Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:23, реферат
Исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения местного самоуправления в России. Одни ведут отчет российского городского самоуправления с рубежа XI – XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик – Новгорода и Пскова. Они считали вече (от славянского «вет» – совет) органом народной власти, народоправства. Другие же видели в народном вече атрибут феодальной государственности.
Послесталинские годы не стали периодом больших изменений в системе управления страной. Директивно–репрессивная машина по управлению экономикой, возникшая в 30 – 50-е годы не претерпела значительных изменений в свете реформ Н. Хрущева, суть которых свелась к отказу от самых одиозных элементов сталинского государственного строительства. Экономическая власть и прерогатива определять стратегию развития страны, в том числе и на местах, сосредоточились в руках партийно-промышленной административной элиты в центре. Региональные же власти не имели реальных рычагов управления и планирования экономической политики на местах. Им отвадилась лишь роль исполнителей той политики, которая диктовалась сверху, зачастую без учета местных производственных, ресурсных, национальных и иных особенностей.
Последние несколько лет советской истории отличались сложностью и противоречивостью политики центра по отношению к регионам. В один период времени принимались меры по усилению централизации власти, в другой период регионам давалась большая свобода по выработке, в частности, экономической политики. Такое отсутствие стабильного подхода было обусловлено упадком социалистической политики, быстрым и всеобщим отрицанием отжившей системы общественных отношений, распадом Советского государства в целом.
Развитие местного самоуправления в период перестройки
Реформы национально–государственного устройства, федеративных отношений и местного самоуправления начала 90-х гг. назрели и были обусловлены как объективными историческими предпосылками, так и действиями конкретных лидеров, партий, групп. В период с 1991 по 1993 гг. был принят ряд законов на уровне СССР и РСФСР, которые, по своему замыслу, должны были стабилизировать ситуацию и внести ясность в порядок управления страной. По Закону от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» впервые в практике советского строительства были предоставлены значительные права местным органам власти. Советам было дано право владеть собственностью, формировать органы управления, разрабатывать, утверждать и исполнять бюджет, а также налаживать внешнеэкономические связи.
6 июля 1991 года Верховный совет РСФСР принял Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который явился кульминационной точкой в развитии местного самоуправления в Советской России. Закон предусматривал:
Острые политические разногласия на федеральном уровне в сентябре – октябре 1993 года привели к очередному кризису власти, который разрешился революционными изменениями – разгоном Президентом съезда и Верховного Совета РСФСР и полной ликвидации местной власти как таковой, в результате чего Советы всех уровней прекратили свою деятельность. В октябре 1993 года по Указу Президента "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления" в Российской Федерации деятельность Советов была прекращена и все их функции возложены на местные администрации. В декабре 1993 года вступила в силу новая Конституция РФ, которая внесла ряд принципиальных новаций и установок, развивающих концепцию местного самоуправления. Согласно ст.12 Конституции власть в стране организационно разделилась на два уровня - систему государственной власти и систему местного самоуправления. Выведение системы местного самоуправления из общей системы государственной власти и придание ей самостоятельного статусы явилось попыткой преодолеть доминирующую на протяжение всего советского периода тенденцию к огосударствлению местных органов власти.
Источники:
Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург, 1998. – 296 с.
2.
Вопросы местного значения и
полномочия органов местного
самоуправления
|
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).
При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.
Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.
Формы непосредственного
участия населения в
Активное участие
в решении вопросов местного значения
поселений принимает
2. В соответствии
с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального
Закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
к вопросам местного значения городского
округа относится «организация оказания
на территории городского округа скорой
медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной),
первичной медико-санитарной помощи в
стационарно-поликлинических и больничных
учреждениях, медицинской помощи женщинам
в период беременности, во время и после
родов». Просим разъяснить, какие виды
медицинской помощи подразумеваются под
термином «первичная медико-санитарная
помощь в стационарно-поликлинических
и больничных учреждениях».
В соответствии
с Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная
помощь включает: лечение наиболее распространенных
болезней, а также травм, отравлений и
других неотложных состояний; проведение
медицинской профилактики важнейших заболеваний;
санитарно-гигиеническое образование;
проведение других мероприятий, связанных
с оказанием медико-санитарной помощи
гражданам по месту жительства (статья
38). Порядок оказания первичной медико-санитарной
помощи гражданам, имеющим право на получение
набора социальных услуг, утвержден приказом
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 22 ноября
2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации идет подготовка
нормативно-правовых актов, определяющих
порядок оказания первичной медико-санитарной
помощи и для других категорий граждан.
3. Как могут передаваться
государственные полномочия органам местного
самоуправления?
Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.
Чаще всего
государственные полномочия передаются
органам местного самоуправления с
целью экономии денежных средств
и более эффективной
В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.
На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.
Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.
Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.
В случае дальнейшего
ненадлежащего исполнения органами
местного самоуправления переданных государственных
полномочий органы государственной власти
вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.
4. По каким вопросам
местного значения необходимо принимать
нормативные правовые акты?
В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:
1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:
4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;
6) определение
первичных мер пожарной
7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;
8) создание условий
для массового отдыха жителей
поселения и организация
9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
10) установление
правил благоустройства и
11) утверждение
генеральных планов поселения,
правил землепользования и
12) установление
правил оказания ритуальных
13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Информация о работе История местного самоуправления в России