей, Баженов в своем проекте использовал весь опыт мировой и отечественной архитектуры.
В 1772 г. начались земляные работы, а в 1773 г. состоялась закладка дворца. Однако через два года, под предлогом того, что грунт кремлевского холма оказался слабым для столь большого и шикарного здания, Екатерина II приказала прекратить строительство. Но существовала и другая, более серьезная причина, послужившая прекращению работ, — для осуществления грандиозного проекта Баженова в это время не хватало материальных средств. В связи с возведением дворца в Кремле было снесено много древних зданий. В случае осуществления проекта Баженова Мо-сква обрела бы великолепный ансамбль, но вместе с тем и утратила бы неповторимую красоту древнего Кремля.
В самом конце ХVIII в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля; было решено разобрать пришедшие в ветхость дворцовые здания, возвести новый дворец, дом московского дворянского собрания и некоторые другие. Все работы были поручены М.Ф. Казакову. По его плану все старые здания и постройки древнего Кремля должны были остаться нетронутыми.