История мировых цевилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1: на основе, каких критериев выделяются унитарно-стадиальный и циклический подходы к осмыслению всемирной истории.
1 подход: Унитарно-стадиальный подход заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает существование стадий развития человечества в целом.
2 подход: История человечества раздроблена не только в пространстве,

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 17.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ПЕРВОГО  ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА»

 

ИНСТИТУТ  ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Теоретико-методологические подходы к постижению истории

 

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО ИСТОРИИ МИРОВЫХ ЦЕВЕЛИЗАЦИЙ

 

 

 

Преподаватель, проф                             ________________        В.Э. Лебедев

 

Студент гр. ФОЗ-120309д        ________________        Ф. И. Петрова

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург  2012

 

Вопрос 1: на основе, каких критериев выделяются унитарно-стадиальный и циклический подходы к осмыслению всемирной истории.

1 подход: Унитарно-стадиальный подход заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает существование стадий развития человечества в целом.

2 подход: История человечества раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одних и тех же происходящих как параллельно, так и друг за другом историй множества обществ, совокупность множества циклов.

Согласно такой точке зрения не существует ни человеческого общества в целом, ни всемирной истории  как единого процесса. Соответственно не может быть и речи о стадиях  развития человеческого общества в  целом и тем самым об эпохах мировой истории.

Вопрос 2: В каких феноменах духовной культуры человечества берут свои истоки унитарно-стадийный и циклический подходы к постижению истории.

Унитарно-стадийный подход берет начало в древности - в иранско-хороастрийской среде и ветхозаветном сознании, на базе которого сложилась христианская историософия.

Циклическая модель мировосприятия сформировалась в древнеземледельчиских цивилизациях и получила философскую интерпретацию в Древней Греции.

Вопрос 3: Почему обращение только к унитарно-социальному или циклическому подходу к постижению истории неизбежно приведет к его редуцированию.

Потому что не соединение противоречит Тойнби, ему удалось  соединить их и тем самым преодолеть относительно узкие рамки античной интерпретации идеи круговорота  истории, когда ее развитие мыслилось  по кругам бесплодных повторений, единообразно, и представить в контексте  циклической модели движении истории  по спирали, т. е. как бы по кругам, но в конечном счете -  к прогрессу.

Вопрос 4: В табл. 3 представлены концептуальные модели исторического мышления. Определите, как соотносятся с ними унитарно-стадийный и циклический подходы к осмыслению всемирной истории.

В обоих случаях можно  выделить одинаковые модели истории, а  именно: доминирующую форму общественного сознания, траекторию исторического движения, онтологический статус истории, горизонт исторического пространства, историк исторического движения.

Вопрос 5: Сравните на основе данных таблицы 3 в соответствии с предложенными критериями античную и средневековую, нововременную и постмодернисткую концептуальные модели постижения истории.

Доминирующая форма общественного  сознания: на античную модель повлияла – мифология, на средневековую –  религия. Взять же нововременную и постмодернистскую модели, на них повлияла наука, но на первую модель – классическая, на вторую – постклассическая.

Траектория исторического  развития: у античной и средневековой нет ничего общего, что касается и нововременной и постмодернистской. Если же взять средневековую и нововременную, то совпадение в линеарной модели.

Онтологический статус истории: с развитием общества развивается  осмысление человека, что выражается в этом критерии. Если в античной человек рассматривал бытие связанное с природой, то по мере изучения мира, меняется и мировоззрение, таким образом, в постмодернистской модели он рассматривает историю как пересечение двух планов бытия: земного и небесного.

Горизонт исторического  пространства: при аничности – единство единичного, при средневековой и нововременной моделях – единство в единообразии, то уже в постмодернистской – единство в многообразии.

Источник исторического  движения: с развитием общества развивается  осмысление человека, что выражается в этом критерии.

 


Информация о работе История мировых цевилизаций