Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:30, контрольная работа
Вопрос 1: на основе, каких критериев выделяются унитарно-стадиальный и циклический подходы к осмыслению всемирной истории.
1 подход: Унитарно-стадиальный подход заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает существование стадий развития человечества в целом.
2 подход: История человечества раздроблена не только в пространстве,
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА»
ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретико-методологические подходы к постижению истории
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ МИРОВЫХ ЦЕВЕЛИЗАЦИЙ
Преподаватель, проф
Студент гр. ФОЗ-120309д ________________ Ф. И. Петрова
Екатеринбург 2012
Вопрос 1: на основе, каких критериев выделяются унитарно-стадиальный и циклический подходы к осмыслению всемирной истории.
1 подход: Унитарно-стадиальный подход заключается во взгляде на всемирную историю как на один единый процесс поступательного, восходящего развития человечества. Такое понимание истории предполагает существование стадий развития человечества в целом.
2 подход: История человечества раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одних и тех же происходящих как параллельно, так и друг за другом историй множества обществ, совокупность множества циклов.
Согласно такой точке зрения не существует ни человеческого общества в целом, ни всемирной истории как единого процесса. Соответственно не может быть и речи о стадиях развития человеческого общества в целом и тем самым об эпохах мировой истории.
Вопрос 2: В каких феноменах духовной культуры человечества берут свои истоки унитарно-стадийный и циклический подходы к постижению истории.
Унитарно-стадийный подход берет начало в древности - в иранско-хороастрийской среде и ветхозаветном сознании, на базе которого сложилась христианская историософия.
Циклическая модель мировосприятия сформировалась в древнеземледельчиских цивилизациях и получила философскую интерпретацию в Древней Греции.
Вопрос 3: Почему обращение только к унитарно-социальному или циклическому подходу к постижению истории неизбежно приведет к его редуцированию.
Потому что не соединение противоречит Тойнби, ему удалось соединить их и тем самым преодолеть относительно узкие рамки античной интерпретации идеи круговорота истории, когда ее развитие мыслилось по кругам бесплодных повторений, единообразно, и представить в контексте циклической модели движении истории по спирали, т. е. как бы по кругам, но в конечном счете - к прогрессу.
Вопрос 4: В табл. 3 представлены концептуальные модели исторического мышления. Определите, как соотносятся с ними унитарно-стадийный и циклический подходы к осмыслению всемирной истории.
В обоих случаях можно выделить одинаковые модели истории, а именно: доминирующую форму общественного сознания, траекторию исторического движения, онтологический статус истории, горизонт исторического пространства, историк исторического движения.
Вопрос 5: Сравните на основе данных таблицы 3 в соответствии с предложенными критериями античную и средневековую, нововременную и постмодернисткую концептуальные модели постижения истории.
Доминирующая форма
Траектория исторического развития: у античной и средневековой нет ничего общего, что касается и нововременной и постмодернистской. Если же взять средневековую и нововременную, то совпадение в линеарной модели.
Онтологический статус истории: с развитием общества развивается осмысление человека, что выражается в этом критерии. Если в античной человек рассматривал бытие связанное с природой, то по мере изучения мира, меняется и мировоззрение, таким образом, в постмодернистской модели он рассматривает историю как пересечение двух планов бытия: земного и небесного.
Горизонт исторического пространства: при аничности – единство единичного, при средневековой и нововременной моделях – единство в единообразии, то уже в постмодернистской – единство в многообразии.
Источник исторического движения: с развитием общества развивается осмысление человека, что выражается в этом критерии.