История местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:23, реферат

Описание работы

Исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения местного самоуправления в России. Одни ведут отчет российского городского самоуправления с рубежа XI – XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик – Новгорода и Пскова. Они считали вече (от славянского «вет» – совет) органом народной власти, народоправства. Другие же видели в народном вече атрибут феодальной государственности.

Работа содержит 1 файл

История местного самоуправления и вопросы местного значения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Послесталинские годы не стали периодом больших изменений в системе управления страной. Директивно–репрессивная машина по управлению экономикой, возникшая  в 30 – 50-е годы не претерпела значительных изменений в свете реформ Н. Хрущева, суть которых свелась к отказу от самых одиозных элементов сталинского государственного строительства.  Экономическая власть и прерогатива определять стратегию развития страны, в том числе и на местах, сосредоточились в руках партийно-промышленной административной элиты в центре. Региональные же власти не имели реальных рычагов управления и планирования экономической политики на местах. Им отвадилась лишь роль исполнителей той политики, которая диктовалась сверху, зачастую без учета местных производственных,  ресурсных, национальных и иных особенностей.

     Последние несколько лет советской истории отличались сложностью и противоречивостью политики центра по отношению к регионам. В один период времени принимались меры по усилению централизации власти, в другой период регионам давалась большая свобода по выработке, в частности, экономической политики. Такое отсутствие стабильного подхода было обусловлено упадком социалистической политики, быстрым и всеобщим отрицанием отжившей системы общественных отношений, распадом Советского государства в целом.

     Развитие  местного самоуправления в период перестройки

     Реформы национально–государственного устройства, федеративных отношений и местного самоуправления начала 90-х  гг. назрели и были обусловлены как объективными историческими предпосылками, так и действиями конкретных лидеров, партий, групп. В период с 1991 по 1993 гг. был принят ряд законов на уровне СССР и РСФСР, которые, по своему замыслу, должны были  стабилизировать ситуацию и внести ясность в порядок управления страной. По Закону от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» впервые в практике советского строительства были предоставлены значительные права местным органам власти. Советам было дано право владеть собственностью, формировать органы управления, разрабатывать, утверждать и исполнять бюджет, а также  налаживать внешнеэкономические связи.

     6 июля 1991 года Верховный совет РСФСР принял Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который явился кульминационной точкой в развитии местного самоуправления в Советской России. Закон предусматривал:

  • расширения сферы государственной власти, к которой были отнесены края, области, республики в составе РСФСР, автономные области и округа, т. е. произошла серьезная деконцентрация власти;
  • формирование новой территориальной структуры местного самоуправления (районы, города, районы в городах, поселки и т.д.)
  • деконцентрация власти на уровне местного самоуправление, т. е. выделение представительных и исполнительных органов власти.

     Острые  политические разногласия на федеральном  уровне в сентябре – октябре 1993 года привели к очередному кризису власти, который разрешился революционными изменениями – разгоном Президентом съезда и Верховного Совета РСФСР и полной ликвидации местной власти как таковой, в результате чего Советы всех уровней прекратили свою деятельность.  В октябре 1993 года по Указу Президента "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления" в Российской Федерации деятельность Советов была прекращена и все их функции возложены на местные администрации. В декабре 1993 года вступила в силу новая Конституция РФ, которая внесла ряд принципиальных новаций и установок, развивающих концепцию местного самоуправления. Согласно ст.12 Конституции власть в стране организационно разделилась на два уровня - систему государственной власти и систему местного самоуправления. Выведение системы местного самоуправления из общей системы государственной власти и придание ей самостоятельного статусы явилось попыткой преодолеть доминирующую на протяжение всего советского периода тенденцию к огосударствлению местных органов власти.

     Источники:

     Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург, 1998. – 296 с.

 

     

     2. Вопросы местного значения и  полномочия органов местного  самоуправления 
      
 
     

     

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

     

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

     

При этом часть  вопросов, таких как, например, организация  в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

     

Вопросы организации  ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых  отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

     

Формы непосредственного  участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

     

Активное участие  в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный  район. В исключительных случаях  вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.   

     

2. В соответствии  с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».  

     

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.   

     

3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?   

     

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

     

Чаще всего  государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с  целью экономии денежных средств  и более эффективной реализацией  переданных полномочий.

     

В пример можно  привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

     

На исполнение государственных полномочий муниципалитет  должен получать субвенции из бюджета  субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

     

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано  обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

     

Органы государственной  власти со своей стороны обязаны  следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

     

В случае дальнейшего  ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.   

     

4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?   

     

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

     

1) утверждение,  исполнение бюджета поселения  и контроль за исполнением  данного бюджета; 

     

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

     

3) определение  порядка владения, пользования и  распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности  поселения: 

     

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

     

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

     

6) определение  первичных мер пожарной безопасности  в границах населенных пунктов  поселения;

     

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

     

8) создание условий  для массового отдыха жителей  поселения и организация обустройства  мест массового отдыха населения; 

     

9) установление  правил сбора и вывоза бытовых  отходов и мусора;

     

10) установление  правил благоустройства и озеленения  территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

     

11) утверждение  генеральных планов поселения,  правил землепользования и застройки,  утверждение местных нормативов  градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

     

12) установление  правил оказания ритуальных услуг  и содержание мест захоронения; 

     

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Информация о работе История местного самоуправления в России